Posted 15 июля 2008,, 16:54

Published 15 июля 2008,, 16:54

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Уфимская публика заночевала в музее

15 июля 2008, 16:54
Столица Башкирии, наряду с Москвой, стала участницей международного арт-проекта «Ночь в музее» впервые. И провела сразу две акции - в Конгресс-холле и музее имени Нестерова. Конечно, ночами их можно назвать условно – все случилось с 19 часов вечера до полуночи, – но и это довольно прогрессивно для провинциального города, не избалованного подобными художественными проектами.

Международная акция «Ночь в музее», к которой уфимцы приобщилась лишь в этом году, была придумана в Германии еще десять лет назад. После того, как в 2005 году ее официально утвердил Совет Европы, дело пошло гораздо быстрее. И вот уже 145 стран мира ежегодно, в Международный день музеев, собирает в галереях и экспозициях небывалое количество посетителей. В эту ночь в круглосуточном режиме работали две тысячи хранилищ. Все желающие смогли бесплатно пройти в основные экспозиции столичных музеев, совершить дневные пешеходные экскурсии и встретить полночь в двух усадьбах и шести музеях.

Подобные мероприятия проходят под определенной тематикой, с выступлением музыкальных и театральных коллективов, демонстрацией фильмов. Например, Музей истории Франции подготовил грандиозный спектакль «Воссоздание Средневековья». Зрители увидели костюмированное представление с боями и соколиной охотой, окунувшись в ушедшую эпоху. Дом-музей Булгакова провел театрализованную экскурсию по ночной булгаковской Москве с участием персонажей бессмертного романа писателя «Мастер и Маргарита».

Художники против торговцев

В первую ночь Музеем современного искусства стал торгово-развлекательный комплекс «Дружба», что расположился под Конгресс-холлом. Вход в импровизированный музей осуществлялся строго по пригласительным, что еще больше интриговало публику. Потом, как водится, входили уже все подряд, но тщеславие первых прибывших было удовлетворено. Приглашенных встречала арт-группа в безумных фрик-костюмах и предлагала угоститься странным сочетанием - суши и шампанским. Посетители увидели нечто среднее между московским Арт-Манежем и модной галереей «Винзавод», художественно освоившей пространство бывшего алкогольного производства. Устроителям уфимской ночи было где развернуться: масштабные торговые пространства до сих пор не освоены владельцами бутиков, а потому пустующие и почем зря простаивающие площади с удовольствием обжили галеристы, художники, скульпторы, фотографы, дизайнеры и театральные коллективы. Пусть и на одну ночь. Каждому был выделен отдельный бокс, творческим осмыслением и оформлением которого занималась обитающая в нем творческая единица. Можно сказать, что «Ночь в музее» превратилась в смотр художественной деятельности – зрителям было представлено все самое яркое, что происходило за минувший год на разных выставочных площадках города. На глазах гостей вечера рождались произведения разных направлений – аэрографии, декора, street art, hand-made, традиционной живописи. Здесь и удачные экспозиции Павла Зыкина (галерея «Гостиный Двор»), студенток УГАЭС (галерея «ACADEMIA») и менее удачные, как например, невнятная «Ломография» («Musicus bar»). Отдельного упоминания стоят Константин Коврик и Михаил Прохоров, студенты факультета дизайна среды УГАЭС. Они единственные, кто не только развесил фото по стенкам, но и представил под них целую концепцию. Их бокс за оградительными черно-желтыми лентами представлял собой магазин будущего по продаже воздуха «ГОСВОЗДУХ» - его посетителям предлагалось купить трехлитровую банку чистого воздуха и ознакомиться с новостями будущего. В этом футуристическом антураже их серия фото в стиле industrial приобретала более глубокий смысл. Интересные коллекции представили галереи «Мирас» и «Башфото». Первая в стильном ослепительно белом боксе лаконично, но звучно подала своих самых сильных художников Рината Волигамси, Радика Гарифуллина, Ильгиза Насибуллина. Вторая сделала ставку на плеяду молодых художников – Тимофея Дорофеева, Евгения Севастьянова, Ольгу Цымболенко и других. К полуночи зрители немного заскучали – боксы были успешно освоены по нескольку раз, фэшн-показы от молодых дизайнеров завершились, роллы съедены. Ситуацию спасла Мастерская театральных миниатюр имени Меня. Ее руководитель Екатерина Темнова так удачно распределила время, что каждые полчаса зрители собирались посмотреть очередную миниатюру, а в остальное время могли продолжать осмотр. Завершилось действо демонстрацией видеоинсталляций приглашенной звезды - московского ви-джея Вадима Эпштейна.

Убийственный Севастьянов

Музей имени Нестерова, располагающийся в особняке Лаптева (как многим стало известно в эту ночь), поразил журналистов громадьем планов. Галерея «Аймак» предложила провести мероприятие под пафосным девизом: «Экология среды, экология духа – вызовы времени», предполагая тем самым привлечь внимание общественности к этим проблемам, напомнить об ответственности, прежде всего, гражданской. Поминутно расписанная программа мероприятия поражала воображение обилием задумок. Значились не только песни, стихи и речи, но и международные радиомосты, перформансы, чайная церемония, выступления театральных коллективов и мастер-классы. Что всему этому помешало, осталось за кадром. Более того, мероприятие проигнорировало большинство приглашенных, призванных придать культурному событию определенную статусность.

Правда, первая, не особо затратная акция - «Обратная связь» («Бутылочная почта в воздушном океане») была успешно осуществлена. Начало «Ночи» было отмечено запуском воздушного шара с письмом для музея той местности, где послание будет обнаружено. Дальше все пошло гораздо скромнее, экспромтом, игнорируя программу как таковую. В музейном дворике наяривали рок-н-ролл музыканты Boogie Band - коллектив экс-гитариста «ДДТ» Рустема Асанбаева, в залах музея посетители наслаждались классической музыкой, а в багетной мастерской «Аймак» на экране крутили запись перформансов столетней давности. Но уфимцы, не избалованные событиями неофициальной культуры, не терялись и по большей части развлекали себя сами, благо теплая погода этому способствовала. Время от времени художник-акционист Евгений Севастьянов разнообразил досуг своей четырехчастной акцией протеста «Убить дракона в себе», направленной «против бездуховности, меркантильности и потребительского отношения».

Достаточно сложно, да и не всегда нужно разъяснять каждый жест перформаниста – эта импровизация больше рассчитана на то, чтобы вызвать у зрителей определенные эмоции, разбудить фантазию. Тем не менее, общий сюжет всегда присутствует. Растянувшийся на несколько частей перформанс Евгения иллюстрировал борьбу человека со своими пороками. Наистрашнейшим из них является для художника чревоугодие – поэтому манипуляции с продуктами питания в первой серии перформанса не должны были вызвать у зрителя ничего, кроме отвращения. Сам художник, по большей части находящийся в смирительной рубашке, олицетворял мучения грешника, находящегося в плену собственных поступков. Замазывание черной краской символической «иконы» с изображением Богородицы в исполнении самого художника, не имело ничего общего с антирелигиозной пропагандой – так Евгений пытался показать нашу отдаленность от светлых идеалов. Финалом этой эпопеи становится смерть нераскаявшегося человека, которая происходит среди житейской грязи (краска, земля) и ненужной суеты (пена на лице художника как «пена дней»). Удастся ли наблюдающим это действо «убить дракона в себе» целиком и полностью зависит от них самих. Дело художника, так сказать, «вскрывать язвы общества».

В символической форме неутомимый художник так самозабвенно клеймил основные человеческие пороки, что им, в порыве чувств валяющимся на траве, заинтересовалась милиция. Однако директор музея Файзрахман Исмагилов был начеку и вовремя защитил молодого художника и, можно сказать, все уфимское актуальное искусство.

- Если подобные перформансы существуют, значит кому-то они нужны, - признался Файзрахман Абдрахманович. - Люди все разные – кто-то любит солененькое, кто-то сладенькое. Кому-то перфомансы нужны, а кому-то Айвазовского подавай. Я считаю, что никто не должен быть обиженным. Каждый, как говорится, сходит с ума по-своему, в хорошем смысле. Было время, когда картины Малевича характеризовали как «мазня», а сегодня отношение к нему совсем другое.

Как правило, подобные акции проходят с большим успехом и аншлагами для музеев. Оно и немудрено: у обывателя слово «музей» ассоциируется со злобными старушками-смотрительницами и запыленными экспонатами. В эту же ночь все по-другому. Можно придти в самое романтическое время суток и не напороться на вывеску «закрыто», можно фотографировать везде, можно танцевать рок-н-ролл во дворе, в общем, сплошные «можно». Таким образом, этот беспроигрышный пиар-ход способствует пропаганде музеев и искусства в целом.

- Людям просто необходимы подобные сеансы оздоровления души, как я их называю, - продолжает Файзрахман Абдрахманович. - Кто вошел в музей, выходит оттуда духовно очищенным. Особенно это актуально в наше стрессовое время. В музеях нет суеты, одно величие и умиротворенная вечность. А ведь тяжесть на душе имеет свойство влиять и на физическое здоровье. Кто-то из-за финансовых трудностей не может посетить музей, а тут два дня мы бесплатно открыли свои двери, да еще до поздней ночи. Всего к нам пришло около двух тысяч человек. В первый день было особенно трудно: первый час ночи, а народ все идет и идет. Впервые нам пришлось не заманивать, а выпроваживать посетителей и закрывать ворота. Но и работникам музеев нужно находиться в постоянном движении. Отслеживать настроение публики – чем она интересуется сегодня и что будет интересно ей завтра. Мы у себя пытаемся этим заниматься: собираемся, обсуждаем. В прошлом году, например, организовали выставку работ московского живописца Саргея Андрияки. В следующем планируем выставить произведения Зураба Церетели.

Когда участникам «Ночи в музее» стало уже очень весело, были подведены итоги беспроигрышной лотереи и счастливые обладатели билетов получили на память небольшие копии картин уфимских художников.

Кристина АБРАМИЧЕВА.

"