Posted 15 января 2008,, 20:03

Published 15 января 2008,, 20:03

Modified 10 ноября 2022,, 19:04

Updated 10 ноября 2022,, 19:04

Статуэтку <Ники> актриса Татьяна Васильева использует для жарки цыпленка-табака

15 января 2008, 20:03
Татьяна Васильева сыграла главную роль в гастрольном спектакле <Второе дыхание>, который смогли увидеть жители столицы Башкирии. Пьеса Кирилла Андреева, в которой также приняли участие Владимир Долинский, Наталья Щукина, Ирина Домнинская и Андрей Бутин, - редкостная бредятина даже для антрепризного проекта. В спектакле отсутствовал внятный сюжет, зато в достатке наличествовали глупейшие диалоги и нелепейшие, даже для <легкой комедии>, ситуации, которые могли прийти в голову автора только с великого перепоя.

Героиня Васильевой – зачуханная школьная училка. Она ни разу не была в ресторане, никогда не накладывала макияж, и не носила вечерние платья. Ей дороги только две вещи – мундир подбитого и погибшего мужа-летчика и бюстик Пушкина, с которым она никогда не расстается. Неожиданно для себя самой она решает подменить заболевшую дочь-проститутку, и у серой мыши открывается второе дыхание, когда она преображается до неузнаваемости. Актриса сменяет растянутые на коленках треники, шерстяные носки и замызганный халат на красное вечернее платье с мехами, туфли на каблуках и рыжий объемный парик, становясь похожей на чучело. Напившись шампанского, Васильева своим фирменным утробным голосом несет какую-то ересь, приправляя ее бородатыми анекдотами. Долинский, исполняя роль ее состоятельного клиента, неожиданно предстает перед публикой с голой задницей, демонстрируя обвислые ягодицы. А в следующей сцене Васильева со своим кудрявым мочалом на голове уже лезет к нему в область паха, изображая оральные ласки. Правда, стыдливо прикрыв голову одеялом. По задумке режиссера¸ это, без сомнения, самые ударные сцены комедии. И действительно после этого гогочущий зал трудно успокоить – зритель хочет еще и еще. Все второе действие Васильева собирается в романтическое путешествие в Париж и ходит по сцене со скомканным парашютом за спиной, хотя ее героиня отнюдь не выглядит умалишенной. В финале учительница не перестает отвечать на телефонные звонки – клиентура отказывается верить, что ночной бабочкой она работала раз, да и то – по необходимости. Под занавес телефон трезвонит в последний раз. Недвусмысленно намекается, что услугами самодеятельной проститутки желает воспользоваться глава российского государства.

Судя по «Второму дыханию» сегодня исполнительница готова играть где угодно и кого угодно. Блистательная клоунесса и гениальная трагическая актриса, Васильева нынче и не скрывает, что в последние годы тупо зарабатывает на жизнь, ограничив свою деятельность лишь участием в глуповатых молодежных кинокомедиях и подобных сомнительных антрепризных проектах, в которых пару ей чаще всего составляет Валерий Гаркалин.

– В приличных домах слово «антреприза» не произносится. Между тем она давно перестала быть халтуркой для столичных звезд, решивших влегкую накосить деньжат в провинции. Спектакли ставятся и играются вполне профессионально, без скидок и натяжек. Во всяком случае, мне краснеть не за что, – безапелляционно заявляет актриса. – Да, я прилично зарабатываю на антрепризе, но и пахать приходится прилично. В прошлом году из самолетов и поездов не вылезала, чемодан дома не успевала распаковывать. Моталась по гастролям, параллельно успевая сниматься в сериалах, за которые никто по головке не гладил, не говорил, мол, сыграла потрясающую роль. Зато купила две квартиры в Москве - сыну и дочке. Знаете, сколько столичный квадратный метр сейчас стоит? И это сделала мать-одиночка, которой неоткуда ждать помощи...

Большинство зрителей и не догадывалось, что в спектакле небольшую роль исполнил сын актрисы – Филипп Васильев, имя которого не было упомянуто в афишах. Тридцатилетний Филипп, закончивший юридический факультет университета землеустройства и не имеющий специального образования, занялся актерством по настоянию звездной родительницы. Теперь заботливая мамаша засовывает великовозрастного детину во все антрепризные проекты, в которых принимает участие. Лишь недавно Филипп начал получать профильное образование во ВГИКе, где учится на режиссера.

– Хорошо помню, как мне мешали родители, не позволяя идти в актрисы. Папа даже приезжал в Москву из Питера, чтобы забрать мои документы из Школы-студии МХАТ, когда я туда поступила. У отца были свои представления, чем должна заниматься дочь. Он работал слесарем последнего разряда и мечтал, чтобы я пошла в стоматологи, работала протезистом. Он был уверен, что это самая прибыльная профессия. Теперь я о многом жалею. Если бы у меня была возможность прожить другую жизнь, я бы иначе ее построила. Я не сделала бы своей профессией актерство - этого монстра, который меня сожрал с потрохами. Я бы выбрала спокойную профессию, которая бы меня так не тревожила, не сводила с ума, не лишала сна.

С кино у Васильевой тоже в последние годы не складывается. В 90-е актриса засветилась в большом количестве низкопробных пошловатых комедий – «Болотная Street, или Средство против секса», «Бабник-2», «Большой капкан, или Соло для кошки при полной Луне», «Хочу в Америку», «Жених из Майами» и многих других. Но случаются и редкие исключения. Недавний проходной тинейджерский фильм «Попса» состоялся во многом благодаря нерастраченному таланту актрисы. Она блистательно сыграла властную шоу-бизпродюсершу, эдакую железную леди, которая на поверку оказывается простой бабой, не лишенной человеческих чувств.

Правда, следом Васильева скопировала удачный образ, сыграв подобную злую тетку – директора рекламного агентства – в картине «В ожидании чуда».

– Фильмов, за которые мне стыдно – большинство, – неожиданно рубанула правду актриса. – И чаще всего те картины, которые имеют успех у публики, мне категорически не нравятся. Сегодня дельных предложений тоже мало. Иногда соглашаюсь, потому что режиссер хороший и тебе хочется поработать с ним, невзирая на роль. Иногда иду в проект оттого, что ничего другого просто нет. Лучше работать, чем отдыхать. Я сегодня отказываюсь играть истории с плохим финалом. Мне кажется, жизнь и так тяжелая, пусть хоть фильмы заканчиваются хеппи-эндом.

В 1992 году Васильева снялась в драме «Увидеть Париж и умереть». За эту роль она получила приз «Ника» и премию «Кинотавра».

– Страшно злюсь на все эти призы, звания и ордена, которые ровным счетом ничего не меняют в моей жизни. По мне – лучше вовсе не получать наград, чем такие. Это же чистейшей воды профанация и жлобство. Я вспоминаю, как, будучи народной артисткой, сдавала свою квартиру на Таганке, а сама жила в Переделкине. Ютилась в съемной комнатушке вместе с мужем, двумя детьми, свекровью и мамой. Деньги нужны были позарез, решила продать брошку, тоже в качестве приза полученную. Никто не купил, даром не взял. Вот и «Нику» эту использую, когда цыпленка жарю. В качестве пресса. Ни на что другое дурища крылатая не годится.

Дмитрий СТЕКОЛЬ.

"