Posted 14 декабря 2008,, 17:38

Published 14 декабря 2008,, 17:38

Modified 10 ноября 2022,, 19:02

Updated 10 ноября 2022,, 19:02

Башкирские эпосы дошли до современности в форме кубаиров

14 декабря 2008, 17:38
В башкирском фольклоре целый цикл эпосов посвящен животным - это «Акхак-кола» («Хромой Саврасый»), «Кара-юрга» («Вороной иноходец») и «Конгур-буга» («Бурый бык»).

- Наряду с героическими эпосами у башкир создавались и бытовые, - рассказывает доктор филологических наук, профессор Ахмет Сулейманов. – Один из них – это «Конгур-буга» - крупный памятник башкирской литературы. Исторический период, во времена которого древние башкорды перешли от охоты и собирательства к скотоводству, а впоследствии и к земледелию, нашел свое выражение именно в этом предании. Известно, что эпос передавался из уст в уста сказителями-импровизаторами в песенной форме кубаир.

По сюжету главная героиня эпоса, красавица Тандыса, живущая у подножья горного хребта Ирендык, что в Баймакском районе Башкирии, уходит на родину своего супруга Минея на север - в степные края. А когда девушку выдавали замуж, ей, по давней башкирской традиции, давали в приданое корову, с которой она отправлялась в дом мужа. Там от буренки рождается бурый бык - Конгур-буга. Однажды он вместе с остальными телятами пропадает. Тандыса пускается в поиски стада и настигает его на большой дороге. Интересно, что имя девушки с кордского языка переводится как «двухгодовалая телка». Свой путь она совершает, ориентируясь по Полярной звезде, созвездию Рака, Большой Медведицы и Плеяды. После долгих блужданий девушка приходит в родные края. Тандыса возвращается на Ирандык после ее 63-летнего пребывания вдали от родины, причем это время в эпосе разделено на семилетние периоды - по рождению телят. Таким образом, бык, появившийся на чужой земле, по зову крови возвращается к отчему дому своей хозяйки.

- Если уж животному небезразлично, где жить, то человеку - тем более, - продолжает профессор. – На эту тему можно долго философствовать.

Неслучайно же бык находит дорогу к дому - любовь к родине у него заложена в крови.

Это и означает священное начало, которое олицетворяет животное.

Впервые широкой публике произведение было представлено в 1865 году в газете «Оренбургские губернские ведомости». Работа принадлежала известному краеведу и журналисту Руфу Игнатьеву. Сказание о животном с незатейливым сюжетом имеет несколько вариантов. Сегодня эпос опубликован в пяти версиях на башкирском языке.

- Особенностью эпосов о животных является то, что они существуют как самостоятельные народные песни, - продолжает Ахмет Мухаметвалеевич. – Отрывки из эпоса до сих пор напевают в некоторых селениях Башкирии.

Такое трепетное отношение к сказанию не случайно - у башкир бык всегда считался священным животным.

- Если у техники мощность измеряется в лошадиных силах, то по борьбе с быком определяли силу батыра, - отмечает профессор Сулейманов. – Со времени появления эпоса бурый скот у башкир стал считаться священным, а бурая масть - благородной. А с именем Конгур-Буги связывают появление дороги, пролегающей по Уральскому хребту. Она использовалась башкирами и как секретная военная дорога для передвижения войск.

В башкордском эпосе детально описан культ быка, побежденного (закланного) Уралом. Этот сюжет напоминает подобный из шумерского сказания о Гольгамеше, записанный на глиняных табличках клинописью в конце III - начале II тысячелетия до нашей эры. Молодые бычки-двухлетки, которых башкорды закладывают в ноябре на мясо к зиме, называются башмак, в переводе с кордского баш – «славный» и мак – «луна», поскольку рога коровы издревле отождествлялись с серпом месяца на небе. Так было в Шумере, в древнем Египте, на острове Крит. А молодая телка-двухлетка называется башкордами тана – «рассвет, восход Солнца». Кстати, коровы телятся на Урале весной с началом восхода солнца с юга на север. Таким образом, в древности у башкордов бык был символом ночи, а телка-двухлетка - олицетворением весны и солнца.

Айгуль ХАФИЗОВА.

"