Posted 14 августа 2012,, 19:10

Published 14 августа 2012,, 19:10

Modified 10 ноября 2022,, 18:53

Updated 10 ноября 2022,, 18:53

Эрнест Хайруллин: «Нас с Алиной считают очень богатыми людьми»

14 августа 2012, 19:10
Известный тележурналист на ТВ пришел в 18 лет – работал ассистентом, помощником режиссера, корреспондентом, редактором. Вместе с женой Алиной Сулеймановой Эрнест вел программы «Говорят, что…» и «Знак вопроса». Уже восемь лет он вместе с супругой и командой журналистов рассказывает в программе «Уфимское времечко» о необычных жителях столицы Башкирии или о тех, кому нужна помощь. За эти годы для зрителей БСТ этот улыбчивый ведущий давно стал родным человеком, которому можно позвонить прямо в эфир – поделиться радостью или пожаловаться на проблемы.

«Боюсь, что ТВ уходит в прошлое»

- Вообще я часто улыбаюсь, - не скрывает Эрнест. - Например, тому, что светит солнце, а на дворе жаркое лето – это первое, что вызывает улыбку. Это потрясающе, потому что раньше по-настоящему тепло становилось где-то в июле. А теперь просто чудо - лето начинается уже в мае. Когда утром я просыпаюсь, а на улице солнце, то улыбка появляется сама по себе. Признаюсь, что совершенно не люблю зиму и мечтаю жить там, где всегда тепло.

Телеведущий признается, что с удовольствием поселился бы в Египте – мешает лишь незнание арабского языка.

- Видимо, желание не столь сильно, чтобы я начал изучать язык, - смеется он. - Кроме того, другой менталитет. Но климат шикарный, мне очень нравится, поэтому часто туда езжу. Это такая светлая мечта о пенсии. Готов жить там постоянно, но чем заниматься в этой стране, я не знаю. Кто-то из великих сказал, что Россию начинаешь любить, когда из нее уезжаешь. Я все-таки люблю нашу страну, когда уезжаю – особенно. Хотя надолго не покидаю, но все равно очень скучаю.

Эрнест не скрывает, что их успешная и известная семья нередко становится объектом сплетен и небылиц.

- Что уж скрывать, рассказывают всякую ерунду, - разводит руками телеведущий. - Например, что мы с Алиной очень богатые люди. Я этого не опровергаю. Богатые так богатые. Разве это плохо? Пусть думают о нас лучше, чем мы есть на самом деле. И недоброжелатели у нас, наверное, есть. А у какого успешного человека их нет? Если у тебя нет завистников, значит, ты умер или как-то неправильно живешь.

По словам г-на Хайруллина, «после 30-ти время летит незаметно».

- Помню, когда мне было 15-20 лет, год тянулся очень долго, - размышляет он. - Казалось, это целая жизнь. А сейчас мы ничего не усеваем - год пролетает, словно неделя. Потому что мы очень заняты, на нас лежит ответственность и приходится решать много повседневных проблем. И я понимаю, что дети должны быть загружены, но при этом опасно, если ребенок потеряет ощущение детства и счастья, когда он ждет, что наступит новый день, который будет тянуться долго-долго.

Эрнест замечает: то, что раньше делали неделями, сейчас можно сделать за 15 минут.

- Мне не так много лет, но я вспоминаю свое детство, учебу, все эти библиотеки... Для того чтобы прочитать какую-то информацию, мы сколько перелопачивали книг? Это же потрясающе! А еще страшнее вспомнить, что мобильников не было. Но как-то же жили. Сейчас ты доступен в любой момент. Я помню время, когда еще городской телефон не у всех дома стоял. Я уже давно не использую DVD - скачиваю пиратские копии из интернета. Сейчас достаточно иметь ноутбук, и больше ничего не надо. Если еще есть устройство, позволяющее передвигаться с интернетом, зачем нужно все остальное? Вот какая революция свершилась! Это же страшно подумать!

Телеведущий и печатную прессу считает «прошлым веком».

- Газет я не покупаю, - признается он. - Ее нужно разворачивать, что-то выискивать, читать. Сейчас никто и не вспомнит о том, чтобы переключить телевизор, надо было вставать и крутить тумблер. Пройдет лет пять, и даже о пульте никто не вспомнит. Боюсь, что и ТВ отойдет в прошлое. Оно будет другие формы принимать.

- Какие, например?

- Онлайн-вещание в интернете. ТВ должно меняться, и проблема в том, как его менять. Сейчас все умы министерства связи думают, как поспеть за новыми веяниями, а федеральные каналы озабочены, как не потерять свою долю аудитории. Нужно постоянно быть рядом со своим зрителем, а как это сделать, пока никто не знает. Думаю, что время, когда мы будем смотреть ТВ по мобильному телефону, наступит очень скоро. Газеты и журналы, скорее всего, уйдут в прошлое. Хотя какие-то глянцевые журналы и рекламные проспекты, которые приятно подержать в руках и посмотреть интересные картинки, наверное, останутся, как произведение искусства. Но все остальное наверняка уйдет.

«Зрителю интересны смерть, секс и замочная скважина»

- Расскажите, что нравится сегодняшнему телезрителю?

- Людям всегда интересны три вечных темы: смерть, секс и замочная скважина. Если что-то не нравится, человек может переключить на другой канал. Но почему-то все смотрят именно то, что смотрят. То, что дает рейтинги Первому каналу и, прежде всего, НТВ. За что мы их постоянно ругаем. И, конечно, ТНТ. Вот я, например, никогда не переключаюсь на эту кнопку и не смотрю этот пресловутый «Дом-2». Я не видел ни одной программы этого проекта, но знаю, что люди смотрят. Приезжаешь по работе в маленькие города, и вдруг тебя начинают спрашивать: «А ты видел «Дом-2?» Оказывается, вечером люди собираются целыми семьями у телеэкрана и это смотрят. У меня был шок, но это абсолютная реальность, ведь это замочная скважина.

- Чем она так притягательна?

- Людям интересно то, что там происходит. Во-первых, всегда возникает ощущение того, что ты не один такой, что у кого-то то же самое происходит. И всегда интересно смотреть на то, что происходит не так, как у тебя. То есть это две крайние точки на плоскости.

- Следите за проектами мирового уровня?

- Я очень плохо знаю английский язык, поэтому для меня, как для телезрителя, мировое пространство ТВ закрыто в силу языкового барьера. Как-то мне довелось разговаривать с Андреем Малаховым. Он долгое время жил в Америке, английский знает в совершенстве, поэтому внимательно отслеживает все процессы, происходящие на мировом ТВ. Вот мы говорим с вами о том, какой бюджет у федеральных каналов, а он рассказывал, что съездил на стажировку к Опре Уинфри, поведал, какие у нее бюджеты, какие деньги там могут платить Синди Кроуфорд за рассказ о том, как ее побил муж. Вот, например, Алла Пугачева пришла на Первый канал и рассказала, какой у нее плохой зять. Она сделала это бесплатно. Может, еще и выразила внутреннюю благодарность за то, что ее пригласили это сделать. А Синди Кроуфорд пришла рассказать за 1,5 млн баксов, которые ей сразу заплатили.

- Почему в нашей стране по-другому?

- В России такая система, что шоу-бизнес платит за то, чтобы безголосую морду показать по ТВ. Если человек не умеет петь, то его показывают за деньги, как рекламу кофе. Естественно, что Пугачева не платит за свой приход. Иногда, наверное, даже платят ей. Но если ты какая-нибудь девочка-ранеточка, то готовь деньги. Если ТВ делает рейтинг тебе, естественно, ты платишь. Если ты делаешь рейтинг ТВ, то платят тебе – все просто. Конечно, чтобы заработать рейтинг, нужна раскрутка. Получается замкнутый круг. Но такая сейчас жизнь. Хотя мне кажется, что талант всегда пробьется. Например, Максим Галкин пробился без денег. Ведь когда Первый канал пригласил его вести передачу «Кто хочет стать миллионером?», его еще никто не знал, и он, я вас уверяю, никаких денег не платил. Так что Первый канал сделал его звездой совершенно бесплатно. Таланты всегда пробьются. В любых условиях.

- Можно придумать какие-то новые проекты, которые будут обречены на успех?

- Мне кажется, велосипед изобретать не нужно. Все уже давно изобретено. Как-то у меня был разговор с Александром Пушным. Он побывал на крупнейшем телевизионном фестивале во Франции, после которого сказал: «Я всегда думаю, какой создать проект. Мы много спорим, разрабатываем, что-то пишем. Но когда я съездил на этот фестиваль, на этот рынок, понял, что все, о чем мы говорим, не имеет смысла. Каждый абзац из того, что мы придумываем, в мире уже имеет сто различных вариаций». Велосипед изобретен, на нем осталось только отправиться в путь. Чтобы ехать хорошо и не падать, нужно знать технологию производства, которая покупается. ТВ – это такая же фабрика, как и любая другая, где производят, например, сумки или шапки. Главное – знать технологию. Если знаешь, у тебя будет хороший продукт.

«На работе поразить меня трудно»

- Местное ТВ способно выдержать конкуренцию с федеральным?

- Ток-шоу – это очень затратный проект в силу организации и технических сложностей. Я понимаю, когда оно делается в Москве. Там огромные рекламные деньги и рейтинги. Но региональному телеканалу, даже такому крупному, как БСТ, очень сложно конкурировать с федеральными в борьбе за зрителя по таким затратным направлениям, как ток-шоу. Как можно конкурировать «Запорожцу» и «Мерседесу»? Если у тебя просто нет денег на хорошую машину, какая может быть конкуренция? К тому же нет смысла и необходимости, потому что каждый канал должен выполнять свою функцию.

- Правда, что люди, работающие на ТВ, сами телевизор не смотрят?

- Я вам сейчас открою страшную тайну. Каждую неделю ведущие телеканалы страны проводят специальные социологические исследования по доле зрительской аудитории. По этим данным, телевизор смотрят домохозяйки, люди, не имеющие работы или те, кто страдает от неразделенной любви. Люди, востребованные на работе, и социально адаптированные, у которых в жизни все хорошо, не могут сидеть и смотреть телевизор. Если у меня дома и включен телевизор, то работает как фон и только на канале «Вести».

- А как следите за работой коллег?

- Конечно, есть передачи, которые мне интересны – их я могу посмотреть в любой момент по интернету. У федеральных каналов сейчас возникла большая проблема – это потеря доли аудитории. За последние пять лет доля снизилась на 10 процентов. Это колоссальные цифры, огромная потеря рекламного рынка. Куда она ушла? В интернет, потому что там можно посмотреть все, что угодно, онлайн.

- Какие трудности в работе на ТВ?

- Я всегда завидую газетчикам. Мне иногда кажется, что они сидят дома и пишут, даже ничего не видя. Выходит, например, статья о том, что Филипп Киркоров снял парик или кого-то поцеловал. Эту информацию никак не проверишь. И не докажешь, что этого не было. Вроде все правда. Нам же, чтобы написать интересный сюжет, не просто нужно это увидеть, а необходимо снять на камеру. Если мы не сняли, нам никто не поверит. Трудности в том, что нужно не только самим проникнуть, но и камеру еще как-то пронести.

- Часто приходится снимать сюжеты, которые вас поражают?

- Меня уже давно ничего не поражает. И это страшно, что так происходит.

- Бывали случаи, когда удавалось помочь героям сюжетов?

- Несмотря на то, что существуют неприятные темы и ситуации, все-таки больше доставляет радость. И вообще больше побед. Мы действительно можем сделать нашу жизнь лучше и качественнее, что-то изменить. Пусть не весь мир, но чью-то судьбу. Когда известный московский телережиссер-документалист Игорь Романовский посмотрел наш фильм, то сказал: «Я понял, что вы уже в 30 можете сказать себе, что жизнь прожили не зря. Поздравляю вас, ребята!» Это была самая лучшая оценка того, что мы делаем.

Альбина ИБАТУЛИНА.

"