Posted 13 апреля 2008,, 21:09

Published 13 апреля 2008,, 21:09

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Кукушкины дети. Спектакль Башдрамы получил три номинации на «Золотую маску»

13 апреля 2008, 21:09
Самой большой интригой в театральной жизни республики стало ожидание итогов Национальной театральной премии «Золотая маска-2008», вручение которой состоится в Москве 15 апреля.

В этом году на престижную театральную награду претендуют 29 музыкальных, 19 драматических и четыре кукольных спектакля. В их числе постановка молодого башкирского режиссера Айрата Абушахманова «Пролетая над гнездом кукушки».

В минувший вторник в рамках фестиваля, на котором демонстрируются постановки-номинанты, спектакль башкирской труппы с большим успехом прошел на сцене Российского академического молодежного театра.

Спектакль Башкирского государственного академического театра драмы имени Гафури выдвинут на соискание премии сразу в трех номинациях: «Лучший спектакль драма (большая форма)», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль».

Уже известно, что одним из лауреатов театральной премии станет первая башкирская балерина Зайтуна Насретдинова. Народная артистка БАССР и РСФСР получит награду в номинации «За честь и достоинство» в канун своего 85-летнего юбилея.

Башкирский театр соседствует в списках номинантов с четырьмя ведущими московскими и питерскими театрами, среди которых именитые «Сатирикон» и «Александринка». Любопытно, что за звание лучших актеров года будут бороться сразу два артиста театра - Хурматулла Утяшев и Алмас Амиров, сыгравшие в постановке главные роли.

Спектакль Башдрамы уже успел завоевать победу на прошедшем международном фестивале «Туганлык» и вызвал массу неравнодушных отзывов. Журналисты даже вручили молодому режиссеру специальный приз «Против течения».

Театральный шок

- Этим спектаклем вы намеренно разрушили привычный репертуар театра? – спрашиваем у постановщика.

- Согласитесь, когда на сцене играют одинаковые пьесы с одинаковыми персонажами, становится неинтересно, - объясняет г-н Абушахманов. - Привычка – это своего рода болото. До «Кукушки» у меня было несколько классических постановок в нашем театре – «Долгое-долгое детство», «Утраченные грезы», «Кодаса» и другие. Что касается «Кукушки», то ее постановка была правильным ходом. Каждый спектакль должен попадать в точку, быть актуальным. Эта постановка не про чужих людей, иначе зрители так не сопереживали бы.

- Наверняка спектакль не избежал сравнений с одноименным фильмом Милоша Формана 1975 года с Джеком Николсоном…

- Безусловно, его значение велико - целое поколение выросло на этой талантливой картине, которая получила пять премий «Оскар». И хотя роман написан за границей, сюжет - наш. Фильм, скорее личностно-психологическое произведение и в романе я увидел то, чего в картине не было. Америка – страна с жесткой тоталитарной системой, ложной демократией, подавляющей человека. В отличие от фильма Милоша Формана, в романе Кена Кизи центральной темой стала трагедия индейца. Это тема внутренней свободы и несвободы человека, давление глобализации общества на личность. Человек может быть свободным, когда у него сохраняется связь с природой, землей. Это касается не только индейцев, но и других народов.

- Как оценили ваш спектакль критики?

- Мнения разделились. Одни сказали – тематика устарела, другие отметили актуальность. Действительно, жизнь стала менее свободной. Чтобы выжить, человек должен бороться со своими слабостями. По роману видно, что все больше людей не могут выдержать борьбы за жизнь, начинают прятаться от нее. Это могут быть разные способы ухода от действительности. В частности, психбольница. Театр Ленком поставил другой спектакль, где проблема личности – психологическая. Мне он не понравился, не потому что я тоже поставил этот роман. Как и некоторым другим критикам, мне он показался более коммерческим, нацеленным на кассу. Получился разговор ни о чем, в спектакле много кривлянья, проявления клиники.

- Как актеры вживались в образы?

- Приступая к работе, сначала надо было убрать штампы, традиционную манеру исполнения. К традиционному жанру этот спектакль не подходил. Чтобы ускорить этот процесс, чтобы воздействие было максимальным, репетиции велись так, что создавалось впечатление реальности. Я старался перетащить актеров в почти документальное действо. Иногда становилось страшно. Перед репетициями мы сходили в психбольницу, общались с больными, врачами. После этого похода актеры не разговаривали два дня, долго не могли улыбаться. Но без этого опыта нельзя, мы должны знать, что играем. На премьере, состоявшемся на фестивале «Туганлык», зрители испытали шок.

Диктат творческой воли

- Трудно ли было стать главным режиссером театра, ведь завоевать авторитет у таких прославленных артистов весьма непросто?

- Конечно, это далось нелегко. Я начинал здесь артистом, играл на сцене три года. Чтобы сломать стереотипы, отношение к себе - поставил сначала несколько премьер в татарском театре «Нур». Предложил пьесу Карла Гальдони «Забавный случай», которая показалась мне интересной по содержанию. Постановка прошла с успехом – на фестивале «Театральная весна» я получил приз за лучший режиссерский дебют. Через год с таким багажом я пришел в Башдрамтеатр и уже мог диктовать свою творческую волю. Еще в ГИТИСе я усвоил - на хорошем материале обогащаются и актеры, и режиссеры, а плохие пьесы тянут театр вниз. В режиссерской профессии важно, чтобы на первых порах тебя не заарканили, не заставили делать привычные вещи. Если меня отправили учиться в Москву, значит, ждали от меня нового взгляда. Традиции в театре нужно беречь, но нельзя превращать его в музей, где хранятся пыльные спектакли. На основе традиций надо создавать новое.

- Режиссер – чисто мужская профессия или в ней могут успешно работать и женщины?

- Могут, но в этих женщинах должно быть мужское начало. Они ругаются матом, курят, храпят во сне.

- Что в вашей работе труднее – работать над спектаклем или владеть ситуацией в труппе?

- Когда я был просто режиссером, то успевал больше, работал во многих театрах. Когда стал главным режиссером, задачи усложнились.

Допустим, в труппе есть прекрасный актер. У него сложилось определенное комедийное амплуа, и все привыкли его так воспринимать. Из одного спектакля в другой он начинает играть одинаково, просто по-разному «выдрючиваться». То есть, заштамповался, всегда знал, чего от него ждут. Но однажды ему предложили играть злодея. В этой роли актер открылся по-новому, как будто другой человек играл.

Когда ты главный режиссер, то надо о каждом актере заботиться так, чтобы он не превратился в памятник самому себе. Менять ему роли, делать другой типаж, не допускать штампов. Другой аспект моей работы - организационные дела. Режиссер просто выпускает спектакль и уезжает, предоставив его на волю судьбы. А ведь спектакль – это живой организм, который может развалиться без твердой руки. Иногда актеры любят поиграть, порезвиться, начинают тянуть постановку как резину. Главный режиссер должен отследить и начать заново репетировать.

«Душевнобольные – люди со своими проблемами»

Хурматулла Утяшев, заслуженный артист России, народный артист Башкирии, претендент на премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль», утверждает, что артисты, вживаясь в роли, знакомились с настоящими больными.

- Спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» нехарактерен для репертуара БАДТ, и предложение его поставить было для артистов неожиданностью, - говорит актер. – Даже роман труден для восприятия, там много пластов, несколько ведущих тем. Потому и работа над спектаклем шла напряженно. Даже за неделю до премьеры мы не прекращали работу – что-то переделывали, сокращали. Репетировали долго: готового сценария не было, шел продолжительный «застольный» период.

Но, подчеркну, мы делали постановку не о душевнобольных. От общения с пациентами у нас осталось впечатление вполне адекватных людей, правда, со своими проблемами. В любом случае раньше мы по-другому представляли себе клинику для душевнобольных.

С премьерой сложилась критическая ситуация. На фестивале «Туганлык» мы не ожидали такой реакции зрителей и критиков. Успех превзошел все ожидания, нас пригласили в Москву. Некоторые искусствоведы даже спрашивали, как мы посмели взяться за такую вещь. У нас получилось другое прочтение знаменитого романа, а разноречивые отзывы лишний раз говорят о том, что спектакль не оставляет зрителя равнодушным.

Зиля БАДРИЕВА.

"