Posted 13 декабря 2015,, 13:01
Published 13 декабря 2015,, 13:01
Modified 10 ноября 2022,, 18:40
Updated 10 ноября 2022,, 18:40
«Это спектакль на разрыв мозга»
В «Ха-ха-чу!» 35 ребят говорят о том, чего никогда не рассказывают взрослым. О страхе публичных выступлений, о боязни противоположного мнения, о маме, которую ты начинаешь понимать, когда уже слишком поздно, об отце, который хоть и не идеальный, но все равно самый лучший. Финальный монолог был посвящен границам стран и проблемам отношений разных национальностей. Премьера этой необычной постановки состоялась на пятом всероссийском фестивале студий творческого развития благотворительного фонда Хабенского «Оперение-2015» в Санкт-Петербурге. В начале следующего года постановку увидят зрители других российских городов.
Интересно, что ребята перед выходом на сцену «поменялись» историями друг с другом, поскольку рассказывать со сцены про себя и свои личные проблемы чрезвычайно сложно. Константин Хабенский, напротив, поведал о том, что волнует именно его. За несколько минут до начала спектакля он честно ответил, что не знал, о чем будет вещать со сцены. Но в последний момент решил говорить со зрителями о честности, милосердии и прощении.
- До Уфы мы показали спектакль в Воронеже, чтобы понять, как его воспринимают зрители, - объясняет Хабенский. - Оказалась, что не все взрослые хотят слушать то, о чем говорят дети, о тех проблемах, которые они поднимают. Стоя в зале, я наблюдал за зрителями. Некоторое время многие сидели скукожившись. Но азарт, честность и энергия наших молодых студийцев вскрыли этот пробел. Монолог за монологом я видел, как зрители открываются, сдаются и уже готовы делать это с ребятами. Это достаточно ершистый спектакль. С точки зрения тех вопросов, которые поднимают ребята.
- В Петербурге на фестивале «Оперение» было представлено много спектаклей, почему вы выбрали именно этот?
- Это был неслучайный показ. Работы над этим велись не первый год. И в итоге они вылились в замечательный, на разрыв мозга спектакль. Я увидел постановку и понял, что он должен жить. На фестивалях мы и собираемся каждый год для того, чтобы увидеть рост, схватиться за живое, настоящее и очень борзое в хорошем смысле.
- Мы отталкивались от мировоззрения детей и их ощущений, - добавляет педагог студии Ренат Фатхиев. - Было много разговоров по душам – что они хотят сказать нам, взрослым людям. Но на этом высказывания ребят не закончились. У нас осталось еще очень много невоплощенного на сцене, то, что осталось за кадром.
- На какую аудиторию рассчитан спектакль?
- Мы все время говорим «детский спектакль». Но дети – это не значит примитивно. Дети – это не значит детский утренник. Это не значит, что мы можем прийти и снисходительно смотреть на детский спектакль. Дети и детский – это в первую очередь означает честный. Я наблюдаю, как работают дети на площадке. Это не профессиональные актеры, но уровень честности нахождения на сцене и за кулисами, уровень энергетического заряда и веры в то, что они делают зашкаливает и превышает любой уровень профессионального артиста. Поэтому мне, признаюсь, достаточно сложно существовать вместе с ними, особенно в этом спектакле.
«Уфимцы - вдумчивые и серьезные ребята»
- Вы довольны результатом?
- Ироническая сказка сделана достаточно профессионально и подкреплена честными, пронзительными монологами. Поэтому мы и хотим повезти этот спектакль в другие города. Не для того, чтобы поразить профессиональными умениями, которых на сегодняшний день достаточно, а для того, чтобы показать уровень честности.
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы сыграть в спектакле?
– Смелостью в первую очередь. И самое главное, чтобы человеку было, что сказать. В каждом городе студия со своим лицом и своим почерком. Уфимцы вдумчивы и серьезны, пожалуй, они самые серьезные из всех других городов. Но это не мешает им быть открытыми, яркими и безшабашными. Уфимская студия – это сложившаяся, мощная команда, которая не боится пробовать и ошибаться.
Хабенский подчеркнул, что самая главная цель спектаклей студий творческого развития благотворительного фонда – сбор средств для лечения детей.
– Для нас важны не обучение и всевозможные награды, а воспитание в наших ребятах чувства сострадания.
- Как дети справляются с критикой?
– Мы иногда только ругаемся, когда дети могут делать что-то намного лучше, азартнее, интереснее. Вот это и есть критика. А в отношении «Ха-ха-чу!» нам было интересно и хотелось идти еще дальше в плане откровений. Потому что если неинтересно, если не цепляет, то и разговоров у нас не получается. Наша критика – это здоровое предложение для продолжения.
- Как оцениваете работу студии и прошлогодний спектакль «Поколение Маугли»?
- На мой взгляд, это была очень хорошая школа для уфимцев. Они все прошли с честью, справились. Доказательства тому – двукратные гастроли спектакля «Поколение Маугли» в Москве. Ребята вложили душу в эту историю. С точки зрения обучения и нашего студийного воспитания это очень-очень большой плюс.
- Проект «Поколение Маугли» получил немало наград. Была ли достигнута главная цель – сбор средств на лечение детей?
- Это самая главная цель нашего спектакля. Не обучение и всевозможные награды. Цель – собрать деньги на помощь ровесникам наших учеников, воспитать в наших ребятах чувство сострадания, то, что не какие-то большие дядя и тети, а именно они участвуют в благотворительности.
- Как каждый из нас может помочь вашей команде?
- Купить билеты и придти на спектакль. Часть денег пойдет в пользу фонда. Также можно просто зайти на сайт фонда, увидеть, в чем сейчас есть большая нужда, кому сейчас нужна помощь, и подключиться. Это очень просто.