Posted 13 декабря 2011,, 15:13

Published 13 декабря 2011,, 15:13

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

Сольная партия. В Уфе Василий Лановой расписывался только на газете «Правда» (видео)

13 декабря 2011, 15:13
Перед выборами в Госдуму партии пытались переманить избирателя столицы Башкирии кто хлебом – продуктовыми пайками, а кто зрелищами – концертами столичных артистов. «Единоросы» сделала ставку на молодежь, собрав полный Дворец спорта тинейджеров на выступлении Ираклия, Бьянки и группы «Инфинити», а компартия решила в качестве звездного агитатора пригласить лауреата Ленинской премии Василия Ланового. На встречу с легендарным актером в черниковский ДК «УМПО» неспешно стягивались пенсионеры со всей Уфы – на электорат помоложе зюгановцы, видимо, и не рассчитывали.

Рожден для жизни половой

После распада Союза Василий Семенович не сжег свой партбилет, наоборот – он до сих пор очень горд, что являлся членом КПСС с 1968 года. 77-летний актер и сейчас считает за честь служить «красным», не изменяя своим политическим убеждениям. На встрече с уфимскими стариками верный ленинец, потрясая кулаками, горячо вещал про «библейскую идею коммунизма» и про «коммунистического Иисуса Христа», как называли автора романа «Как закалялась сталь» Николая Островского. О писателе он упомянул неслучайно: именно в фильме «Павел Корчагин» Лановой сыграл свою первую главную роль, после которой запомнился зрителю.

- Картина вызвала бурные споры в обществе, - вспоминает актер.

Василий Семенович, как многие звезды советского экрана, не стал исполнителем одной роли. Вспоминают и его Грэя, Вронского, Шервинского из «Дней Турбинных», Варавву из «Офицеров», Курагина из «Войны и мира».

- Была еще картина «Анна и Командор» с Алисой Фрейндлих, «Странная женщина», где мы с моей супругой Ириной Купченко любовь играли. Но когда меня спрашивают о любимой роли, то незадумываясь отвечаю: эпизод на пляже в «Полосатом рейсе», - вызвал в зале взрыв хохота Василий Семенович. – «Красиво плывут! Вон та группа в полосатых купальниках…», - говорит мой герой и его сдувает с пляжа. В театре я играю разные роли, а в кино в комедии меня никогда не пускали. В этом эпизоде меня режиссер фильма с трудом уговорил сняться. Сначала я сказал ему, что играю большие роли. А он мне ответил: «Что ты понимаешь! Иногда эпизод делает актеру карьеру!» Сейчас я понимаю, что он прав, и благодарен за эту маленькую комедийную роль.

Лановой отметил, что 54 года работает в театре имени Вахтангова и 56 лет снимается в кино.

- Столько не живут! – резюмировал он. - Однажды мой коллега по театру Вахтангова, Николай Гриценко сымпровизировал со сцены: «Семен Михайлович Буденный, Василь Семеныч Лановой… Один рожден для жизни конной, другой – для жизни половой!»

В столице Башкирии Василий Лановой бывал и раньше, причем приезжал в республику не только по работе.

- Я бывал в здешних местах с другом, оперным певцом Артуром Эйзеным, - вспомнил актер. – Мы хорошо здесь поохотились, любовались отвесными берегами реки Белой. Природа щедро одарила красотой весь этот край.

По словам актера, большинство зрителей не знакомо с его сценическими образами.

- Последние 20 лет нет той привычки, которая была при советской власти, когда лучшие спектакли столичных театров показывали по всей стране, - посетовал он. - Мне кажется, так не должно быть.

Крайне важным актер считает внимание власти к культуре, «ведь многие великие дарования, ушедшие из жизни, могут остаться в памяти поколений только благодаря искусству».

- На это нельзя не выделять деньги, - убежден артист. – Если поколение не будет знать своих предков, то не будет больше дивной русской болезни, когда за границей уже через несколько дней невыносимо тянет на родину. Этой «болезнью» нужно заражать с детства. Я много раз говорил об этом Ельцину, но он лишь отвечал: «У нас демократия, понимаешь!», - воспроизвел интонацию Бориса Николаевича Лановой.

От пастуха до графа

Чтобы просветить провинциальную публику, Василий Семенович рассказал, как в середине ноября театр им. Вахтангова отмечал 90-летие.

- Для нас, вахтанговских стариков, был поставлен спектакль «Пристань», где каждый сыграл свой отрывок: 89-летний Владимир Этуш - еврея-ростовщика, 86-летняя Юлия Борисова - «Визит дамы», а 82-летний Юрий Яковлев взял бунинские «Темные аллеи», хотя в последнее время он очень болен. А я не стал брать пьесу - просто читал Пушкина.

То, что на его фильмах выросли целые поколения, актер узнал больше двадцати лет назад.

- Однажды меня пригласили в с литературным концертом в Тбилиси, - вспоминает Лановой. – И под конец вечера с первого ряда еле встала древняя грузинка и направилась к сцене. «Спасибо вам за выступление, - поблагодарила она. - Я воспитывалась на ваших фильмах». Меня почему-то это жутко возмутило, и я спросил у нее, не передавал ли мне привет Иван Грозный. На что она замечательно ответила: «Я всегда предполагала у вас некоторый недостаток культуры, но оказалось, что дело обстоит еще хуже».

Лановой отметил, что в его фильмографии есть картина, которая в историю русского кинематографа не войдет, но очень ценна самому актеру. Это его дебют - «Аттестат зрелости», в котором Василию Семеновичу сразу досталась главная роль.

Артист уже сбился со счета, сколько раз к нему подходили благодарить за образ, созданный в ленте «Офицеры».

- Многие признавались, что именно этот фильм побудил их пойти на военную службу. А однажды подошел пожилой полковник и с претензией мне заявил: «Ну, спасибо! Это из-за вас я в армию пошел!»

Лановой - актер с необычайно аристократической внешностью. Однако Василий Семенович человек вовсе не голубых кровей, его родители - украинские крестьяне. В Москву, где он родился, отец и мать перебрались из родного села Стрымба Одесской области, спасаясь от голода. Но когда Лановой гарцует на лошади в роли графа Вронского или князя Курагина, он очень убедителен. Интересно, что своим умением держаться в седле он обязан родным местам.

- Когда в семилетнем возрасте я летом приехал погостить в родное село, дед подвел ко мне лошадь и объявил, что теперь я на ней буду пасти колхозных коров. Когда я поинтересовался, где же седло, он презрительно обозвал меня «москалем».

После премьеры «Анны Карениной», когда Василий Семенович гастролировал по Украине, ему позвонили родственники и упросили заехать в родную деревню – дед очень гордился этой ролью внука.

- Когда я сошел с поезда, меня встречала чуть ли не вся деревня, а во главе толпы шел дед и, оборачиваясь к односельчанам, чтобы они лучше услышали, кричал: «Это мой Васька! Василь, а вот кабы ты на той кобыле голым задом не поелозил, фиг бы графа сыграл!»

Здесь же, в родном селе, семилетний паренек встретил войну.

- К бабушке с дедушкой мать отправила нас с проводником – меня, младшую сестру четырех лет и старшую сестру десяти лет. С тех пор, пока не окончилась война, ни мы о родителях, ни они о нас ничего не знали. Ведь мы оказались на оккупированной территории. Родители остались в тылу и работали на вредном химическом производстве и к концу войны стали инвалидами.

Когда дети сошли с поезда, над их головами уже летели самолеты бомбить Одессу.

- Гигантская немецкая армия шла пять дней, - продолжает артист. – Я отчетливо помню, как дед сказал: «Ой, погибли москали, погибли!»

«Офицеры» помогают мне до сих пор»

В апреле 44-го была освобождена Одесса, а через неделю тем же путем назад побежали немцы. Огромные грузовики застревали в грязи, немцы их подрывали, и эти кострища я запомнил на всю жизнь – это был абсолютный апокалипсис. А мой дед говорил: «Вот москали! Дали немцам просраться!»

Время трехлетней оккупации Лановой вспоминает как одно из самых тяжелых в своей жизни.

– Был такой случай. У нас в доме квартировал майор, который подарил мне толстый немецкий ремень, который я тут же надел на себя и очень гордился этим приобретением. Встретив меня в поле, один немец увидел этот ремень и приказал отдать. Я не согласился. И тогда он поднял автомат и сделал несколько очередей повыше моей головы. Сказать, что я испугался – ничего не сказать. После этого случая я много лет заикался.

Избавиться от этого недуга Лановой пытался уже в Москве.

- Когда столичные врачи узнали, откуда я родом, то посоветовали с утра до вечера петь украинские песни, потому что там самые длинные гласные, - для убедительности пропел одну из народных песен Лановой. - Именно так лечили заикание. Через два года действительно речь выправилась.

С тех пор актер считает, что лучшие песни и стихи были написаны в военные годы. Василий Семенович процитировал Карамзина: «Поколение, выросшее во время войны, быстрее взрослеет и скорее начинает оценивать жизнь с позиций добра и зла».

Лановой считает свое поколение особенным, «испытавшим неимоверные муки войны».

- Однажды после выступления ко мне подошла пожилая женщина, вся увешанная медалями и орденами, - вспоминает актер. – Узнав, что я общаюсь Алексием II, она попросила меня передать патриарху просьбу – чтобы он признал святым все военное поколение. Я ее желание выполнил и услышал в ответ: «Как же мне раньше такое в голову не пришло!».

Если Василий Лановой свято верит в компартию, то его супруга Ирина Купченко – истовая христианка.

- Недавно в Москву привозили Пояс Богородицы, и к храму Христа Спасителя выстроилась многокилометровая очередь. Супруга сказала мне: «Делай что хочешь, я должна его увидеть». Чтобы пройти к святыне без очереди, я воспользовался «служебным» положением, подошел к милиционеру и сказал: «Есть такая профессия – Родину защищать». Он меня узнал и пропустил нас. Роль в «Офицерах» до сих пор мне очень помогает.

Большие любители поэзии, Лановой и Купченко своих сыновей назвал в честь Пушкина и Есенина.

- Саша и Сережа уже взрослые мужики, - рассказывает Василий Семенович. - Но общий любимец – это наш маленький пес, который вьет веревки из всех членов семьи.

На прощанье Лановой спел песню «От героев былых времен» из фильма «Офицеров», которому в этом году исполнилось 40 лет. Получив в подарок банку меда, Василий Семенович собирался уйти со сцены, как к нему бросились старики, желающие заполучить росчерк любимого исполнителя. Лановой попытался отбиться от поклонников, убеждая, что опаздывает на поезд. Но не смог отказать просящим, ведь для росписи актеру протягивали свежий номер газеты «Правда».

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

"