Posted 13 сентября 2014,, 04:41

Published 13 сентября 2014,, 04:41

Modified 10 ноября 2022,, 18:45

Updated 10 ноября 2022,, 18:45

Уфимцам раскрыли тайны кинокухни на показе фильма Екатерины Еременко «Чувственная математика»

13 сентября 2014, 04:41
На минувшей неделе в столице Башкирии показали документальный фильм Екатерины Еременко «Чувственная математика». Организатором показа выступила студия KinoMaK. На башкирскую премьеру приехала из Германии сама автор ленты. Она провела мастер-класс «Документальный фильм – от замысла до реализации. Опыт в Европе и России» для желающих постичь мастерство режиссуры.

Автор фильмов «Русская канарейка», «Охота на мамонтов» и «Мой класс» поделилась с уфимскими кинематографистами секретами организации работы над фильмом. В итоге участники мастер-класса получили от мэтра задание снять короткометражку на стыке двух из трех понятий: «любовь», «радиовышка» и «тайна» с последовавшим «разбором полетов».

На Московском международном кинофестивале в 2012 году «Чувственная математика» была признана самой посещаемой лентой и удостоена приза зрительской аудитории. Однако в Уфе желающих ознакомиться с эмоциональной стороной царицы наук оказалось не так много. Возможно, горожан отпугнул слишком явный отсыл к точным дисциплинам. Ведь многие после окончания школы с легкостью отправили приобретенный за годы учебы багаж математических знаний в дальние закутки памяти и не испытывают желания вновь напрягать извилины мозга.

Между тем оказалось, что лента Екатерины Еременко не о математике, а о людях, которые посвятили науке свою жизнь, выдающихся ученых с мировым именами. Фильм призван развеять стереотип, что математика – это скучнейший свод чисел и формул, а занимающиеся ей люди – зануды. Уж кем-кем, а «сухарями» герои фильма точно не являются.

Екатерина Еременко знает о жизни математиков не понаслышке. Когда-то она сама закончила с отличием мехмат МГУ. «Чувственная математика» - четвертая ее работа, как режиссера и первая, как продюсера.

– Несмотря на то, что жизнь меня увела в другую сторону, остался огромный восторг, восхищение этой наукой, - поделилась режиссер. – Я уверена, что математическое образование помогает структурировать сложные вещи. Это самая достойная профессия. Мне было интересно встречаться с математиками, понять, что происходит на передовой науки.

По замыслу автора ленты, герои пытаются рассказать о волнующих их научных проблемах через проекцию на органы чувств – вкуса, зрения, обоняния, осязания и слуха. Вот знаменитый француз обладатель Филдсовской премии Седрик Виллани объясняет буквально «на пальцах» формулу энтропии и причины перехода вещества из жидкости в газ. В ход идут чашки, салат и прочие подручные предметы, в какой-то момент у зрителя мелькает ассоциация с кэролловским Безумным шляпником. Раз за разом великий теоретик пытается донести до нас свои идеи, но секрет математического «фокуса» от этого яснее не становится. Жан-Мишель Бисмут признается, что ответ на математическую задачу, мучавшую его долгое время, услышал в музыке Вагнера. Математик Анатолий Фоменко много лет увлекается графикой.

– Для меня мои рисунки не игра с тушью, а фотография математического мира, - поясняет специалист.

Создатели фильма подводят к мысли, что для описания практически любого явления и даже эмоции в нашем мире можно подобрать формулу, однако постичь гармонию мира чисел дано лишь избранным. Впрочем, не стоит относиться к затее изучить науку в кино слишком серьезно. Сама режиссер честно предупреждает, что ее работа – вовсе не исследование.

– Для меня это в первую очередь игра, в которую я предложила поиграть своим героям, - говорит Екатерина Еременко. – Всерьез задавать вопрос «Какого цвета для вас эта геометрическая фигура?» или «Чем пахнет эта формула?» – вульгарно.

В фильме ученые показаны вне социального контекста. Семья, бытовые проблемы остались за кадром. Благодаря этому приему у зрителя возникает впечатление, что математики – это особая каста, которая существует в своем замкнутом мире.

– Мы сознательно не лезли в частную жизнь героев, - рассказывает автор ленты. – Часто в документальном кино характер героя раскрывают через его окружение. А мы оставили людей и их страсть и заключили их в особенное пространство. Это страстные люди. Если в Нью-Йорке ночью идти по университету, окна горят именно у математиков. Они работают по ночам.

Сами ученые «Чувственную математику» приняли на ура. Фильм перевели на 12 языков и показывают во время научных конгрессов, конференций, в университетах мира.

– Как ни забавно, математики не очень довольны выбором в картине представителя своей страны, - поделилась режиссер. – Им все нравится в фильме, кроме кандидатуры на роль «своего парня». В науке очень сильна конкуренция. Я не Филдсовский комитет, который вручает награды, я хотела взять в герои интересных людей. Первоначально в сценарии среди героев даже был аспирант. Была идея играть с органами чувств, и это определило выбор математиков.

Автор фильма раскрыла некоторые секреты кинематографической кухни. Фильм снимался практически без дублей, работа с каждым героем заняла по три-четыре дня, при этом режиссер тщательно выбирала места для съемок – визуальный ряд должен был работать на идею.

Сейчас Екатерина Еременко работает над новыми проектами – фильмом на математическую тематику и научной лентой об озере Восток в Антарктиде. Свои работы режиссер надеется со временем привезти в Уфу.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"