Posted 13 мая 2016,, 05:51

Published 13 мая 2016,, 05:51

Modified 10 ноября 2022,, 18:38

Updated 10 ноября 2022,, 18:38

Рустэм Сулейманов: "Пианисты звучали лучше, чем скрипачи"

13 мая 2016, 05:51
Автор - Рустэм Сулейманов, скрипач, художественный руководитель и главный дирижер Национального симфонического оркестра РБ (с 2011 по 2014), лауреат премии имени Ш. Бабича, по просьбе "Медиакорсети" делится своими впечатлениями от Первого международного конкурса Владимира Спивакова, который открылся в эти дни в Уфе. Конкурс проводится при поддержке главы Башкирии и минкульта РФ.

- День второй. Сегодня прошел очень любопытный второй тур: все вчерашние мои прогнозы оказались скорректированы игрой конкурсантов: появились новые лидеры, расставлены все точки над "i".

Ежели говорить в целом о втором дне прослушиваний, то превалировало богатство тембров, разнообразие звучания, разнообразие штрихов и обилие различных программ. Я услышал редко исполняемые сочинения, хотя конкурсы предполагают часто некую узкость репертуара: нередко мы слышим одни и те же сочинения у участников - сегодня это тоже имело место, но все же я услышал сочинения Б.Бартока, Ф.Крейслера, К.Шимановского, А.Пярта. Это, безусловно, радует.

Итак, по порядку.

Леонид Железный открыл программу выступлений тура: удивительно, но этому юноше не удалось как раз таки проявить свои сильные стороны, а именно - понимание романтизма, восприятие романтизма как направление в музыкальном искусстве. Не удалось ввиду лишней суеты и некоей спортивной манеры, которая так чужда музыкальному исполнительству. «Вальс-скерцо» Петра Ильича Чайковского не был ни вальсом ни скерцо, хотя формально все ноты и пассажи были сыграны.

Следующим выступал конкурент из Китая Юнфей Бей, по игре которого не совсем ясен был замысел музыки Арво Пярта, зато китаец изумительно изображал богатый внутренний мир вышеуказанного эстонского композитора. Сонату Й. Брамса спасло только лишь блестящее понимание стиля у пианистки, которая была в ударе и поразила меня своей консерваторской школой и отличной подготовкой к выступлениям.

Мелоди Йе Юань реабилитировала сонатой Брамса свою вчерашнюю игру и стилистические ошибки. Ее педагог Т. Габора слушал свою ученицу, не отрываясь, ни разу не моргнув и аплодировал громче всех.

Маи Судзуки провела свой второй тур просто блестяще: редко исполняемая пьеса Лютославского «Subito» потрясла весь зал: бабульки судорожно пытались понять сложный музыкальный язык польского автора, родившегося в Российской империи (Польша тогда была в составе России). В Восьмой сонате Бетховена, особенно в медленной части скрипачка добилась такого аутентичного бетховенского звучания, что иной раз порою у меня возникало странное ощущение, будто Судзуки играла на альте, а не на скрипке, и что сижу я не на конкурсе скрипачей Спивакова, а на конкурсе альтистов Спивакова. Настолько девушке удалось реализовать свои тайные тембральные поиски. Однако, струны ей необходимо поменять перед оркестровым третьим туром: серебряные ее скрипке не подходят - надо ставить жильные.

Анна Савкина приятно порадовала чистотою интонации чудесного нежнейшего Бетховена. Признаюсь, я давно не слышал таких ансамблевых изысков; по-настоящему домашнее музицирование той ушедшей эпохи. «Цыганка» Равеля была аккуратна, опрятна и юна.

Агнеш Лангер, венгерка, сыгравшая «Румынские танцы», сегодня показалась мне упрямой, надменной и пожелала всему залу продемонстрировать, что не будет исправлять фальшивые интервалы: строптивый характер участницы выражался именно в том, что все мимо взятые аккорды она не исправляла. Особенно это было ярко выражено в первых тактах Брамса.

Великолепно и собранно выглядела Александра Ли - наша русская кореянка, которая «порвала зал» фантазией Ваксмана «Кармен» на музыку Бизе. При этом к своему выступлению она добавила Три каприса Николо Паганини, но не всем привычный цикл, а в вольной гармонизации К. Шимановского. Признаться, отношение у скрипачей к этим пьесам весьма неоднозначное, ибо зачем играть каприсы великого Николо с роялем, когда он сам их играл без рояля.

Последним был как всегда юный швед -Даниэль Лозакович, который оказывается прекрасно говорит по-русски и который сегодня окончательно убил наповал всю женскую аудиторию. Только и было слышно: «какой мальчик», «какая душа», «какое тонкое понимание музыки» и так далее. Толика правды в этом есть - пятнадцатилетний скрипач действительно очаровывает своим чистым звукоизвлечением и тонкой организацией всех мелких деталей, ни один нюанс им не упускается из виду.

Как и обещал давеча, хотел бы отдельно упомянуть сегодня наших коллег по фортепианному цеху: звучали превосходно, одно удовольствие слушать - какой колоссальный опыт в пальцах аккомпаниаторов, какие краски они извлекали из этого нового рояля, как богато звучит инструмент в этом зале - сказка!

Пианисты звучали лучше, чем скрипачи- это точно, господа! Известный факт, министерство культуры РБ отреставрировало этот зал для себя, там тоже много пианистов. Оглашение результатов началось как раз с награждения концертмейстеров: один из меценатов конкурса учредил свои денежные призы для них.

Я назову их: авторитетнейший Сергей Безродный,очаровательная Анна Тамаркина, изысканная Зоя Аболиц и прекрасная Наталья Игумнова - великолепный фортепианный десант для уфимской сцены и сумасшедшая опора для конкурсантов. В итоге получилось так, на финальный третий тур были допущены: россиянин Леонид Железный, японка Маи Судзуки, венгерка Агнеш Лангер и швед Даниэль Лозакович.

Не скажу, что результаты меня вдохновили или удивили - нет, к конкурсным дежавю мы давно привыкли, но уверен, что в уме у каждого сидящего в зале был свой квартет финалистов. Что ж, пожелаем нашим юным коллегам справиться с совершенно новой задачей, а именно, обуздать Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан. Тут не будет ласкового милого журчания доброй пианистки-концертмейстера под боком. Здесь будут «огонь, вода и медные трубы»!

Пользуясь случаем, напоминаю, что 13-го мая в 12 часов состоится мастер-курс скрипача Никиты Борисоглебского, большого нашего друга; его в Уфе знают - он неоднократно здесь выступал. И в 14 часов того же дня состоится мастер-курс профессора Тараса Габора (Канада). Все уроки пройдут в УГИИ в зале имени Шаляпина.

"