Posted 13 мая 2008,, 17:44

Published 13 мая 2008,, 17:44

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Гребенщиков поклоняется звездам и лечит поклонников благовониями

13 мая 2008, 17:44
В прошлом году бессменный лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков заявил, что команда прекращает выпуск альбомов, чем немало удивил и расстроил поклонников. Рок-гуру объяснил это тем, что «Аквариум» издает пластинки уже 35 лет подряд и пора бы задумать над другими – более современными - вариантами распространения своего творчества. Однако за прошедший год Борис Борисович ничего оригинального так не придумал, поэтому на недавних гастролях в столице Башкирии музыканты пообещали выпустить очередной диск.

- Новый вид распространения музыки, к сожалению, так и не появился, - посетовал БГ. - В сеть нашу музыку мы и так выкладываем. Сейчас у нас есть некоторое количество материала, с которым пока непонятно что делать. Вероятно, все-таки выпустим альбом, потому что далеко не у всех россиян есть интернет. Я предполагаю, что в ближайшем будущем все-таки появится новая форма распространения музыки – не на компакт-дисках и не на флешке.

Гребенщиков так и не нашел современной технологии тиражирования своего творчества, зато открыл для себя новый инструмент. За кулисами он пообщался с известным башкирским кураистом Робертом Юлдашевым. Уфимский музыкант, сотрудничающий с Гариком Сукачевым и Николаем Носковым, подарил музыкантам «Аквариума» кубыз. Не долго думая, парни сразу же опробовали инструмент, уточняя у Роберта, как правильно извлекать из него звуки. А Гребенщиков заявил, что хотел бы поработать с Юлдашевым:

- Роберт – замечательный музыкант. Надеюсь, когда-нибудь мы сыграем вместе.

Журналисты задавали самые разные вопросы, но разговор все равно сводился к двум основным темам – политике и рок-движению.

«Поезд в огне» ушел безвозвратно

- В прошлом году над сценой висел пиратский флаг. Теперь мало того, что флаг сменился, так еще и благовония появились…

- Благовония нужны для создания нужной атмосферы. Я специально привез их из Индии для своих гастролей. Дым благовоний очень полезен – в нем витамины С, Д и Е. В наших широтах солнца мало, поэтому нам всем необходимы витамины. А на флаге изображена богиня творчества Сарасвати.

- На ваш взгляд, когда была вершина вашего творчества?

- По поводу эволюции группы я ничего не могу сказать, чтобы ее оценить, надо смотреть со стороны. Я пытаюсь следить за тем, как меняюсь лично я. Но если бы я думал, что мой пик позади, я бы вероятно уже перестал заниматься музыкой.

- Вы принципиально не поете старые песни, такие как «Поезд в огне»?

- Эта песня не имеет никакого отношения к сегодняшнему дню. Раньше она была актуальна, а сейчас мы стараемся ее не петь.

- Как происходит процесс написания песен?

- Порой быстро, а иногда очень долго. Но еще ни один здравомыслящий человек не смог объяснить, как это происходит. Психология творчества очень сложна: все всегда бывает по-разному. Творчество требует сосредоточения. Необходимо отбросить все лишнее и заниматься только песней.

- Насколько трудно «Аквариуму» двигаться дальше?

- Это нетрудно, но чем дальше идешь, тем с большим трудом дается каждый дюйм.

- Какие-нибудь молодые группы можете отметить?

- Настоящий рок-н-ролл и свободу стоит искать не среди молодых групп. Среди новичков я пока, к сожалению, никого не могу назвать. А вот британский музыкант Дэвид Сильвиан, возможно, еще находится на правильном пути. Из наших групп, думаю, логичнее всего поступает «Текила джаз», которая стоит на своем и никуда не думает сворачивать. «Текила» - самая прочная команда. За них, как за людей и музыкантов, я могу поручиться.

- Вы очень положительно оценили творчество Шона Леннона. Как вам его последний альбом?

- Есть пара очень милых песен. В целом – вяленько, но человек он хороший.

- Что вы сейчас читаете?

- А вам, правда, это интересно? Книгу известного индолога Алена Денилу «Боги за игрой».

- С каких пор вы не употребляете алкоголь?

- Последнее время мне не интересен алкоголь. Сейчас стараюсь пить кофе с молоком. Понимаете, я пил 35 лет и очень хорошо знаю, что это такое. При этом я ни разу в жизни не сожалел о том, что пил. Но мне стало неинтересно впадать в состояние, которое ничего радостного не дает. Недавно я выяснил, что если не пить, мир станет значительно интереснее. Мне просто надоел алкоголь. Отказался я от него очень легко, потому что зависимости у меня не было.

- Одно время вы увлекались живописью. Продолжить не хотите?

- Живопись, как и любые другие серьезные занятия, требуют полного поглощения. Чтобы заниматься живописью серьезно, надо перестать заниматься музыкой. Если у меня будет время, я с удовольствием порисую. Но последние несколько лет времени на это не хватает.

- Что означают ваши одинаковые кольца?

- Это железные кольца из гвоздей, которые подчеркивают мое почтительное отношение к планете Сатурн. Астрологи объяснят вам все подробно, а я не умею красиво рассказывать.

- Как относитесь к телевидению?

- Я вообще не смотрю телевизор. Когда я пытался посмотреть что-то, у меня складывалось ощущение, что я нахожусь в выгребной яме.

«Рокер должен быть далек от политики»

- Как вы реагируете на постоянные разговоры о надвигающемся апокалипсиса?

- Буквально на днях моя авторская программа «Аэростат» на «Радио России» была посвящена этому вопросу. По-моему, разговоры об апокалипсисе на руку только тем, у кого жизнь не удалась. Эти люди хотят, чтобы вместе с ними погиб и весь остальной мир. Признаки конца света, конечно же, есть. Однако математика нам подсказывает, что конец света должен выглядеть по-другому. Скорее всего, человек будет переходить в какие-то другие состояния и мутировать. Но этот процесс займет приличное количество времени. А вот что будет потом – такой информации у нас нет.

- Вас не смущает, что к вам относятся как к гуру?

- Наверное, так уж просто получилось, что через меня проходит очень много информации. Сам по себе я ничего не представляю, я лишь передаточное звено. К такому заключению я пришел уже очень давно. Уже в моих ранних интервью можно найти эту точку зрения.

- Как оцениваете концерт на Красной площади в честь выборов президента, где выступили чуть ли не все российские рок-группы?

- Это очень философский вопрос. Если рокеры находятся в противостоянии с властью, значит, они несвободны, потому что целиком зависят от того, что делает власть. Мне кажется, если человек играет музыку, он в первую очередь должен быть свободен от всего и от всех. Поэтому мне до лампочки, кто выступает на Красной площади, а кто нет. Если музыканты поддерживают власть, значит, им за это платят деньги.

- Получается, сегодня рокеры еще более зависимы, чем во времена Союза?

- В те годы просто никому в голову не могло придти предложить рокерам выступить на таком концерте. Теперь же они стали заслуженными народными артистами. Если музыканты хотят поддерживать власть, я целиком «за», пусть поддерживают. Но лично мне кажется, что дело музыкантов – стоять в стороне от политики.

- А Юрий Шевчук сыграл на марше несогласных…

- Все же музыкант должен быть в стороне, потому что он работает для всех – как для правых, так и для левых.

- Каким вы видите будущее нашей страны?

- Надеюсь, что до тоталитаризма нам еще далеко. Сейчас власть пытается восстановить разграбленное и разрушенное. А вот как далеко правительство зайдет в завинчивании гаек, я не знаю.

- Об иммиграции не задумывались?

- Я не уверен, что Гордон Браун мне нравится больше чем Медведев. Думаю, что в России я нужнее. Вообще-то меня ничего и нигде не удерживает. Но петь песни здесь интереснее, потому что в этой стране меня слушают с большим вниманием.

- Что вам кажется наиболее положительным в жизни современного общества?

- Если быть серьезным, то я могу сказать, что наслаждаюсь теперешней эпохой, потому что степень свободы, которая есть сейчас, огромна. Раньше нам за концерты никто не платил, но мы бились за то чтобы выступать. Теперь любой может петь. Но почему-то все говорят: «Заплатите нам и желательно большие деньги». А иначе, мол, мы чувствуем себя несвободными. Так вот бесплатно сейчас можно делать все что угодно. И даже распространять свое творчество – о чем мы и не мечтали. Поэтому самая радостная черта сегодняшнего времени – огромная степень свободы, которую мы, к сожалению, не ценим. Я очень счастливый человек и иногда даже побаиваюсь своего счастья.

Мария ПАНИНА.

"