Posted 13 мая 2007,, 17:46

Published 13 мая 2007,, 17:46

Modified 10 ноября 2022,, 19:05

Updated 10 ноября 2022,, 19:05

Неслабый кач. Основатель русско-язычного трэша считает, что Интернет пока честнее телевидения

13 мая 2007, 17:46
Не так давно известная в сети питерская команда «Кач» устроила совершенно скандальный, из ряда вон выходящий поступок. Музыканты никого не предупредив вместе с лидером группы «Мумий Тролль» Ильей Лагутенко вышли на сцену на фестивале «Fuzz» и во всеуслышание обматерили знаменитого продюсера «Фабрики звезд-6» Виктора Дробыша под одобряющее ликование тысячной толпы зрителей. После этой выходки только ленивый не посмотрел в интернете видео с того концерта и не напел незатейливую песенку своим друзьям. Оскорбленный Дробыш решил подать в суд, предварительно вынеся личный вердикт: «Лагутенко – в психушку, «Кач» – на зону». Однако обидчики пока на свободе, более того, пользуются бешеным успехом у журналистов и поклонников.

«Кач», появившийся около года назад, но стремительно набравший популярность за счет матерных композиций, вовсе не претендует на звание «звезд». Более того, лидер команды Сергей «Masterboy» говорит, что сейчас ощущает себя в центре шумихи, которая к тому же создана совершенно не им самим. В минувшие выходные «Кач» уже во второй раз пожаловал в столицу Башкирии, чтобы представить свои новые песни уфимской публике в клубе «Правда». Само собой пресса слегка побаивалась скандального персонажа и явно ожидала какой-нибудь дерзкой выходки. Но как оказалось лидер «Кача» в жизни совершенно спокойный человек, далекий от эпатажа и очень корректный. Он сам вполне мог бы быть «белым воротничком», которым так нравится его творчество. Ведь именно сотрудники крупных корпораций, топ-менеджеры и банковские служащие приходят вечером в какой-нибудь московский или питерский клуб, чтобы расслабиться под матерные рэп-читки Сергея. Пока музыканты играют, элита отдыхает, а девушки, пришедшие со своими спутниками, жеманно затыкают ушки и краснеют от потока непристойностей, струящегося со сцены.

- Я знаю, вы наверняка думали, что, сейчас придет гопник, обматерит всех и уйдет, - начал Сергей. Но поверьте, я абсолютно адекватно оцениваю ситуацию, все понимаю, мне можно задавать любые вопросы.

- Что вы будете делать, если Виктор Дробыш, как и обещал, подаст в суд? – спрашиваем мы.

- Я очень благодарен Илье Лагутенко, потому что только благодаря его воле произошло это событие на фестивале. Мы сделали то, что сделали «Sex Pistols» 30 лет назад. Илья мне сказал так: «Наше выступление с «Кач» было моей обязанностью». Ну, а моей обязанностью было вынести приговор российскому шоу-бизнесу и то, что сейчас называется «питерским демаршем». Я считаю, что на моей стороне Божий суд и это самое главное. Любой человек, а тем более творческий может бояться лишь одного - смерти. Но даже смерть – это освобождение. Так что никакого страха у меня нет.

- Вы верующий человек?

- Безусловно. Я православный христианин.

- Как вы представляете своего потенциального слушателя?

- Буквально на днях у меня брали интервью репортеры ОРТ. Я отвечал то, что считал нужным. А они мне говорят, выключив камеру: «Вы слишком сложно говорите. Ну а представьте, если нас смотрит простая девочка или обычный гопник. Они же ничего не поймут». То есть они относятся к своим телезрителям как к быдлу. Я к своим слушателям так не отношусь. Более того, я ни в коем случае не обвиняю моих слушателей в эстетической недоразвитости, как некоторые артисты любят делать.

- Опишите идеальную на ваш взгляд ситуацию в музыкальной российской сфере.

- Охотно. Формат нужно убивать. Мы уже упустили эту стадию, когда с форматом необходимо было бороться, теперь надо принимать кардинальные меры. Мы свободны, никому ничего не обязаны. Музыка должна делаться с определенным посылом, причем релизы должны быть бесплатными, выложенными в интернет в свободный доступ. Свой альбом мы выложили в сеть целиком вместе с обложкой, его нельзя скачать по песням. Если бы мы не сделали этого, то все бы скачали одну единственную песню «Москва сосет, Питер решает».

- Вы призываете уничтожить сложившийся шоу-бизнес и поп-индустрию. Но что можете предложить взамен кроме трэша?

- Не должно быть ни цензуры, ни самоцензуры. Лично я советую всем музыкантам осваивать сеть. Если ваши альбомы будут успешными, их скачают миллионы людей. После этого группы могут спокойно ехать в концертные туры и зарабатывать деньги.

- Как вы относитесь к Евровидению?

- Я никак не могу прокомментировать это событие. Когда-то Илью Лагутенко попросили прокомментировать очередную «Фабрику звезд». На что он ответил, что «Фабрика» должна проходить в совершенно ином формате. Необходимо набрать две группы из Уфы, из Казани, из Челябинска, из Питера и из Москвы. И пустить их по стране с туром. Через полтора месяца отсеется половина фабрикантов. Я ничего не могу сказать про Евровидение, потому что для меня это пустышка.

- А вы бы выступили на этом конкурсе?

- Легко, приглашайте, – заливается смехом Сергей. Но я не пойду ни на один компромисс. Если «Кач» пригласят поучаствовать, это будет полный вынос мозга.

- А как мат на английский язык переложите?

- А я и представлять это себе не собираюсь. Наш язык настолько богаче английского, что перевод совершенно не требуется.

- Как вы относитесь к тому, что Стас Барецкий выступает в Куршавеле и поет для Ксении Собчак нелицеприятные песни о ее персоне?

- Я бы с удовольствием выступил в Куршавеле... К сожалению, личность Стаса Барецкого для меня непонятна. Потому что даже в интернете крайне сложно найти хотя бы одну его песню. Как я понимаю, серьезно ребята к своему творчеству не относятся, они скорее близки к шоу-бизнесу. Я же от шоу-бизнеса крайне далек, я занимаюсь творчеством.

- Схоже ли ваше отношение к шоу-бизу с отношением Павла Воли из «Comedy club»?

- Нет, у нас абсолютно противоположные взгляды. Более того, я считаю, что «Комеди клаб» – это проект, который полностью зарылся в деньгах и коммерции. Хотя я понимаю, что деньги и коммерция – нормальная часть жизни. Но когда я смотрю это шоу, то вижу, что Павел прикалывается над «звездами», а у всех «звезд» уже заготовлены ответы и они ждут подходящего момента, чтобы парировать. Они отвечают, и я понимаю, что реплики артистов гораздо смешнее, чем выходки самого Воли. Это происходит, когда человека ставят в определенные рамки. То есть каждую неделю он должен сочинять какие-то новые шутки. Не знаю, что из этого получится дальше. Начинали они очень хорошо, но сейчас уже стоит задуматься о многом, по-моему… Пока шоу-бизнес работает на «ящик», на радио, на ротации. Но шоу-биз зарвался, он не обращает внимания на интернет. А тем временем люди в сети становятся известными, они на слуху. «Кач» тому пример. Нас слушают в Нью-Йорке, крутят на русскоязычных радиостанциях в Лондоне, Риме, Берлине. Не замечать интернет - это глупо. Да, пока продюсеры выезжают на «ящике», потому что страна большая и все смотрят телевизор. Но долго так продолжаться не может, скоро все закончится, шоу-бизнес рухнет. При всем том, что интернет называют помойкой, эта помойка честнее, чем телевидение. Телевидение – очень зависимая культура. Конкуренция между каналами доходит до абсурда. Безусловно, и сеть скоро зажрется и станет такой же продажной. Но мы живем здесь и сейчас и пока все в порядке.

- Если бы не было шоу-бизнеса, то не существовал бы и противовес в виде «Кача»…

- Я даже не знаю, что на это ответить. Мотивы создания трэш-шапито у меня были очень простые. Раньше ко мне приходили люди и просили написать текст на мелодию. В то время я играл на бас-гитаре в группе и любой текст я писал за десять минут. Потом я понял, что было бы интересно сделать что-нибудь этакое. Так появился «Кач». Я придумал свой собственный стиль, который назвал русско-язычный трэш. «Трэш» с английского переводится как «мусор» - это многое объясняет. Современная культура – это клиповость, нечто быстрое, впитывание готовых идей, готовых «звезд». Я в своих текстах все эти понятия современной культуры довожу до гротеска. И именно такой подход я называю русско-язычный трэш.

- Вы заявляете, что не являетесь частью массовой культуры. А кто еще на ваш взгляд так же далек от этого понятия?

- Настолько далеко, как «Кач», наверное, никто. Я ощущаю что сзади меня уже идут другие люди, но пока не понимаю из какой среды, скорее всего из литературной. Потому что в музыкальной среде сейчас все по-другому происходит. Там сначала парни делают наколки, стараются выглядеть как ведущие МТV, потом ищут продюсера и лишь после этого всего начинают писать тексты. Такое отношение я и называю форматом, самоцензурой.

- Насколько различны ваш сценический герой и вы в реальной жизни?

- В современной культуре такие вопросы ставить некорректно. Я поэт, причем говорю это абсолютно без пафоса. Я человек, который работает с русским языком: беру современный русский язык и срезаю последние его наработки, что-то черпаю из интернета, что-то с улицы, что-то из Уфы, что-то из Ростова. Например, актеру из фильма «Необратимость», который в течение 20 минут насилует главную героиню, почему-то не задают вопросов на тему схожести с персонажем… Так почему же подобные вопросы задают художникам и поэтам? Это, судя по всему, происходит из-за того, что «поэт в России больше чем поэт». В обычной жизни я редко матерюсь. Ненормативная лексика для меня не является самоцелью. Это просто определенный срез русского языка. Русский – это единственный язык, в котором с помощью мата можно выдать задор. В Уфе я провел всего лишь несколько часов, а уже услышал столько новых интересных выражений. Я все фиксирую в песнях, таким образом, фиксирую эпоху. И именно поэтому меня будут слушать.

- Не хотели бы выпустить учебник русского языка в стиле «Кач»?

- Эта затея весьма интересна. Я бы с удовольствием почитал лекции о современной поэзии, если бы у меня была такая возможность. Я могу предложить филологам настоящий срез русского языка. Если дальше рассуждать о лекциях, то пожалуй, я бы затронул группу «Кровосток», писателей Владимира Сорокина и Павла Пепперштейна. Именно эти люди сейчас очень сильно двигают язык. Мне, кстати, часто задают вопросы про конкурентов. Так вот я могу сказать, что мои ориентиры и конкуренты находятся в литературной среде, а не в музыкальной.

- Какое у вас образование?

- Я сначала учился в Кораблестроительном институте, потом перевелся в институт водного транспорта, так как мой отец моряк. Потом я понял, что нет никакого смысла идти по стопам папы, и поступил в институт культуры Санкт-Петербурга, но в итоге и его не закончил. Так что получается у меня три незаконченных высших образования. Ну что вам еще про меня рассказать? Я семейный человек, вегетарианец. Очень трепетно отношусь к 90-м годам… Я вырос в 90-х, и прекрасно помню, как мы ходили на концерты. У нас с друзьями осенью всегда было три темы – «Алиса», «ДДТ», «Кино». Эти музыканты играли по три концерта в день и мы ходили почти на все. Для нас рок-музыка была неким символом перестройки.

- Как вы относитесь к реалити-шоу?

- До меня дошли слухи, что общественный совет при президенте РФ совершенно серьезно хочет запретить «Дом-2», потому что это реалити-шоу уже вошло во все книги рекордов Гиннеса. Психологи, политики, журналисты подняли вопрос о том, что в «Доме-2» находятся граждане России, которые сидят там два года, нигде не учатся, ни читают книг, не работают, не занимаются самообразованием. Все их время занимают разговоры на тему, у кого какой рейтинг. На мой взгляд, это может очень негативно сказаться на психике участников проекта.

- Существуют ли для вас барьеры, которые вы никогда не переступите?

- Мне очень близок лозунг Кропоткина «Права не дают, их берут». барьеров, которые я не переступлю в творчестве, пока нет. А в обычной жизни, конечно же, есть. Например, я уважаю законы и не собираюсь делать что-то противозаконное.

- Если система кого-то не может победить, то она делает его своей частью. Не боитесь, что именно это произойдет и с «Кач»?

- Систему не нужно побеждать, бороться с ней тоже нельзя. Ее нужно игнорировать. Маятник не должен вас бить и вы не должны ему сопротивляться. Маятник должен пройти сквозь вас. Тогда система просто не будет знать, что делать.

Вика ЗВЕРЕВА.

"