Posted 13 апреля 2010,, 15:11

Published 13 апреля 2010,, 15:11

Modified 10 ноября 2022,, 18:58

Updated 10 ноября 2022,, 18:58

Мусалим Кульбаев: «Бездарный актер в театр попасть не может»

13 апреля 2010, 15:11
В пятницу в московском Гостином дворе состоится 16-я церемония вручения премии «Золотая маска». В этом году во второй раз театральный фестиваль представил проект «Маска плюс». Эта внеконкурсная программа демонстрирует разнообразие и разнонаправленность современного театра, дополняя основной конкурс. 19 марта на сцене Центра имени Мейерхольда в рамках «Маски плюс» спектакль «Ночевала тучка золотая» представил Национальный молодежный театр Башкирии имени Карима.

«Вечных тем, как и нот, не больше семи»

- Говорят, что это «Золотая маска», только для подростков и молодежи, - отмечает главный режиссер русской труппы театра Мусалим Кульбаев. – В столице нашу инсценировку повести Анатолия Приставкина приняли очень тепло и пригласили на международный театральный фестиваль «Голоса истории», который пройдет летом в Вологде. Еще «Тучку» мы показали на международном фестивале русских театров «Мост дружбы» в Йошкар-Оле и взяли гран-при.

- Почему для постановки выбрали эту повесть?

- Я на эту тему думал давно. Знаменитая повесть Анатолия Приставкина прошумела, если не сказать прогремела, еще в середине 80-х, когда общественности стали доступны засекреченные документы. Тогда знакомая театральная журналистка спросила: «Тебе не кажется, что это твой материал?». Я начал думать на эту тему: перечитал повесть, нашел инсценировку. Когда собрались с труппой на читку, на дворе был уже 1999 год: подходила к концу вторая чеченская кампания. И у нас, конечно, были сомнения. Не в том смысле, что мы боялись сделать неполиткорректный спектакль. Просто когда начинает казаться, что раны затягиваются, зачем их лишний раз бередить, ворошить прошлое…

- А как к такой задумке отнеслась труппа?

- И актеры сомневались: «Нужен ли сейчас этот материал, когда на Кавказе все вроде бы налаживается?» Хотя мы можем судить только по тому, что нам говорят по ТВ. А что там происходит на самом деле, мало кто знает. И я почти было распрощался с этой мыслью: зачем прыгать в последний вагон уходящего поезда? Но окончательную точку во всех этих размышлениях и сомнениях поставили, конечно, события в Южной Осетии, которые в очередной раз подтвердили, что, к огромнейшему моему сожалению, эта тема вечная, не имеющая шансов быть навсегда закрытой. В спектакле мы говорим о детстве в невыносимых условиях военного времени. Дети не виноваты в развязывании ни одной войны, но при этом они страдают больше всего. От этой проблемы все равно никуда не деться. И у Молодежного театра появилась насущная необходимость высказать свою точку зрения по поводу происходящего. Постановка, по мнению многих людей, оказалась удачной.

- Какие еще темы актуальны на сегодняшний день?

- Не знаю, хорошо это или плохо, но каждое поколение на вопросы, касающиеся любви и смерти, подлости и верности, предательства и чести, всегда отвечает самостоятельно, и опыт предыдущих поколений совершенно бесполезен. Может быть, это общий ответ, но если разбирать конкретно, все равно в итоге мы придем к тому же самому. Думаю, что вечных тем, как и нот, не больше семи.

- Известно, что с питерского фестиваля «Рождественский парад-2009» спектакль Молодежного «Близость» не уехал без награды…

- К этому призу мы отнеслись с чувством глубокого удовлетворения, - смеется Мусалим Георгиевич. – Конечно, мы очень обрадовались. Спектакль был в гостевой программе, но прошел настолько хорошо, что жюри и коллегия критиков не смогла удержаться, чтобы не присудить ему одну из очень почетных номинаций «Лучший актерский ансамбль». Это заслуга не только актеров, но и режиссера Олега Липовецкого, который был приглашен из Петрозаводска.

Львиная доля

Мусалим Георгиевич родом из Кабардино-Балкарии. Образование получал на заочном отделении истфака в местном госуниверситете, а потом пришел работать в театр: трудился монтировщиком сцены, звукорежиссером, потом заведующим музыкальной частью и «дослужился» до режиссера.

- Когда я учился в театральном училище имени Щукина, художественный руководитель нашего курса Александр Михайлович Поламишев предложил мне попробовать себя в Башкирии. Он был председателем приемной комиссии в Уфимской академии искусств и подсказал, что в Стерлитамаке вакантна должность режиссера. Конечно, я с радостью согласился. А больше десяти лет назад меня пригласили в русскую труппу молодежного театра в Уфе в качестве главного режиссера.

- Как оцениваете этот театральный сезон?

- Мы хорошо поработали и с осени сделали немало. Юбилейный сезон мы начали с молодежной постановки «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. Потом приняли активнейшее участие в фестивале, посвященном 90-летию Мустая Карима: представили пять спектаклей. На русском языке создали музыкально-поэтическую композицию по произведениям Мустая Карима «Река судьбы». Сделали большой подарок нашим маленьким зрителям: восстановили спектакль «Новогодний вальс». Сейчас готовимся к юбилею нашего замечательного актера Линара Ахметвалиева: сначала сыграем спектакль, а потом пройдет торжественная часть. Еще готовится большой праздничный вечер для наших любимых зрителей, посвященный юбилею самого театра.

- Говорят, что Молодежный театр – это театр Львов…

- Львы по знаку зодиака не только мы с режиссером башкирской труппы, а также многие, кто здесь служит, но и сам театр, который открылся в августе 1989 года. Не могу сказать, что я верю в гороскопы, но пишут, что Львы - артистические натуры. Однако и прочие знаки зодиака нам спуску не дают, ни в чем не уступают, так что некоторое львиное преобладание никак не сказывается на общей картине.

- Как работается в театре двум труппам?

- Ну, во всяком случае, интересно, ведь две труппы – это по сути два театра. У них не всегда совпадают интересы, а иногда диаметрально противоположны друг другу. Что касается репетиционной базы, помещений хватает: есть танцевальный класс, у каждой труппы свой репетиционный зал. Параллельно можно репетировать пять-шесть спектаклей без больших сложностей. Конечно, приходится делить одну большую сцену, но ведь есть еще и камерная, поэтому особых проблем быть не может. Работать вместе, конечно, интересно: наши актеры частенько заняты в башкирской труппе, а они - в нашей. И все это достаточно органично переплетается, происходит синтез культур. Хотя форма, при которой башкирский и русский молодежный театр существовали отдельно, тоже вполне допустима. Но мы к этому не стремимся.

- Известно, что в театрах часто происходят интриги, закулисные игры. Молодежному это присуще?

- Когда люди работают с людьми, взаимоотношения одинаковы: будь то библиотека, больница, университет или театр. Я бы не сказал, что в этом плане театр радикально отличается от любой республиканской средней школы или поликлиники: интриг, слухов, сплетен, подковерной возни здесь ничуть не больше. Разве что самомнение повыше, чем в других заведениях.

«Мои любимчики – это вся труппа»

- Режиссер – это профессия или призвание?

- И то, и другое. Одного призвания бывает недостаточно. Есть, конечно, какие-то способности, изначально данные Богом: особая организация, видение пространства, склонность к особому психологизму. Но у постановщика обязательно должна быть школа, база. Суть режиссуры заключается в том, чтобы анализировать и воссоздавать ситуацию. Мы же должны понимать, что мы строим. Бывают очень одаренные дилетанты, но это все равно, что выдающийся математик, которого в свое время не познакомили с таблицей умножения.

- Вам знакомы муки творчества?

- Это когда что-то не получается, ты ходишь, думаешь, а потом – раз! – и приходит озарение? Да, такое бывает.

- Можете назвать гениев режиссуры?

- Есть много людей, которыми я восхищаюсь. Но чтобы долго не перечислять, назову ныне здравствующего Петра Наумовича Фоменко, которого я считаю режиссером номер один в России, а может быть, и в мире.

- Правда ли, что режиссеры часто выбирают себе актеров-любимчиков?

- В любом театре бытует мнение, что якобы существуют какие-то любимчики, которым навсегда повезло: они всю жизнь будут играть главные роли, получать театральные премии и званиями. Может быть, они и есть. Но надо понимать, почему режиссер предпочитает работать с определенными артистами. Значит, это очень одаренные люди, наилучшим образом выражающие общие идеи, которые предлагает драматург, режиссер и их собственная актерская личность, интуиция и сознание. Что касается нашего театра, то вся труппа – это мой один большой любимчик.

- Как определить: талантлив актер или бездарен?

- Вопрос, конечно, очень сложный. Никому не хочется брать на себя функции господа Бога. Понятно, что если у актера десять раз подряд не получается роль, то это повод задуматься: своим ли делом он занимается. Но для того, чтобы попасть в профессиональный театр, любой человек проходит столько испытаний, столько отсевов, что совсем уж безнадежно бездарный человек в театре в принципе оказаться не может. Для того, чтобы только поступить в театральное училище, надо пройти четыре или пять туров предварительного отбора. И это еще до экзаменов. А оценивать выпускника, пришедшего в театр, собирается худсовет, и ему нужно доказать свою профессиональную состоятельность. Мне кажется, для того, чтобы весь этот путь пройти, надо обязательно обладать какими-то способностями. Но даже оказавшись в театре, актеру еще не гарантирована безбедная счастливая жизнь до пенсии. Я бы не сказал, что у нас есть артисты, от которых в силу их профессиональной непригодности немедленно нужно избавляться. Если в данный момент они работают, значит, этому театру нужны.

- Позволяете актеру спорить, если у него иное видение роли?

- Постановщик в основном моделирует ситуации. Задача режиссуры - создавать интеллектуальную и ситуационную конструкции. Он говорит артисту не как играть, а что играть, а это совершенно разные вещи. Например, бессмертное творение Шекспира «Гамлет» я понимаю таким образом: великий поэт рождает великие мысли. И этим своим пониманием я хочу поделиться с публикой. Постановка – это результат совместного творчества. Если артистов не увлечь собственной идеей, спектакль не получится. Поэтому диктаторские замашки здесь неуместны. Необходимо убедить, доказать, что твое предложение интересно. А это не так просто.

- Без чего театр не сможет существовать?

- Без художественной идеи, без людей, способных эту идею воплотить, и без воспринимающих этот посыл зрителей. Я сейчас вывел очень короткую формулу и этим очень доволен. Это если говорить о главном. А так, тут все важно: в театре нет мелочей.

Альбина ИБАТУЛИНА.

"