Posted 13 марта 2016,, 13:43

Published 13 марта 2016,, 13:43

Modified 10 ноября 2022,, 18:39

Updated 10 ноября 2022,, 18:39

Репетируя новый спектакль, режиссер Башдрамы оставил только мужские роли

13 марта 2016, 13:43
17 и 18 марта в Башдрамтеатре состоится премьера спектакля «Навстречу мечте», жанр которого его создатели определили как «негероическая повесть». В основе постановки – произведение молодого башкирского автора Айгиза Баймухаметова «Не оставляй, мама!» о жизни воспитанников детского дома. В спектакле задействованы семь актеров, все роли, в том числе и женские, играют мужчины. По мнению представителей театра, спектакль рассчитан в первую очередь на подготовленного зрителя, уже знакомого с оригинальным произведением.

Как рассказал режиссер постановки Ильсур Казакбаев, результат работы творческой группы будет непредсказуемым. Сам он сравнивает спектакль с фильмом Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм».

– Поначалу я собирался ставить мелодраму, и это была моя ошибка: я неправильно определил вектор, - поделился он. – Поэтому в ходе работы над спектаклем начались неувязки, я не всегда понимал, как все донести до зрителя. Мы уже настолько привыкли к этой теме, она у всех на слуху, что люди становятся равнодушными. Нас больше волнует курс доллара, чем истории о бедах, которые случаются с детдомовскими детьми. Хотя премьера близка, мы с ребятами все еще дописываем диалоги, до сих пор меняем сцены, спорим.

По словам режиссера, окончательный вариант пьесы очень отличается от первоначальных задумок. Так, в ходе репетиции заметно сократилось число действующих лиц, актрис сменили актеры, мужчины оказались более стойкими.

– Актер – один из инструментов изображения, как сцена, свет. Когда-то мне попалась на глаза статья, что основная цель любого социального учреждения, будь то школа, армия или детский дом, – убрать индивидуальность, - рассказал Ильсур Казакбаев. – Делается это очень просто. Когда человек попадает туда, всем выдаётся одинаковая одежда, всех стригут одинаково и называют одинаково – «воспитанник» или «заключенный». Ты перестаешь быть собой, становится непонятно, кто ты: мужчина, женщина, надзиратель или заключенный.

Молодой постановщик признался, что долго размышлял, стоит ли отправиться в детдом для сбора рабочего материала, но потом решил, что не имеет на это морального права.

– Когда ставил спектакль про роддом, поехал туда, - вспомнил он. – Мне это ничего не дало, меня одели как космонавта и провели по этажам. В этом есть момент спекуляции, мне не хотелось быть просто наблюдателем, это принципиальная позиция. К тому же я не хотел давать надежду детям, которые в каждом пришедшем в детдом видят папу и маму.

Сам Айгиз Баймухаметов со сценическим вариантом истории еще не знаком. Молодой писатель – воспитанник детского дома села Серменево Белорецкого района. Кстати, в этом же детдоме вырос и великий башкирский актер Арслан Мубаряков. История артиста, который в юности отправился покорять Уфу на плоту, стала для Айгиза образцом для подражания. А когда Башдрама приехала в Белорецкий район с гастролями, маленький Айгиз заболел театром и тоже решил стать актером. Правда, нашлись «добрые люди», которые сказали пареньку: «Посмотри на себя в зеркало, ну какой ты актер». Так умерла мечта.

– Но я все же получил высшее образование и нашел свое место в жизни, – говорит писатель.

Айгиз рассказал, что сконцентрировал в судьбе одного героя истории, случившиеся с его товарищами по детдому, обобщил все, что творится в социальных учреждениях по всей России.

– Я являюсь прототипом главного героя, сам рано остался без родителей. Но в детском доме было много детей, у которых были родители, - рассказал он. – Сейчас растет число социальных сирот. У нас общество пропагандирует детские дома, мол, там заботятся о ребенке, дают квартиру. А я как бывший воспитанник хотел показать всю боль этих детей, раскрыть проблему изнутри, потому что знаю ее не понаслышке, сам пережил это. Семья и детский дом – разные вещи. Я хочу, чтобы спектакль вызвал споры, потому что такая ситуация недопустима.

"