Posted 13 февраля 2014,, 18:15

Published 13 февраля 2014,, 18:15

Modified 10 ноября 2022,, 18:48

Updated 10 ноября 2022,, 18:48

Башкирский режиссер превратил фильм о Нурееве в индийскую мелодраму

13 февраля 2014, 18:15
[фото, видео] Булат Юсупов представил на суд зрителей свою новую работу – получасовую короткометражку «Визит». «Посвященная Рудольфу Нурееву» картина, как значится во вступительных титрах, была снята на грант в пять миллионов, выделенный президентом Башкирии. Недовольные обыватели, отправлявшиеся в кино на байопик о великом танцовщике, были разочарованы: Нуреева в фильме они не обнаружили. Вместо этого на экране разворачивается мелодраматичная история в лучших индийских традициях, объединившая доброго ангела в образе восточной королевы, несчастную мать, разлученную с сыном, и отважного чекиста, бросившего вызов системе…

Халупа и «три шурупа»


Сюжет фильма вмещается в несколько строк: в 1977 или 78-м году (сам режиссер путается в показаниях) посетить Уфу неожиданно изъявила желание королева Иордании Дина Абдель Хамид. Оказалось, что царственная особа приехала, чтобы передать матери Рудольфа Нуреева весточку от сына – женщине было запрещено покидать пределы Союза. При помощи кагэбэшника королева собственноручно доставляет снимки Рудольфа по уфимскому адресу. Фарида Нуреева в ответ передала ей фотографию маленького сына, которая позже окажется в гримерке танцовщика.

- 70-е годы – это очень сложный период, - размышляет Юсупов. - Нам тяжело понять то время, когда невозможно было выехать из страны, когда сын 20 лет не мог ни общаться, ни переписываться с матерью. Сегодняшнему зрителю такая тема, как «тоталитарный режим» или «железный занавес» не совсем понятна.

Режиссеру кажется, что «такая история могла произойти в те годы только в нашей стране».

- В Европе это было невозможно, - уверен он. - Но мы жили в такой стране – это наша история. И помочь Нурееву могла королева, обладающая дипломатической неприкосновенность.



Справедливости ради стоит отметить, что Нуреев в картине присутствует и даже не незримо: зритель видит его то со спины в эпизоде в уфимском аэропорту, то в виде силуэта, порхающего по сцене. Но рядовой зритель расценил этот режиссерский прием как издевательство. Однако постановщик и не обещал сделать главным героем картины прославленного земляка. История, рассказанная бывшим сотрудником КГБ Явдатом Искужиным и положенная в основу сценария Юсупова, говорит о масштабе личности танцовщика гораздо больше именно потому, что звезды балета в кадре нет. Заодно Булат избежал бесконечных субъективных споров «похож-не похож» об актере, изобразившем Нуреева.



К слову, этот драматургический прием, когда масштабная фигура остается за кадром и влияет не только на людей, но и эпоху, Юсупов использовал не первый. Его воплотил, например, Эмилио Эстевес, снявший по своему сценарию фильм «Бобби». Эта картина не об убийстве кандидата в президенты – брате Джона Кеннеди Роберте, а о судьбах других людей, об Америке конца 60-х. Если вспомнить, то и фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» - не столько о легендарном исполнителе, сколько о людях, окружавших его. Несмотря на присутствие в кадре Безрукова в резиновой зомби-маске, это постановка о том, как эта мощная фигура повлияла на страну и на близких людей - друзей, которые проверяются на «вшивость», любимую, которая, рискуя всем, доставляет через всю страну коробку с морфием. Но основным героем фильма становится вовсе не страдающий от бесконечных наркотических ломок Владимир Семенович, а полковник КГБ, сделавший в финале картины главный в своей жизни моральный выбор. Он уничтожает материалы слежки за Высоцким и выпускает его девушку в Москву.

Вот и у Юсупова один из центральных персонажей в «Визите» – переродившийся в человека чекист Муса Шарипов, приставленный к королеве в качестве переводчика. В режиссерской версии событий самоотверженный сотрудник госбезопасности берет всю ответственность на себя и на свой страх и риск – без разрешения начальства - везет высокую гостью в убогую уфимскую пятиэтажку на аудиенцию с матерью Нуреева.

Как бы КГБ


В результате кино лишь чудом не превращается в шпионский триллер – осмелимся предположить, что в коротком метре Юсупову просто негде было развернуться.

- История была написана на 12-ти страницах, поэтому на полнометражную картину не тянула, - признается сам режиссер. – История несюжетная – нет достаточного количества событий, которые обязательно должны быть в полном метре. Еще хотелось сохранить новелльность формата, чтобы удержать внимание современного зрителя. К тому же я не стал брать на себя ответственность: у большой картины должен быть прокатный успех.

Ну и что ж теперь, что прототип гэбэшника - Явдат Искужин - никакой вызов системе не бросал и повез Дину Абдель Хамид с разрешения главного идеолога Башкирского обкома КПСС Тагира Ахунзянова, а потому ничем не рисковал. Так и вышло: полковник Искужин прослужил в органах 37 лет и в свои 85 лет дожил до экранизации своих воспоминаний, а Ахунзянов после событий 78-го года оставался на свой должности еще десять лет. Правда, до премьеры не дожил – скончался в прошлом году.


В финале картины - через десять лет после «королевских» событий - Муса совершенно случайно сталкивается в уфимском аэропорту с прилетевшим на один день Рудольфом Нуреевым, которому разрешили навестить больную мать. Удивительная встреча – богатой фантазии режиссера можно только позавидовать. А что вы хотите – это ведь не документальное кино. А что касается фильма, «основанного на реальных событиях»… Булат Юсупов любит повторять, что «творческий человек имеет право на драматизацию». Ведь без превращения исполнительного чекиста в диссидентствующего героя киноистория и вовсе бы не состоялась, не получив нужного драматического накала. А поражающая воображение встреча на летном поле обязана выжать из зрителя необходимую порцию слез.

- Кстати встреча с матерью была очень трагична – она его не узнала, - отмечает Булат Юсупов. - А он сам был шокирован страной и говорил, что никогда уже сюда не вернется.

Постановщик замечает, что «сделал картину вовремя».

- Еще лет десять - и Уфа изменится, - делится Юсупов. - Мне было очень приятно, что мы получили от уфимцев много мелких вещей того времени: люди приносили старые часы, чемоданы, которые хранились на даче – киностудия на время превратилась в комиссионный магазин. У нас ведь малобюджетное кино, поэтому мы делали все сами. И очень важно, чтобы в кадре все было достоверно.

Эпоху в фильме действительно воссоздали очень кропотливо. Но все испортил проехавший в кадре трап самолета, на котором красовались «три шурупа» в современном логотипном исполнении.

Чудо Болливуда


Актеры тоже потрудились над достоверностью характеров. Исполнитель Мусы Рамзиль Сальманов силится сыграть благородство и показать свой персонаж в развитии, превращаясь из бездушного винтика госмашины в живого, чувствующего и сопереживающего человека.

А вот приглашенной звезде Лауре Кеосаян играть, к сожалению, особо нечего: актриса изображает прекрасного чернобрового ангела с доброй улыбкой, спустившегося с небес в глухую провинцию ради важной миссии. Но то и дело в ее героине проявляется земная женщина. В процессе развития событий королева так сексуально надувает губки и таким томным взглядом смотрит на своего благодетеля-чекиста, что кажется – здесь и до любовной интриги не далеко! Кстати, отсутствие амурной линии в картине – явная промашка постановщика. А какой полет для фантазии – мимолетный роман особы королевских кровей и служителя кровавого режима. Приукрашивать историю - так по полной! Видимо, остановило Юсупова лишь то, что героиня – мусульманка да еще коронованная. Но игра неотразимой Лауры убедила, что искра между героями все же промелькнула.



Задачу перед тещей – Тансулпан Бабичевой – режиссер поставил ясную: сыграть горе матери, разлученной с любимым сыном. Однако при виде посланницы актриса в образе Фариды Нуреевой изображает не тоску, а какой-то первобытный ужас. Прямо как героиня индийского фильма, узнавшая в женихе дочери своего потерянного в далекой юности сына. Ну, или что-то вроде этого. И то правда: башкирская актерская школа никогда не признавала изысканных полутонов, поражая местную публику Болливудским кипением страстей.



- Я снимал свой фильм не для критиков, а для людей. Самая главная награда для режиссера – когда у зрителя нет вопросов про фильм, все сюжетные линии понятны, - проясняет свою творческую позицию сам автор картины.

Да куда уж Муратовой, Сокурову, покойным Герману или Балабанову до нашего провинциального мейнстримщика! Мэтры отечественного киноискусства, чей киноязык нуждается в осмыслении и расшифровке, по мнению Булата Юсупова – это аутсайдеры кинопроцесса, лишенные зрительского внимания и любви.

Видимо, поэтому, когда смотришь фильмы местных режиссеров, возникает подозрение, что воспитывались они не на Бергмане или Антониони, а на лучших образцах индийской кинопродукции и до сих пор вдохновляются этими безыскусными и наивными картинами.


Но при всей своей провинциальности Уфа – это все-таки не деревня: столичные зрители видели нечто большее, что может предложить киноафиша сельского клуба. А уж интеллектуальную публику маститых фестивалей такими наивными историями точно не удивишь. Однако Булат Юсупов на этот счет очень оптимистичен.

- Идея гранта – представлять республику на международных площадках, - уверен режиссер. - Рудольф Нуреев – этот тот паровоз, через который люди узнают, что есть город Уфа. Поэтому мы постараемся показывать картину на фестивалях как можно больше.

Ильсияр РАХМАТУЛЛИНА.

"