Posted 12 ноября 2013,, 18:21

Published 12 ноября 2013,, 18:21

Modified 10 ноября 2022,, 18:48

Updated 10 ноября 2022,, 18:48

Уход худрука Башкирской оперы может привести к распаду труппы

12 ноября 2013, 18:21
В минувший четверг коллективу Башкирского театра оперы и балета представили нового руководителя. Владислав Самойлов уже трудился в Оперном театре - директором оркестра начале 2000-х, а теперь исполняет обязанности худрука. В минкульте не придумали ничего лучше, как в непростой момент реконструкции и скитаний по разным сценам лишить труппу еще и главы театрального семейства. Напомним, это уже третья смена руководителя театра за последние три года.
Негодники


В 2010-м коллектив взбунтовался против Владимира Рихтера, возглавлявшего театр четыре года. Артисты обвинили начальника в нежелании решать их проблемы и мизерных зарплатах.


Нового директора тогдашний министр культуры Башкирии Аскар Абдразаков представил сотрудникам лишь в апреле следующего года: им стал экс-прокурор и руководитель Народного театра ДК «Нефтяник» Юрий Стульников.


Драматический актер просидел в кресле не больше десяти месяцев. В октябре 2011-го свой пост покинул и его покровитель Абдразаков, получив вдогонку уголовное дело о растрате казенных средств.


В феврале 2012-го новое начальство башкирского минкульта назначило на несчастливую должность композитора Рустэма Сабитова, 15 лет возглавлявшего профессиональный союз сочинителей музыки. В первом интервью в новой роли директор не только сделал популистские заявления, признавшись, что «пришел сюда с желанием изменить жизнь театра в лучшую сторону, создавать хорошие условия для работников». Но и сразу показал свою решительность: «а если кто-то не сможет принять эти условия, не захочет двигаться с нами вместе, то они сами со временем поймут, что нам не по пути».


Казалось, что теперь театр с самым многочисленным коллективом занял человек неслучайный: потомственный композитор попытался вывести Оперный на новый уровень, и, несмотря на неполных два года у власти, ему удалось воплотить многое.

В афише театра появились яркие постановки - оперы «Школа влюбленных» и «Тоска», а также балеты «Корсар» и «Спартак», поставленные Юрием Григоровичем.


Последнюю премьеру в ближайшее время увидят во многих городах России. Отличные перспективы с интеллигентным и талантливым руководителем открывались театру после реконструкции, которая началась в июле после премьерных спектаклей «Спартака». Однако под шум ремонтных работ здесь решили сменить не только устаревшее сценическое оборудование, но и директора, отказавшись продлевать с ним контракт.


Обескровленные


А ведь еще в сентябре Сабитов очень проникновенно и поэтично рассказывал редактору корпоративной газеты «Аксаковский дом» Нине Жиленко, как в театре «прокладываются электрические кабели, проводка, ведутся работы по обновлению канализации, теплоснабжения...». А главной задачей видел «сделать театр еще более привлекательным, настоящим храмом искусства».

Погрузившись в административную работу, композитор даже забыл о творчестве. Сам Сабитов признался: «пока работаю директором театра - ни одного звука не напишу». Худруку действительно было не до сочинительства: велись переговоры о постановке оперы «Турандот», балета Григоровича «Иван Грозный» и «Красной Жизели» Эйфмана. Однако теперь есть вероятность, что многому из задуманного не суждено сбыться: известно, что многое в творческой сфере строится на личных контактах.


Труппа таким непоследовательным решением культурного начальства была обескуражена, и практически единодушно коллектив решил отстоять маэстро. Инициативная группа направила в профильное ведомство письмо в поддержку худрука, контракт с Сабитовым продлили, но лишь на оскорбительные три месяца.

В чем провинился Рустэм Нариманович, общественность гадает до сих пор.

Возможно, в минкульте посчитали, что «мягкий и нерешительный» композитор не справится бы с масштабными работами по реконструкции театра, которые должны завершиться к нашей деловой «олимпиаде» - саммитам ШОС-БРИКС.

Однако и нового назначенца хозяйственником не назовешь: и.о. худрука Владислав Самойлов известен, прежде всего, как «культурный менеджер», активно продвигавший и развивавший академическое искусство в стенах Башкирской филармонии.

Может быть, культурное министерство не устроила откровенность Сабитова, с которой он говорил о нынешней борьбе за сохранение труппы. Ведь на время реконструкции театр не получил временной прописки ни на одной сцене. Коллектив не может показать оперные спектакли, поскольку дворцы культуры республики не оснащены оркестровыми ямами. Зритель может увидеть лишь спектакли, поставленные на малой сцене да детские мюзиклы. А между тем репетиции новых постановок никто не отменял. И тут выкручивайся, как хочешь.

Потому вместо творческих, административных или хозяйственных вопросов директор был вынужден заниматься «поддержанием в коллективе творческого тонуса» и «организацией полноценной работы коллектива в таких специфических условиях». Проще говоря, заботиться о том, чтобы капризный коллектив, каким является любая творческая команда, не рассыпался. А ведущие солисты «дожили» до сезона 2014-2015, не разъехались по театрам соседних регионов, в будущем соглашаясь приехать лишь на сборную солянку, гордо именуемую «Рожденные в Башкортостане».

Ашир МУРАДОВ.
"