Posted 12 октября 2010,, 19:44

Published 12 октября 2010,, 19:44

Modified 10 ноября 2022,, 18:57

Updated 10 ноября 2022,, 18:57

Рома Жуков: «За титул ретро-легенды мне никто не доплачивает»

12 октября 2010, 19:44
Удивительную живучесть и даже творческую активность демонстрируют подзабытые ретро-исполнители. Правда, если раньше певец или группа собирали несколько стадионов в день, то теперь на гастроли для подстраховки артисты отправляются скопом под общей вывеской «Дискотека 80-х». Например, ровно год назад в столице Башкирии на одной сцене выступил целый сонм диско-идолищ, включая команды «Фристайл», «Сладкий сон», «Маленький принц» и даже легендарных Bad Boys Blue. В афише был заявлен и Рома Жуков, но ностальгирующая уфимская публика прибытия легенды перестроечного танцпола дождалась лишь через год.

«В Америке я был принцем в изгнании»

И один умудрился собрать зал! Правда, неполный и не самый большой – в ДК «Машиностроителей», интерьером напоминающий сельский клуб. Зато с районом гастролер не прогадал: маргинальному черниковскому зрителю далеко за зрелищем идти не пришлось. Да и копеечная цена билета подкупала.

Рома появился на сцене в стильных черных очках, брюках, рубашке на выпуск и многочисленных нашейных украшениях, а компанию ему составили клавишник и гитарист. Эта ностальгическая картина тут же воскресила в памяти фанерные шоу конца 80-х, когда Рома Жуков стоял на клавишах за спинами солисток «Миража», а позже солировал в собственной группе «Маршал».

- Ни для кого не секрет, что я родом из группы «Мираж», которая меня взрастила и вывела в свет, - признался позже певец. – Я до сих пор общаюсь с Андрюшей Литягиным, Ритой Суханкиной и Наташей Гулькиной, которые, кстати, скоро должны прибыть в Уфу.

Допев первую композицию, артист решил было поприветствовать зрителя, но микрофон предательски молчал, не желая транслировать голос звезды.

- А как ты пел-то? – резонно поинтересовались из хохочущего зала. Но Рома был так занят наладкой усилительного устройства, что оставил вопрос без ответа, видимо, посчитав его риторическим.

Так или иначе, ретро-настроение было создано. Если уж ностальгировать, то и по «фанере»: других концертов в недолгие годы популярности г-на Жукова никто не давал. Сам 43-летний исполнитель выделяет подобные шоу в особый жанр, когда живой вокал просто неуместен.

- Я не отказываюсь петь в живую, но не всю же песню! – восклицает музыкант. - Это просто нереально для танцевального жанра.

После концерта Рома выказал недовольство работой подставившего его звукорежиссера, на что звукач пробурчал: «Что за артист? Поет – фонограмма, включил – голограмма».

Зато после казуса Рома все полтора часа выступления так старался, что умудрялся перекрикивать собственную фонограмму в заработавший микрофон. Впрочем, и музыканты, в которых были узнаны участники популярного местного коллектива «Караван-сарай» чувствовали себя на сцене очень неуютно, старательно имитируя игру на музыкальных инструментах. Но настоящий фурор произвела подтанцовка артиста: девочки из шоу-балета ДК «УМПО» стали отличным фоном для ретро-исполнителя. Самодеятельные артистки зачем-то демонстрировали акробатические номера, не в тему плясали в костюмах а-ля «кабаре «Мулен Руж» или просто ритмично двигались в джинсовых мини-юбках.

- А сейчас я спою для вас новую песню, - обрадовал фанатов артист и исполнил композицию, которую трудно было отличить от предыдущих. В отличие от своих коллег, которые рискуют работать в новых музыкальных стилях, Рома Жуков выдает все те же диско-хиты, над которыми, как выясняется, не властно время.

Правда, одно время и Жуков пытался отречься от дискотечного прошлого и превратиться в нового артиста. В начале 90-х он отбыл за границу, но быстро вернулся, представившись публике новым сценическим именем – Немо. Ради такого случая артист даже свел узнаваемую родинку на щеке. Но проект с треском провалился, а сам Рома назвал этот период худшим в своей жизни.

- Как сложился заграничный период? – интересуемся у артиста.

- Я уехал в 93-м, больше года прожил в Денвере и ничем не занимался. Жил, словно принц в изгнании. После ежедневных концертов на стадионах в течение пяти лет я был настолько психологически истощен и внутренне подавлен, что чувствовал себя, словно раздавленный помидор. Я снял шикарную квартиру, наставил кучу всякой техники, сразу купил себе машину, и этого мне хватило, чтобы чувствовать себя самодостаточным принцем. Из Денвера особо никуда не уезжал, даже в Нью-Йорке был только проездом.

Сейчас жалею, что совсем не путешествовал, но мне совсем не хотелось. За это время, к сожалению, ничего путного я не сделал, зато хорошо отдохнул и пожил, как человек.

«В 80-х деньги зарабатывали мешками»

- Почему вернулись: ностальгия замучила или деньги кончились?

- В Америке уже через два-три месяца мне начал сниться родной город, причем в мельчайших подробностях. Вот тогда и пришло чувство настоящей ностальгии. К тому же Америка – это другая планета, и начинать мне там пришлось бы с нуля: сначала месяца два мыть посуду, потом стать помощником повара, а после - помощником менеджера в ресторане. И это считается уже большим достижением. И я бы мог мыть посуду - не вижу в этом ничего зазорного, но считаю, что у меня есть призвание, и, видимо, оно меня не пустило. К счастью, я снова на родине, и ностальгии больше нет. К тому же я так часто даю ретро-концерты, что это чувство совсем притупилось.

- Можете представить себя в иной профессии?

- Мне уже поздно выбирать. Но, наверное, занимался бы чем-то творческим. Например, был бы архитектором. Но точно не тем, на кого учился. По образованию я – инженер авиационной промышленности по специальности «Эксплуатация и наладка станков числовых программ управления». Из меня получился бы плохой конструктор, как, например, те, кто на днях запустили ракету «Булава» с 13-го раза. Я пытался заниматься и коммерцией, и недвижимостью. В конце 90-х у меня был свой музыкальный лейбл, я сам производил и продавал диски, но судьба снова привела меня в музыку.

- В детстве о сцене мечтали?

- Помню себя в пятилетнем возрасте, когда стоял перед зеркалом с тюбиком зубной пасты и пел хиты Boney M. Я смело утверждал, что могу написать лучше, чем Бобби Фаррелл. Видимо, уже тогда понял, что могу самостоятельно писать песни, что во мне есть композиторский дар. Думаю, что эти амбиции, и привели меня на сцену. Бывает, что люди рано становятся популярными. Наверное, я из тех, кому посчастливилось стать легендой. Но, поверьте, это никак не отражается на моей повседневной жизни: за это мне никто не доплачивает. Ну что поделать? Легенда и легенда. Всеобщее достояние.

- От кого фанатели в юности?

- Я очень любил песни группы Pet Shop Boys, что, безусловно, повлияло на мое творчество. Безумно нравилась Алла Борисовна. Но сейчас я уже не в том меломанском возрасте, чтобы что-то любить. Очень много работы: я занимаюсь своей музыкой, записываю альбом, взял продюсировать певицу Паолу, поэтому мне не до музыкальных увлечений. Причем я никого не ищу, все находят меня сами. Например, недавно позвонил Сережа Зверев и попросил разрешения петь мою песню «Я люблю вас, девочки». Я отвечаю: «Пой. В чем проблема?». А он говорит: «Я уже спел. Мне предложили два варианта, но ни один из них не нравится. Знаю, что только ты можешь сделать ее по-человечески». Привез, послушали. Действительно дерьмо полное. На следующий день мы поехали в студию и записали трек в трех вариантах: с его вокалом, моим и дуэтом. Может быть, даже снимем совместный клип. Мы знакомы очень давно. Он стриг меня еще в начале 90-х, когда еще не выглядел и не вел себя так эпатажно, как сегодня. На самом деле он очень клевый чувак. России был нужен такой эпатажный герой, поэтому Зверев и появился. Но другого такого быть не может.

- Вам уютно в настоящем времени?

- Мне очень нравился конец 80-х, когда еще был Советский Союз. Тогда в магазинах ничего не было, но все можно было достать. И очень нравился период начало 90-х. Я зарабатывал деньги мешками, но на них нечего было купить, потому что в стране был страшный дефицит. Поэтому все деньги тут же проедались в ресторанах в том городе, где мы их зарабатывали. Причем я платил за своих музыкантов и те коллективы, которые ездили вместе со мной и работали в первом отделении. Как правило, это 20-30 человек.

Конечно, для страны это был ужасный период. Сейчас совсем другие времена: наступил просто земной рай, и это радует. Может быть, и не надо нам никакой демократии: слава богу, какой никакой мир и все-таки никто не голодает – это очень хорошо и для России уже великое достижение.

«Мои песни поднимали инвалидов»

- Шоу-бизнес с тех пор стал цивилизованнее?

- Сейчас записываются качественные аранжировки, создаются грамотные телешоу и концерты, снимаются достойные видеоклипы. Какое шикарное «Евровидение» было в Москве! Вы бы знали, как это делалось в Советском Союзе, в конце 80-х, когда моя музыка считалась передовой! Все вырезалось кусочками из каких-то фирменных песен, потому что звуки было негде взять. Поэтому их просто ножницами вырезали и приклеивали через семплер. А это все равно, что с иголкой шить концертный занавес. Кстати, я написал книгу о периоде в шоу-бизнесе с 87-го по 93-й годы, которая называется «Исповедь звезды». Планирую выпустить ее вместе с новым альбомом.

- Сталкиваетесь с проблемами ротации на радио, ТВ?

- Иногда бывает, но все решаемо. За деньги попасть в эфир может любой дурак сможет, а вот без денег это очень сложно. Когда записали со Зверевым песню, я послал его на радио: «Делай, что хочешь, но чтобы песню взяли». На следующий день он уже сидел в часовом прямом эфире, а песня крутилась в ротации. Хотя ни копейки не заплатили.

- Поклонники взрослеют вместе с вами?

- Я очень долго не выступал: на сцене меня не было десять лет. Но могу сказать, что атмосфера на концертах и публика не изменились: все проходит так же, как и десять лет назад. Но я очень рад, что на мои концерты приходят совсем молодые люди, которые знают мои песни. Значит, я правильно поступаю, записывая старые песни в новых аранжировках.

- Правда, что клип на песню «Первый снег» обвинили в пропаганде наркомании?

- Ролик был снят в двух вариантах. Один - для ТВ, а второй для интернета. В клипе есть эпизод, где под первым снегом подразумевает кокаин. Оказывается, его так называют люди, употребляющие наркотики. Конечно, это ужасно, и я был в шоке, потому что в песне совсем другой смысл. Композиция была написана в соавторстве с Сережей Кузнецовым, создателем группы «Ласковый май». Это случилось под трибуной стадиона в городе Фрунзе, когда шел концерт. Я сказал: «Сережа, нужна песня, в которой припев будет начинаться со слов «первый снег». Через 15 минут он приносит текст. Через неделю приехал в Москву и сразу ее записал.

- В середине 90-х по ТВ прошел сюжет о целебных свойствах вашей музыки. Многих вылечили?

- Это была обыкновенная пиар-акция. Но если человек хочет от чего-то излечиться, он должен в это поверить. Это вам любой врач скажет. Когда мы сняли этот репортаж и пустили его в эфир по Первому каналу в программе «Музобоз», ко мне на концерты повалили люди, которые хотели излечиться, даже на инвалидных колясках приезжали. Шутки шутками, но самое интересное, что потом они писали мне письма и благодарили, потому что реально вылечивались. Не знаю почему, но все это дело работало. Теперь я убежден в том, что если человек во что-то поверит, то это обязательно сбудется.

- И в сверхъестественные силы верите?

- Да, конечно. Вообще очень верю во все сверхъестественное. Нам дано видеть очень немногое, а большая часть скрыта. Конечно, сам я не какой-нибудь ведьмак, но, тем не менее, сильно доверяю своему чутью, своим ощущениям, у меня очень развита интуиция.

- Как чувствуете себя в роли многодетного отца?

- У меня четверо детей - сын и три дочки, причем я всегда отмечаю, что от одной женщины. Старшей пять лет, а младшей всего девять месяцев. Только одна дочка родилась в России, остальные дети родились заграницей: одна - американка, вторая – англичанка, а сын родился на Кипре. Иногда, конечно, бывает тяжело, но все трудности компенсирует счастье от общения с детьми.

Альбина ИБАТУЛИНА.

"