Немой мальчик на манеже обрел дар речи

Немой мальчик на манеже обрел дар речи

12 июля 2005, 23:52
Культура
Канули в лету времена, когда клоуну достаточно было растянуться на манеже или дать подзатыльник своему напарнику, чтобы вызвать смех публики. Клоуны цирка <Звездный триумф> отец и сын Колобовы, гастролирующие в столице Башкирии, ориентируются на добрые чувства.- В Германии ценят грубые шутки, - рассказывает Дмитрий Колобов, коверный-сын. - То, что заставляет немцев хохотать, не обрадует французов. А вообще, репризы создаются долго и мучительно, иногда годами. Кажется - вот получилось нечто сверхъестественное, а публика не воспринимает.
Зернышки будущих номеров зарождаются в беседах, случайных фразах, подхваченную идею нужно ниточка за ниточкой воплотить в картину.- А не обижаетесь на публику, если она не оценивает шедевр с точки зрения профессионалов?- За пятнадцать лет работы на арене я с грустью констатирую факт падения общей культуры. И у коллег, и у зрителей проблема со вкусом.Но с другой стороны, цирк - это балаган, в котором должны быть элементы вульгарности, ярмарочного искусства. Нужно не выходить за грань, отделяющую пошлость от искусства. Вот и стараемся балансировать. Есть удивительные примеры настоящего мастерства, когда грубые, даже пошлые приемы смотрятся гениально. Был такой клоун Константин Мусин, который вкладывал в пошловатые репризы столько духовности и смысла, что номер становился гениальным. Многие пробовали повторить, но не могли скрыть пошлость.- Силач Бамбула - номер не оригинальный, зритель видел его по телевизору.- В России этот костюм надевают десятки артистов. А начинался этот образ в 40-50 годы с Константина Бермана. На арену выходил бюрократ. И по мере важничаниья входил в раж и лопался как мыльный пузырь. Вообще, эти пневматические костюмы пришли из Америки, где цирк несколько отличается от нашего масшатабностью. На арене работают одновременно несколько площадок, поэтому там важна визуальность. А то, что у нас кто-то первым засветился с костюмом силача в эфире, то это заслуга телевидения. Мы сами одиннадцать лет провели за рубежом, работая по контракту. Меня поражает отношение иностранцев к цирку. Например, в Германии одна газовая компания ежегодно устраивает оригинальные акции, где принимает участие около 40 тысяч детей. В поле устраивается грандиозная площадка, где работают пять шапито. В течение трех недель под наблюдением педагогов и артистов ребята постигают азы циркового искусства. Эмоций столько, что один немой мальчик прямо на манеже обрел дар речи. Вот такова сила цирка!- Как вы пришли в этот жанр?- Я считаю, что коверный на арене - это ключевая фигура. Цирк может обойтись без животных, без гимнастов, а без клоунов никак. Династия началась с моего отца, а точнее, с дяди-эквилибриста. В послевоенные годы для папы, увлеченного рассказами дяди, цирк стал волшебным миром. Он поступил в цирковое училище, в первый набор на отделение клоунады, где на одно место претендовало порядка 250 человек. Мне же родители предоставили полную свободу выбора. Мама, эквилибристка, хотела, чтобы я пошел по ее стопам, но я выбрал клоунаду. В этом жанре меня привлекает общение со зрителем, получение адреналина от реакции публики.- Говорят, в жизни клоуны весьма грустные люди?- Не скажу, что это аксиома. Нам присущи все обычные качества. Выплескивая всю энергетику на манеже, в жизни уже ведешь себя по-другому. Поэтому большинство клоунов меланхоличны, но в компании они оказываются в центре внимания, потому что хорошие рассказчики, особенно анекдотов. На манеже профессионал оставляет свои проблемы за кругом. Однажды после похорон близкого человека мне пришлось выступать. Я сумел отрешиться от своих чувств, и мне стало легче. В тяжелых ситуациях нельзя без работы, хуже, если сидишь один на один со своими переживаниями.- Как удается получать образование при таком образе жизни?- Высшее я получил, естественно, учась заочно. У моего отца два высших образования, я закончил исторический. В свободное время я пишу книгу по истории цирка, меня зовут в аспирантуру. Но цирк засасывает как болото, пока не могу посвятить себя полностью науке. Понимаете, приезжаю в свой родной город Астрахань. Через две недели ностальгия проходит, и я с тоской жду очередных гастролей. Многие артисты цирка на пенсии не выдерживают этой хандры. Энергичные, здоровые, они вдруг в одночасье заболевают и уходят из жизни. Был такой легендарный немецкий клоун Карл Касмайер, который в преклонном возрасте путешествовал в своем трейлере вместе с женой по циркам Европы. Так до конца он не расставался с цирковым миром. Да и как можно уйти с арены, раз вдохнув этот запах манежа, услышав аплодисменты и увидев глаза зрителей!Фаина ПЕРОВСКАЯ.
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter