Posted 12 июня 2013,, 14:03

Published 12 июня 2013,, 14:03

Modified 10 ноября 2022,, 18:50

Updated 10 ноября 2022,, 18:50

Светлана Баскова: «Я снимала «За Маркса» для всего русского народа»

12 июня 2013, 14:03
[фото] Андерграундный режиссер Светлана Баскова, известная своими бескомпромиссными картинами «Зеленый слоник», «Моцарт», «Голова», неожиданно сняла политическую агитку о противостоянии пролетариата и буржуев, но в свойственной ей гротесковой манере. Ее новая картина «За Маркса...» была представлена уфимцам в Лаборатории политического кино. Поклонников радикального режиссера разочаровало, что автор начала говорить об острой социальной проблеме слишком прямолинейно. Им оставалось лишь вылавливать в ленте художественные цитаты и осколки метафоричного режиссерского стиля. А рядовому зрителю все эти высокохудожественные моменты показались непонятными и чуждыми, мешающими смотреть кино с простым и понятным сюжетом.

Осмысленный и беспощадный


Действие ленты разворачивается в 2010 году в одном из российских городов и повествует о том, как недобросовестные владельцы промышленного предприятия во время кризиса пытаются решить свои проблемы за счет рабочего класса. Простой рабочий вступает в созданный на заводе независимый профсоюз. Становясь случайным свидетелем убийства лидера профсоюза и подвергаясь шантажу, он предает своих товарищей, но возникший социальный конфликт провоцирует героя на человеческий бунт.

В роли антагонистов – хозяина завода и мятущегося рабочего – любимые басковские актеры Владимир Епифанцев и Сергей Пахомов, героев которых режиссер заключила на адову гауптвахту еще в «Зеленом слонике». Фильм 99-го года, заполненный испражнениями, кровью и кишками, до сих пор смотрится свежо и оригинально: трэш у Басковой всегда беспощадный, но не бессмысленный. Сквозь миазмы, заливающие кадр, всегда ясно проступают мысли неравнодушного и талантливого режиссера. Прежние фильмы Светланы никогда официально не издавались, о прокате маргинальных киновысказываний и говорить не приходилось, а «За Маркса» публика все-таки увидела, хотя и на единичных показах. Такая легализация новой работы Басковой стала возможна потому, что режиссер свела к минимуму свои фирменные «дурнопахнущие» приемы, однако от гротеска не отказалась.


Безбашенный Владимир Епифанцев - эдакий российский Джейсон Стэтхэм - играет такую отъявленную начальственную гадину, что зрителям кажется – раздави эту гниду и на свете сразу станет чище. Рабочие для него – быдло, бунтующих он походя пускает в расход, а озабочен лишь тем, где взять несколько миллионов для покупки на лондонском аукционе работ Родченко, которыми мечтает уделать заграничных партнеров по бизнесу. При этом работягам месяцами не выплачивают зарплату, а теперь еще и сокращают, причем некоторых, смеющих бунтовать, – пулей в лоб. И матерится в фильме только его герой. Неслучайно бритоголовый отморозок-директор многим напомнил братка из 90-х.

- Он ведет себя так по инерции, потому что привык, - объясняет Баскова. - Собственник завода - это уходящая натура. Поэтому в конце фильма он и погибает. Сейчас-то все отношения становятся более спокойными, более закамуфлированными. Даже на работу уже не на «Бентли» ездят, а на машинах попроще.

Между тем рабочие в картине - простые честные труженики – бранных слов не употребляют, перед работой беззлобно шутят в автобусе, после смены обсуждают фильмы Годара и Аскольдова, просмотренные в киноклубе при производстве, читают и цитируют Белинского. Других работяг, кроме огламуренных, в картине нет.

«Когда мужик не Блюхера и не милорда глупого — Белинского и Гоголя с базара понесет?» - вопрошал еще Некрасов.

И ведь понес! По крайней мере в фильме Басковой.

- За время работы над фильмом я хорошо узнала рабочих людей, - объясняет Светлана. - И зря многие думают, что они ничем не интересуются. Я лично знаю формовщицу с кирпичного завода, которая после работы дома читает классику: Белинского, Достоевского. Было важно показать, что наши рабочие - нормальные люди, которые умеют читать, писать и думать. Хотелось разрушить миф о том, что они ходят на работу пьяными. Знаю и активистов, которые бесконечно много читают современную философию, в том числе «Капитал» Маркса - интерес к книге сегодня только возрастает. В Калуге, например, я на заводе видела кучу объявлений о занятиях по английскому языку, истории...


Капитал, улыбнитесь!


Охотно верится, но у режиссера в кадре пролетарии все как один высокодуховные личности, а по другую сторону баррикад – отборное дьявольское отродье, упыри, в финале сожравшие друг друга как пауки в банке. Даже единственный герой, который становится перед моральным выбором: предать своих или расстаться с жизнью, представляется не мерзавцем, сдавшим своих, а жертвой бесчеловечных хозяев. А потому кроме жалости к нему, замордованному и запуганному, зритель ничего испытывать не должен.

- Перед моим главным героем — рабочим — встала проблема, которую поставило перед ним общество, государство, судьба, - рассказывает Баскова. - Он должен выбрать либо чувство собственного достоинства и погибнуть, либо поступиться чем-то важным и выжить, оставшись на работе. И на одной чаше весов у него оказываются слишком важные вещи, поэтому ему остается лишь невозможность выбрать смерть. Его можно понять: в моногороде потеря работа - это все, конец.


Баскова призналась, что отождествляет себя со своим героем, но не знает, как бы поступила в подобной ситуации.

- Возможно, если бы я ввязалась в эту борьбу, то чувствовала бы всю важность действий. Но рисковать жизнями близких и своей я бы не стала - испугалась смерти. И предателем здесь человека считать не нужно - тут слишком страшные условия создались. Хотя формально героя можно назвать предателем.

Режиссер поступает со своим персонажем очень гуманно – она его умерщвляет, чтобы избавить от мук совести. Причем о трагическом финале зрителю сообщают бесконечные метафоры: разбитая банка малинового варенья, которую рабочий все никак не может донести до дома, ее ярко-красное содержимое, которым он красноречиво вымазывает себе лицо, в конце концов – падение героя Сергея Пахомова в могилу, подготовленную для убитого профсоюзника. По всем признакам рабочий – не жилец.

В конце и вся промышленная империя рушится на глазах: крышующие производство чиновники уличены в коррупции, не чистым на руку дельцам грозит проверка. А всесильного отца героя Епифанцева (последняя роль ушедшего в этом году Виктора Сергачева) постигает личное горе: одним из убитых лидеров независимого профсоюзе оказывается его сын, которого он заделал по молодости и никогда не видел. И получается, что один отпрыск отдает распоряжение уничтожить другого: вдруг в фильме появляются повороты, достойные индийского кино. Этот эпизод явно рассчитан на домохозяек, случайно попавших на сеанс.


Но иногда Баскова все же вспоминает свое маргинальное кинопрошлое - нашпиговывает фильм артхаусными минами, на которых все время подрывается рядовой зритель. То Пахомов шокирует зрителей, оголившись в душевой, символизируя переломный момент в жизни своего героя, то профсоюзники, обожествляемые режиссером, замрут в позах рублевской «Троицы», то снова Пахомов – олицетворяя весь бесправный пролетариат - в финале беззвучно вопиет, замурованный в башне.

Светлана позволила себе от души порезвиться лишь в кульминационной сцене, когда в смертельной схватке на крыше сходятся герои Пахомова и Епифанцева. Здесь Баскова демонстрирует все свои излюбленные трэш-приемы с морем крови.

Но эти осколки фирменного стиля Басковой, увы, не способны возвысить кинолистовку до уровня экзистенциальной драмы.


Райский ад


По-сигаревски натуралистична сцена на кладбище, где из гроба в грязь вываливается покойник, облаченный в костюм-распашонку.

- Я никогда не знала, что на социальных похоронах покойника обряжают не в костюм, а в его имитацию, - рассказывает Баскова. - Один из поклонников моего творчества работает в морге, он у нас и гримировал в фильме покойников — от него я про эту распашонку узнала. И для меня было настоящим шоком, что человек, работавший всю жизнь и не заработавший себе на костюм, удостаивается только такой одежки. И сцена социальных похорон в фильме — это метафора того, как настоящие важные вещи замещаются пустыми фальшивками.

Смысл картины сводится к простой мысли: вот эти – в промасленных потных робах - чисты делами и помыслами, а те – надушенные и в дорогих костюмах - прогнили насквозь. И уж слишком прямолинейно и гиперболизировано Баскова дает понять, что ад не в металлургическом цеху, который внешне – ну чисто преисподняя, а в директорских стерильных кабинетах с дорогой мебелью и подлинниками на стенах, где все предано и продано, в том числе и души. И такая гротесковая манер не идет на пользу картине о проблеме пролетариата: весь социальный пафос оборачивается фарсом.


- Противоречия между богатыми и бедными стали настолько очевидными, что художник, который пытается отобразить действительность, не может мимо этого пройти, - объясняет постановщик. - Маркс четко сказал: «Рабочий - это хорошо. А эксплуататор – это плохо».

В фильме все ровно так, как в сознании злобствующего обывателя: все эти твари-начальники жируют за счет человека труда – к стенке бы их всех. Из-за этого социального пафоса фильм воспринимается как агитролик компартии. Подобные мысли подтвердил редактор «Коммуниста Башкортостана» Мадриль Гафуров, после сеанса устроивший у микрофона мини-митинг.

- Взять любой уфимский, салаватский, стерлитамаксий завод — везде была такая ситуация, - яростно потрясал кулаками журналист. - И сейчас людям часто не платят зарплату, и каждый год мы читаем сводки о том, сколько человек лишились работы. Идет оболванивание народа, и режиссер права — каждый покупается!

Пламенного трибуна уже было не остановить: Мадриль Абдрахманович завершил пламенную речь обличением ТВ, где вместо подобных фильмов демонстрируют «кино про бандитов и сексы-шмексы». Уж очень лента Басковой перевозбудила коммуниста, напомнив так любимые им произведения, созданные в стиле соцреализма.

- Мы увидели важное сообщение о том, что тяжелые разногласия нельзя доводить до крайности, - дипломатично подытожил просмотр руководитель лаборатории, ректор БАГСУ Сергей Лаврентьев. - Иначе это будет приводить к уничтожению людей — ситуация страшная, тупиковая.


Республиканскую власть на премьере представляла министр труда и социальной защиты населения РБ Ленара Иванова, однако своим мнением по поводу картины решила не делиться. Отмолчался и известный оппозиционер, известный оратор Сергей Наумкин. Лидер Башкирских «яблочников» добрую часть фильма мирно дремал в кресле и после сеанса не был настроен дискутировать.

Тому, что постановщик отразила очень жизненную картину, поразился активист движения «Левый фронт» в Башкирии Дмитрий Чувилин. Ему ситуация, показанная в фильме, напомнила положение дел на заводе в Магнитогорске.

Светлана призналась, что туда заезжать ей не приходилось, зато она побывала в Липецке, Череповце, Ярославле и Калуге, но место и события в фильме являются все же художественным образом, обобщением. Режиссер рассказала, что в таких моногородах предприятия до сих пор сохранили вид двадцатилетней давности, поэтому считать интерьеры и экстерьеры отсылкой в прошлое нельзя.


«Работяги вряд ли пойдут в кино»


Однако, сняв фильм о проблемах бесправного пролетариата, рабочих среди зрителей своей картины дама не видит.

- Я понимаю, что простые работяги вряд ли пойдут в кино, - говорит она. - Но рассчитывала на российского зрителя в широком понимании, будь то студенты, профсоюзники, активисты или интеллигенция. Мне хотелось показать фильм русскому народу, хотя бы в небольшом количестве, как бы это пафосно ни звучало. Я и по городам езжу, чтобы увидеть отклик, реакцию.

Сама автор фильма призналась, что провела большую кропотливую подготовку по теме, прежде чем снять фильм.

- Работу профсоюзов мне пришлось изучать на протяжении двух лет, я специально для этого ездила по городам, - говорит Светлана Баскова. - Но не надо путать рабочих с членами независимых профсоюзов. На первых не так-то просто выйти, а профсоюзники, с одной стороны, те же рабочие, с другой - не боятся идти на контакт, говорят с властью. Такие люди и могу быть посредниками между обществом и властью.


Результатом работы Светланы стала еще одна картина - публицистическая лента «Одно решение — сопротивление», в котором режиссер собрала все самое интересное, что стоит рассказать общественности о профсоюзном движении.

- У меня много знакомых появилось, одни профсоюзники знакомили с другими, меня везде за свою принимали, - вспоминает она. - В том фильме я рассказываю, как проводится подготовка к митингам, как люди плакаты рисуют. Волей-неволей за два года я начала понимать работу профсоюзов изнутри, как нужно поступать, чтобы избежать провокаций. Я знаю таких активистов, которые готовы на все, они даже не заводят семей, чтобы не испытывать давления.

Режиссер призналась, что, рассказывая о несправедливостях, вовсе не призывает к революции, ведь все равно ее не будет.

- Люди устали, их мало, они грустные и слабые, они просто хотят жить чуть лучше. Я много езжу по российским городам и слышу действительно страшные истории, - продолжила она. - Я знакома с людьми, которые участвовали в митингах, не каждый сможет себе это позволить: нужна очень высокая внутренняя организация. Но я, кстати, прошу не путать таких граждан с участниками митингов на Болотной площади. Мне кажется, что людям просто нужно показать, что их уважают, что считаются с их чувством собственного достоинства, тогда им станет легче.

Да и стык советского и капиталистического времени, а точнее смена поколений вышла в картине на первый план.

- Люди советской эпохи были несколько инфантильны, - поясняет Баскова. - Нас не учили за себя бороться, отстаивать свои права, нам казалось, что кто-то там все проблемы за нас решит. Поэтому еще в 90-х более предприимчивые люди уходили с заводов и занимались торговлей, перепродавали вещи из Польши, например. А остальные остались на своих предприятиях, не смогли бороться за себя. До сих пор в Липецке люди сидят в жуткой экологии на заводе, где два десятилетия ремонта не было. К ним уже и активисты пришли с предложением собрать подписи для улучшения условий труда, а они только за плату готовы расписаться. Люди даже не понимают, что это для них же все делается, что жизнь нужно брать в свои руки и реально отвечать на запросы нашего времени, а не зарываться головой в песок.

Алина НИЛОВА,
Ашир МУРАДОВ.

"