Posted 12 июня 2007,, 15:47

Published 12 июня 2007,, 15:47

Modified 10 ноября 2022,, 19:05

Updated 10 ноября 2022,, 19:05

Евгений Гришковец мечтает о большой сцене

12 июня 2007, 15:47
Несколько лет назад на московской театральной сцене появился никому неизвестный мужчина. Просто и без пафоса он сообщил, что будет рассказывать о простых и всем понятных вещах. Автора, актера, режиссера и, наконец, собеседника звали Евгений Гришковец и представил зрителям моноспектакль «Как я съел собаку», в котором рассказывал об ушедшей юности. С тех пор этот простой и чудаковатый человек стал для многих кумиром, поскольку его мнения и суждения совпадали с мыслями целого поколения. Интимнейшие из интимных, откровеннейшие из откровенных истории Гришковца – блистательный театр. Не обман. Как классный специалист Гришковец устраивает род психотерапевтического сеанса для зала, резонируя вместе с ним. Теперь Гришковца знает вся страна, а сам Евгений стал одним из самых востребованных писателей и актеров. Уфимская публика впервые увидела нашумевший спектакль совсем недавно, однако осталась довольна и аплодировала автору стоя. Несмотря на популярность и ажиотаж вокруг своего имени калининградский писатель не разучился разговаривать со зрителями по-доброму, как со старыми приятелями на собственной кухне. И жители столицы Башкирии, закормленные пошлейшими антрепризными спектаклями, по достоинству оценили талант и искренность Евгения.

Книжки – по фиг, театр тоже!

Себя Гришковец не считает ни актером, ни режиссером.

- Я не воплощаю на сцене чужие идеи, а читаю и переживаю, то что создано мной самим, - говорит он.

Гришковец, скорее шоумен, однако сам он вряд ли это осознает.

- Я не медийное лицо и на мои спектакли приходит особая публика, - констатирует он. - Люди уже что-то читали, или слышали обо мне. К тому же мои спектакли универсальны, в них нет упаднических настроений. Например, «Как я съел собаку» - счастливый спектакль про юность, которую переживал каждый. Факты жизни у всех разные, а переживания одинаковые.

- В Уфе восприятие зрителей отличалось от других городов?

- Восприятие во всех городах одинаковое, с некоторыми особенностями. Существуют города театральные и нетеатральные. И там и там публика прекрасная. Просто в театральных городах есть ценители, которые постоянно ходят на спектакли и уже знают как себя вести. Театр для них – это некий ритуал. Но есть и такие города, где об этом даже не подозревают: не приносят цветов, более того, если и принесут, то стесняются их дарить. А еще бывает, что публика не складывается в публику. То есть 700-800 человек сидят и каждому по отдельности нравится спектакль, но в театре все равно не возникает чудесного безмолвия или волн аплодисментов… Работать в такой обстановке очень сложно. Но несмотря ни на что в любом театре возникает ощущение, что ты не одинок и человек на пару часов уходит от одиночества.

– Когда порадуете поклонников чем-нибудь новым?

- В сентябре должна выйти новая книга, большая часть уже готова. Кроме того, в конце года я сделаю новый моноспектакль. О чем он, пока говорить рано, сейчас я просто не смогу это правильно сформулировать. Буквально на днях вышел второй наш совместный альбом с группой «Бигуди» «Секунда». Не так давно концерты «Бигуди» стали вполне форматными музыкальными выступлениями. В Москве и Питере мы собираем около 2000 зрителей.

Гришковец – первооткрыватель «текстовой составляющей» в современной музыке. Он выступает режиссером, продюсером и при этом наговаривает тексты. Интересно, что участником музыкального коллектива он себя не считает и выходит вместе с музыкантами на сцену исключительно из «художественных соображений». Монологи «обо всем и ни о чем», характерные для Гришковца, положены на ненавязчивую музыку калининградского трио «Бигуди». Это производит тот же эффект, что и предыдущие текстовые и драматургические воплощения Евгения Гришковца.

Кстати, Евгений Гришковец удостоился быть ведущим рок-фестиваля «Максимум», который состоялся в Питере в начале июня. Там же артист выступил с группой «Бигуди».

- Крупные рок-фестивали – то, что нам нужно, - удовлетворенно говорил писатель. - Необходимо учитывать, что мы на 100% играем не проходной материал, но народ все равно приходит, причем, больше чем на «Би-2».

На «Максидроме» народ встречал «Бигуди» на «ура».

- Если на сцене вдруг случаются маленькие провалы, приятно, когда зритель их прощает?

- Вы знаете, как Жванецкий сказал очень здорово: «Зритель-то простит, мы себе не простим» - это очень верные слова настоящего артиста, правда. А зритель здесь знает наши вещи, вот это самое приятное. Честно, я не ожидал, что они будут знать, - удивляется Евгений Гришковец. – На «Максидроме» у меня первый выход на такую большую сцену. Есть, чем гордиться! Книжки – все пофиг, театр тоже! – признается артист.

Мое мнение о телевидении не выглядит чистоплюйством

Авторская передача Евгения Гришковца на СТС «Настроение» завершена и, по словам Евгения, ничего нового он не планирует.

- Было в моей жизни такое дело, - говорит Гришковец. - Что-то удалось, что-то нет, но независимо от результата этот проект закончен, и продолжение не последует.

Автор понимает, что эфирное время дало шанс сказать «что-то людям, никогда не читавшим ни одной моей книжки и ничего не знающим о моих театральных работах», но думает об этом «медиаресурсе» он по прежнему «плохо».

По словам Евгения, после того, как он узнал «телевизионную кухню», его отношение к ТВ не изменилось, но стало более «сочувственным».

- Раньше я уж совсем пренебрежительно относился к телевизионной сфере, - рассказывает знаменитый автор. - Но потом увидев операторов, людей, которые работают в студии, как-то немного смягчился. Вся эта «кухня» ютится далеко не в шикарных студиях, даже программы таких крупных каналов как СТС и НТВ занимают лишь несколько комнат, в которых вешается какая-нибудь зеленая тряпочка, и известные люди что-то вещают на всю страну. Тем не менее, после года работы на телевидении я могу спокойно говорить о нем все, что думаю. Зато теперь мое мнение не выглядит интеллигентным чистоплюйством.

Евгений Гришковец уверен, что у российского продюсерского кино нет шансов, чтобы создать нечто оригинальное. По мнению г-на Гришковца, деляческий подход убивает любой проект.

- Вот, например, «Масяня» была чудесным проектом, но как только продюсеры начали что-то делать, она тут же умерла, - констатирует Евгений.

Не может смириться Гришковец с желанием продюсеров «задвинуть автора и режиссера на второй план».

- Я наблюдаю сейчас в России даже не бум, а настоящий психоз кинопроизводства. Особым цинизмом считаю использование героев «Девятой роты» в «Жаре». Да этот бедный Алексей Чадов уже вообще всю военную форму переносил. И ведь самое интересное, что эти фильмы делают люди, которые знают о жизни все. Но при этом в фильме «Жара» нет настоящей жизни - там все такие милые, и Тимати, и скинхеды, и гастарбайтеры добрейшие, но не ничего, даже самой жары... И «Жара» и «Питер FM» вопреки их позиционированию это вовсе не молодежные фильмы. В них нет юности, а есть только позитив, высосанный из пальца. А ведь на самом-то деле молодые люди не хотят быть милыми, они хотят быть перпендикулярными всему и всем. Юноши и девушки хотят всех взбудоражить и разозлить, а здесь неправдашние герои, которые никого не могут задеть.

Если гламурные журналы положить в микроволновку, можно приготовить гламурных женщин

Евгений Гришковец утверждает, что всегда думает о деньгах, потому что заработки на гастролях помогают автору заниматься любимым делом.

- Спасибо вам, что покупаете мои книги и приходите на выступления, - говорил Евгений уфимским зрителям. - Это позволяет мне заниматься тем, что я люблю. Я очень уважительно отношусь к этим деньгам.

- Почему вы принципиально не хотите жить в Москве?

- Во-первых, в слове «провинция» для меня нет ничего ругательного. Я провинциальный человек, житель большого уездного города. В таких населенных пунктах есть тот самый уклад, который мне очень нравится: все друг друга знают, прохожие рассматривают тебя на улицах. В Москве ничего подобного не встретишь. Мне, конечно, легче жить в Москве, но роднее в Калининграде. Сама жизнь в провинциальном городе совсем другая. Например, когда я захожу в магазин, у меня спрашивают, сколько мне оставить любимого сыра, если он поступит в продажу. В столице что-то подобное тоже можно встретить, но этого нужно очень долго ждать и добиваться, причем прожить всю жизнь где-нибудь в Замоскворечье. К тому же в столице просто нет такого района, в котором я живу в Калининграде. Или есть, но где-то далеко за городом и что бы мне туда переехать, надо написать двадцать книжек, только после этого я смогу купить там дом.

- Евгений Гришковец как-то продумывает свое промо?

- Да, я этим очень подробно занимаюсь, причем самостоятельно. Прежде чем моя никому неизвестная книга «Рубашка» вышла в 2003 году, я десять лет очень достойно работал. Она разошлась приличным тиражом, хотя я не гнался за количеством. Можно, конечно, было подавать книгу, так же как и «Духлесс» Минаева. Например, в Питере все троллейбусы были обклеены рекламой, но для такой литературы это нормальный подход. Тиражи у моей и минаевской книжек одинаковые, и меня это очень радует. Новая книга Минаева продается совсем плохо. «Духлесс», конечно, тоже нельзя назвать литературой, но это произведение хотя бы написано искренне. Книга должна быть правильно подана, важен хороший художник, который разработает формат, шрифт. Ведь можно все оформить как детективное издание и продавать в супермаркетах, именно так поступают авторы, которым нужен большой тираж. Мне же важно, чтобы в книге содержалось адресное послание каждому читателю. Такое же требование и к спектаклям. Я вот не умею закатывать скандалы, но мне очень хотелось это сделать в Воронеже. Приезжаю туда и вижу афишу «Гламурные гастроли Гришковца». Ну зачем так меня подставлять?

- А как вы понимаете слово «гламур»?

- Я ничего в этом не понимаю. Но мне иногда кажется, что если положить в микроволновку стопку гламурных журналов, то через две минуты будут готовы гламурные живые женщины, как с картинки.

Альбина ИБАТУЛИНА,

Вика ЗВЕРЕВА.

"