Posted 12 мая 2016,, 05:25

Published 12 мая 2016,, 05:25

Modified 10 ноября 2022,, 18:38

Updated 10 ноября 2022,, 18:38

Рустэм Сулейманов: «Моцарт был аккуратен и свеж, а Паганини спокоен и совершенно не брутален»

12 мая 2016, 05:25
Автор - Рустэм Сулейманов, скрипач, художественный руководитель и главный дирижер Национального симфонического оркестра РБ (с 2011 по 2014), лауреат премии имени Ш. Бабича, по просьбе "Медиакорсети" рассказал о своих впечатлениях от Первого международного конкурса Владимира Спивакова, который открылся в эти дни в Уфе.

- Вот оно и случилось: в Уфе открылся Первый международный конкурс Владимира Спивакова. Надо признаться, до последнего времени не верилось, что это волнительное событие для столицы Башкортостана все же состоится.

Меня любезно пригласили обозревать эти чудесные дни конкурсных переживаний в качестве эксперта в области скрипичного исполнительства. Первое, что меня, разумеется, удивило, - это небольшое количество конкурсантов, допущенных на первый тур и малое количество заявок. Самих заявок на конкурс было подано 48, а на конкурс было приглашено всего двенадцать юношей и девушек, прекрасно владеющих скрипичной игрой. Понятно, регламент. Некоторые из них уже встречались на других не менее престижных конкурсах - как в Европе, так и в России.

Учредитель конкурса, министерство культуры РБ, был сегодня всем доволен, надо признать - организовано действо в лучшем виде. Право, я только не понял, отчего перенесли в последний момент сам зал для проведения туров – вместо зала имени Шаляпина действо прошло в камерном зале ГКЗ «Башкортостан». Возможно, оно и лучше: УГИИ сегодня не готов принимать конкурсы такого масштаба, хотя вроде и возможности есть, но нет компетенции в глазах Москвы.

Особо хочется отметить наличие мастер-классов, которые начались сегодня для студентов УГИИ и которые еще проведут 13-го и 14-го мая члены жюри: Никита Борисоглебский, Тарас Габора, Михаил Копельман и Борис Кушнир. Такая плеяда мастеров, как они, которая дает мастер-курсы в Уфе – это потрясающе, друзья!

Первой конкурс открыла совсем юная скрипачка из Москвы – Мария Лундина, дочь известного скрипача Алексея Лундина, играть первым номером - всегда волнительно и ответственно. Следующий участник, Леонид Железный, отличился ярким романтичным исполнением своей программы. Анастасия Мамяшева – единственная уфимская исполнительница, которая представляет не столько Российскую Федерацию, а сколько Башкирию.

Далее шли иностранцы: японка Маюко Ишигами, которая старалась выразить музыку не только посредством скрипки и смычка, но и мимикой и Асако Иимори, которая ничем особо и не поразила. Следующий участник Юнфей Бей, парень из Китая, удивил своей приличной скрипкой и весьма слаженной игрою; было выверено все: и звук, и порядок сочинений. Мнения у слушателей относительно этого парня разделились, ибо многие остались в восхищении от его владения музыкальной формой, а некоторым скрипичным уфимским педагогам он не понравился. Мне показалось, что китаец в тройке лидеров.

Скрипачка из Канады с красивым именем Мелоди, ученица Тараса Габора, кстати, выделилась опрятным звуком «кленовой деки»; стабильная, как и сборная Канады по хоккею. Актуально. Маи Сузуки – самая старшая из участников конкурса, удивила зал своими трелями, исполненными техническим приемом «сверху» в Моцарте, причем весьма в неожиданных местах, иной раз, даже, маэстро Спиваков подпрыгивал от удивления.

Россиянка Анна Савкина меня поразила теплым нежным звуком и бережным отношением к «уртексту» («точный текст» - с немецкого). Моцарт был аккуратен и свеж, а Паганини спокоен и совершенно не брутален, словом, у юной участницы свое понимание композиторов.

Агнес Лангер, участница из Венгрии неожиданно поразила крепкой волевой игрой: железная хватка и квазимужское упрямство в характере. Александра Ли - интересная скрипачка, была взволнована, но с волнением справилась - яркий представитель школы московского профессора Э.Грача.

Самый юный участник - швед Даниэль Лозакович, в России уже зарекомендовавший себя исполнитель, солирует с российскими лидер-оркестрами и дирижерами - с В.Геригевым, например, - он стал заметным музыкантом в московской и питерской музыкальной жизни; обладает невероятно теплым звуком и нежнейшим отношением к скрипичному тембру.

Отдельно хочется упомянуть помощников конкурсантов. Это их аккомпаниаторы, - такое длинное и сложное слово- это их пианисты, сегодня, кроме творений великого Моцарта, им не пришлось ничего исполнять , хотя завтра у них трудный день, ибо завтра в программе камерная соната! Там и обратим свой пристальный взор на них.

Напоминаю, что на официальном сайте конкурса открыто голосование на «Приз зрительских симпатий», а гонорар не больше не меньше эквивалент 500 тыс руб. Основными голосующими, как я полагаю, будут как раз уфимцы, которые посещают конкурсные прослушивания.

Пока я писал эти строки пришли результаты прослушиваний- итоги первого дня: на второй тур допущено восемь участников. К сожалению, «слетели» Мария Лундина, Анастасия Мамяшева, Маюко Ишигами и Асако Имори. Получается минус два участника из России и два участника из Японии. Остальным участникам хочется пожелать боевого духа, укрощения своих страхов, избежать суеты в игре и реализации музыкальной мысли, которая куда важнее, чем сами мысли о конкурсе. Ни пуха ни пера!

"