Posted 12 мая 2009,, 10:01

Published 12 мая 2009,, 10:01

Modified 10 ноября 2022,, 19:00

Updated 10 ноября 2022,, 19:00

«Обитаемый остров» - безжалостный приговор для современной России

12 мая 2009, 10:01
Вторая серия фантастической эпопеи Бондарчука, вырвавшись в лидеры проката и заработав 4 миллиона долларов, похоже, не окупит потраченных на картину денег. Бюджет двух фильмов составил рекордные для нашего кино 36,5 миллионов долларов. Если посмотреть на эту неудачу в масштабах планеты, то это так - пустяки, ничего особенного. Даже если смотреть в масштабах российского кинематографа. Дело-то сделано.

«Обитаемый остров» - кино нестандартное, отличающееся от других отечественных фильмов. Кому-то понравилось – кому-то нет. Ну, не заработали создатели на этом кино больших денег – ничего, заработают на других фильмах или на чем-нибудь ином.

Разделанный роман

В сотни раз важнее то, стало ли это кино прорывом, надрывом, разрывом? Всколыхнуло ли общество, многих ли заставило всерьез задуматься над теми проблемами, которые там оголены как провода высокого напряжения? Да в том то и дело, что совсем никакого эффекта.

- Братцы, по-моему, мы все катимся непонятно куда, и этот факт очень настораживает, если не сказать пугает, - откровенно признался сам Бондарчук в одном из интервью. - Газет нет, телевидения нет, из более-менее правдивой информации остался только интернет. Тоталитарное государство, которым управляет кучка сибаритов-садистов, очень похоже на то, что происходит у нас в стране. Недавно я летел в самолете и обратил внимание, что заголовки прессы начали напоминать плакатно-пропагандистские. Не видно никаких альтернатив, надеюсь, что мы не вернемся во времена СССР. Я открыто предостерегаю наше государство, будучи человеком, который поддерживает «Единую Россию». Я счастлив, что этот фильм вышел в России и могу говорить об этом. В Белоруссии, например, картину запретили к показу.

Если говорить точнее, то мы уже докатились, а теперь следуем еще глубже. Именно поэтому фильм, в таком виде, в котором он есть, особо не бьет, а большинство людей после его просмотра ни о чем не задумываются, жалея лишь о потраченных деньгах. Бондарчук действительно пытался угодить и нашим, и вашим, а еще проявить себя как незаурядного переделывателя оригинального произведения – романа братьев Стругацких. Но, наверняка, книжному тексту было стыдно и больно, когда от него отрезали одно и вшивали другое.

Создатели фильма делали это только для того, чтобы завлечь в зал публику. Дескать, полюбуйтесь, вторая часть у нас драйвовая, как в Голливуде – вы уж простите, что в первом фильме мы вводили вас в текст Стругацких, а вы скучали, засыпали или уходили. Теперь все как у американцев, к фильмам которых вы так привыкли!

И драки здесь красивые, и взрывы мощные, и погони захватывающие. А влюбленная главногеройская парочка – просто загляденье. Вообще актеры были подобраны серьезно. И в этом тоже есть эффект завлечения – кто-то от Бондарчука тащится как от роскошного мужчины, кто-то – от великолепного актера Михаила Евланова, подлеца из «Бумера» Андрея Мерзликина или вечно загадочного и непостижимого Алексея Серебрякова. И каждый, конечно, пойдет, купит билет, внесет свою лепту, а потом и знакомым расскажет, что фильм стоит посмотреть ради того или иного любимчика, который «вообще великолепно сыграл, не то, что этот, который весь такой идеальный и вечно лыбился в первой части».

Позитив Максима, сыгранного Василием Степановым, для современности лишний. У нас кризис, проблемы, мелкое копошение. Мы в кино просто поржать хотим, признаем только кривляющихся и смешащих нас, а реально пугающих - уважаем. Нам подавай Джокера, болезненного урода с жестоким юмором – вот это наш персонаж. Он еще хуже, чем мы, вот ему и поверим.

Если рассматривать две части «Обитаемого острова» как отдельные произведения, без оглядок на текст, то мы увидим достойный фильм с отличными актерами, отточенными сценами, внушительным декором и серьезными эффектами. Кино бондарчуковское не пустое – в нем есть мысли, поднимаются проблемы. Дело только в том, что зрителю эти заботы ни к чему.

Загаженный остров

Вообще плохо, что сейчас приличную литературу мало читают и из книжной страны мы стали самой обыкновенной, обывательской. Хорошо хоть проблемы, поставленные Стругацкими, Бондарчук перенес в ленту.

Первая проблема – общество, собственными потребностями, желаниями и устоями загнавшее себя в жесточайший кризис. Дележ власти, интриги, войны с использованием атомного оружия, стремление к тотальному контролю над гражданами – и в итоге мир становиться большой больной техно-помойкой.

Главный герой в книге и в фильме с яростью говорит, обращаясь к Гаю, но, по сути - к жителям загаженной планеты: «Сами вы виноваты, проспали свой мир, массаракш, разорили все, разграбили, оскотинели, как последнее зверье! Что теперь с вами делать?.. Какой мир загадили… Где это все теперь?.. Куда вы все это девали, проклятые дети проклятых отцов? Разгромили, изгадили, разменяли на железо... Эх, вы... человечки...».

Или еще одна фраза: «На некоторых планетах живут гораздо хуже вас, а на некоторых — гораздо лучше вас. Но нигде больше не живут глупее...».

Понятно, что уже сейчас с теми же фразами можно обращаться к нынешним землянам. Но разве это что-то изменит? В тексте и фильме нежелание людей меняться - это еще одна проблема. Бондарчук великолепно нарисовал постядерный город людей-мутантов. Жалкие, страдающие и никчемные они умирают, рожают смертельно больных детей, но не в силах ничего изменить. Они слишком замучены, слабы и трусливы, они готовы жить в самых худших условиях, лишь бы не предпринимать радикальных мер и не рисковать. Для них лучше быть в самом плохом радиационном месте, чем пытаться действовать, чтобы изменить свое ужасное положение.

Как изменить мир к лучшему? Какие средства хороши? Где можно поступиться совестью ради блага? Какие жертвы приемлемы? Эти вопросы также поставлены в книге и в фильме. Ответ и там и там – борьба нужна, только у Бондарчука Максим агрессивней настроен в конце, в бешенстве кричит, что будет биться.

У Стругацких все более спокойно и взвешенно. Странник, как оказалось, тоже землянин. Он сторонник грамотной и постепенной перестройки загаженного мира. И в тексте видно, что они с Максимом теперь будут вместе чистить планету, ставшую вторым домом. Уже более разумно и обдуманно. Без экшеновских взрывов и прочего юношеского кровокипения.

А вот любовь Рады Гаал и Максима Кеммерера Бондарчук нагло подрисовал. Ничего такого у Стругацких и в помине не было. Вообще режиссер под Раду много сцен напридумывал. Эффектные чмоки главных героев в первой части, процесс мгновенной разморозки поцелуем во второй, допрос Прокурором, где девушка эффектно и с неподражаемой девичьей непосредственностью отказывает в сотрудничестве – этого всего в произведении не было.

Немаловажна также тема работы государственных СМИ по промыванию мозгов граждан. Мы видим телевиденье, формирующие общественное мнение. Все стандартные методы агитации усиленны облучателями, которые вызывают бешеный прилив патриотизма. В фильм не вошло, а у Стругацких есть еще и военное радио, которое принимает все каналы. Обычные-то приемники могут быть настроены только на два официальных, где полно откровенной неправды и перелопачивания событий в выгодном для правительства свете…

Отдельный яркий протест – против войны и военщины. В кино ротмистр Чачу в исполнении Михаила Евланова становиться главным образчиком зла в погонах. Он и солдат на гибель посылает, и Гая Гаала убивает (при этом сам гибнет, получая в спину от умирающего Гая флагштоком). В книге Гая убивает неизвестный, а Чачу возникает в конце живой и повышенный. Перед танковой атакой у Стругацких на самом деле изображен другой персонаж, Анипсу - пьянющий бывший полковник, а ныне штрафник, командующий другими обреченными на гибель. Он был разжалован и посажен за торговлю горючим на черном рынке. Заметьте, Стругацкие четко схватили – вороватость, самодурство и пьянство свойственны очень многим офицерам. И вот танки одной страны идут в бой на другую, бывшую когда-то провинцией первой. Следует ядерный взрыв, конец большинству атакующих. Все просто - военщина, война и смерть. «Нигде больше не живут глупее…».

Александр КОПАНОВ.

"