Posted 11 мая 2008,, 20:19
Published 11 мая 2008,, 20:19
Modified 10 ноября 2022,, 19:03
Updated 10 ноября 2022,, 19:03
Из известных персон в спектакле - сериальный герой Оскар Кучера, актриса «Ленкома» Елена Шанина и Инна Милорадова – актриса, автор этой самой пьесы (под псевдонимом Роми Вальга) и продюсер спектакля в одном лице. Убийственно бездарная актриска, играющая в основном в «постельных» антрепризах, неожиданно решила заделаться драматургом и состряпала пошловатую пьеску водевильного толка. Авторша без зазрения совести использует имена героев Достоевского и Чехова в нужном ей контексте, пытаясь рассмешить публику неумными шутками и ситуациями. Хорошо проехалась она и по Станиславскому, постоянными упоминаниями оскверняя не только его имя, но и созданную им систему.
Однако сам Казаков дико доволен новой работой:
- Постановка этой пьесы - возврат в Россию, в театральную режиссуру, - пафосно заявляет он.
Древнегреческий брак
Трудно представить, что такую историю мог воплотить на сцене Казаков - тонко чувствующий и высокоинтеллектуальный актер и режиссер, автор блистательных телефильмов и документальной ленты «Играем Шекспира», получившей премию «Тэфи».
Михаил Козаков родился в Ленинграде в семье известного писателя Михаила Эммануиловича Козакова. Отношение к литературе имела и мама Михаила - она работала, редактором. После школы Михаил Козаков поступил в школу-студию МХАТ. На последнем курсе состоялся его дебют в кино - в политической драме Михаила Рома «Убийство на улице Данте». Эта картина также стала первой работой в кино для Валентина Гафта и Иннокентия Смоктуновского. В последствии Козаков снялся в более чем 60-ти фильмах, но зритель помнит его лишь по роли злодея в «Человеке-Амфибии», да комичного полковника в «Здравствуйте, я ваша тетя!». Любимыми стали фильмы, в которых он выступил как режиссер – «Покровские ворота», «Безымянная звезда», «Тень», «Визит дамы». Правда, постановки Козакова ожидала не самая счастливая судьба. Например, блистательные «Покровские ворота» долго не разрешали запускать, а после премьеры разругали не только критики, киношное и партийное начальство, но и коллеги – Никита Михалков, Марк Захаров и Георгий Данелия. Примечательно, что ни одна работа Казакова-режиссера так не получила призов.
- Единственную награду завоевала «Безымянная звезда», - с улыбкой вспоминает Михаил Михайлович. – Это был приз Азербайджанской академии наук. Помню, Игорь Костолевский привез мне оттуда коврик, который я положил в уборную под ноги…
Менее всего широкой публике он известен как блистательный театральный актер и постановщик. Постоянно неудовлетворенная и ищущая творческая натура Казакова, а так же его тяжелый характер заставляли менять театры также часто, как и жен. Человек резкий и независимый, Михаил Михайлович без сожаления оставил пять именитых театров - имени Маяковского, «Современник», МХАТ, Театр на Малой Бронной и «Ленком», в котором не прослужил и года. Любопытно, что за всю жизнь он расстался с пятью женами.
В первый раз он женился на своей бывшей однокласснице эстонке Грете Таар сразу после своего яркого кинодебюта. У супругов родились двое детей - Екатерина и Кирилл, позже также ставший актером.
- С Гретой прожили мы лет девять, - вспоминает Козаков. - Потом чувства начали угасать. У жены был роман, у меня тоже. С какой-то секретаршей. К ней, в итоге, я и ушел. Была бурная любовь, но прожить вместе мы смогли всего десять дней - не о чем было разговаривать. Даже при расставании...
В конце 60-х Козаков женился во второй раз. Его новая жена темпераментная грузинка Медея приучила его к грузинской кухне. По сей день среди любимых блюд актера - сациви и лобио. В 1969 году у них родилась дочь Манана, но это не удержало их брак от распада. Об этом союзе Козаков даже рассказал на страницах своих мемуаров: «Идиотская женитьба на малознакомой грузинской женщине с древнегреческим именем... Эта, с древнегреческим, умудрилась за один год принести много зла... Но я, слава Богу, опомнился и вышвырнул ее на улицу. Ночью. Следом - и ее дорогую шубу, недавно приобретенную в комиссионке. Сил нет вспоминать это...». Правда, с дочерью Козаков поддерживает теплые отношения. Некоторое время назад он поставил в тбилисском театре «Чайку», где Манана сыграла одну из ролей.
«Я убил в себе желание жить за границей»
Начало 70-х ознаменовалось для Михаила Козакова очередными изменениями в семейной жизни. Он в третий раз женился. Его новой женой стала переводчица Регина. Рассказывают, что она безоглядно любила Козакова. Регина создавала Михаилу домашний рай, всеми силами пыталась отучить его от спиртного, к которому он пристрастился после второго развода. Она даже простила его увлечение Анастасией Вертинской, роман с которой завязался на съемках «Безымянной звезды». С Региной Михаил Козаков прожил 18 лет, но их брак оказался бездетным.
В конце 80-х вновь произошли изменения в личной жизни Михаила Михайловича. Между супругами стала накапливаться напряженность. И тут знаменитый американский актер Роберт Де Ниро пригласил Регину в качестве переводчицы в США. Она уехала, а через три месяца известила Козакова, что у нее все хорошо, и она подает на развод. Регина так и осталась за границей навсегда.
Михаил впал в депрессию, из которой его вывела Анна Ямпольская, с которой актер познакомился в мае 1988 года на одной из вечеринок. Анна была на 25 лет моложе его. В Москву она приехала из Кишинева, работать на телевидении. В тот день она пришла в ресторан ВТО с подружкой. К ним за столик подсел Михаил Козаков с друзьями. Аня срезу же влюбилась в обаятельного человека. Вскоре состоялась свадьба. Козаков перевез родителей Ани из Кишинева в Москву, и они все вместе поселились в одной квартире. К тому времени (в 1989 году) у супругов родился сын Михаил. А в 1996 году Анна подарила мужу дочь Зою. Родилась девочка уже в Израиле, куда семья уехала в 1992 году.
- Тогда здесь невозможно было даже достать детского питания для моего Миши. Это был, конечно, только повод, ставший символом унижения. Я не работал, мой фильм «Тень», снятый по пьесе Шварца, показали только после того, как один человек дал на это полмиллиона. Я понял, что профессия телевизионного режиссера, которую я так долго осваивал, в моей стране больше не нужна. Телетеатр умер. И что мне было делать? Шоу вести? Но я не умею брать интервью. Денег не было. А у меня маленький ребенок и жена Аня без работы, ее родители - пенсионеры, и я сам непонятно что. Вот я и уехал. Мне дали работу в Камерном театре, я организовал русскую труппу, с которой выпустил четыре спектакля. Не надо было думать о том, на что купить еду и одежду. Я сумел поднять двоих детей. Израиль мне понравился, я обрел новый жизненный опыт. Сам себе в Израиле не понравился. Там я узнал, что такое настоящее одиночество. И навсегда убил в себе совковое желание пожить за границей. Для того, чтобы преодолеть искушение, нужно ему поддаться. Мне надо было через это пройти.
Последняя Надежда Козакова
Вернувшись в 96-м на родину, Козаков сполна почувствовал свою востребованность, чего так не хватало творческому человеку. Он снял фильм-спектакль «Медная бабушка» по пьесе Леонида Зорина «Пушкин» и картину «Джокер» по пьесе Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского»,
- Первый канал показал фильм в три часа дня в понедельник, когда его никто не увидел, - сокрушается Козаков. - Теперь вся надежда на видео. Моя последняя работа - это шестисерийный телевизионный фильм «Очарование зла» о русской эмиграции во Франции.
Одновременно Козаков играет в спектаклях Театра имени Моссовета, выступает с поэтическими концертами «От Пушкина до Бродского». Переиздал «Актерскую книгу» под названием «Третий звонок». Пишет новую - «Живая галерея».
Что же касается личной жизни, то с Анной Ямпольской у Михаила Михайловича случился разлад, и она уехала обратно в Израиль.
- Идиллии у нас с Аней, к сожалению, никогда не было: у меня бешеный характер, характер Ани не лучше моего. К тому же я художник - выбираю пьесы, ставлю и играю, а она была моим продюсером – утверждала актеров, занималась рекламой, гастролями, а - отсюда и конфликты возникали. Вообще с Казаковым жить трудно, - подтверждает сам Михаил Михайлович. - Все равно мы, актеры, эгоцентричны. Я во всяком случае. Заставляю женщину, которая рядом, рассуждать о проблемах, которые ей в данную минуту неинтересны. С одной стороны, я толерантный, с другой - неадекватный. Взрывы, обиды. И руку поднять на женщину могу. К сожалению, такое было несколько раз в жизни. Мне очень стыдно за это. Ударял жен. Я на крик физически плохо реагирую. Начинаю человека ненавидеть.
Работая в России, Михаил Михайлович возглавил собственный театральный проект, который назвал «Русская антреприза Михаила Козакова».
- Да, я держал антрепризу, но она лопнула, - с сожалением констатирует актер. - Хотя даже на Бродвее играли в зале на полторы тысячи мест. У нас были хорошие спектакли, хорошие актеры, но не было своего здания… Я очень долго боролся за то, чтобы государство выделило в Москве для всех антрепризных трупп одно здание и мы могли бы его арендовать. В какой-то момент я не выдержал, нервы сдали…
Сегодня у Казакова пятеро детей и пятеро внуков.
- Манана родила мне внучку. Старшая дочь Катя родила двух девочек - Дашу и Полину. Даша уже окончила высшую экономическую школу. Кирилл родил мне двоих внуков, да уж больно далеко друг от друга они разбежались. Первая жена Кирилла, Юля, вышла замуж за американца, и теперь внук Антон живет в штате Нью-Джерси, носит американскую фамилию. Кирилл второй раз женился на дочери Юрия Яковлева, Алене, она в Театре Сатиры работает. У них дочка Маша. Теперь у нас с Юрием Васильевичем общая внучка.
В этом году актеру исполняется 74 года.
- Сейчас мне хорошо, я не одинок, - говорит он.
Рядом с ним снова возмутительно молодая жена. 27-летняя Надежда - культуролог-историк, окончившая университет в Нижнем Новгороде.
- Не могу сказать, что она такая кошечка, - рассказывает Казаков о новом романе. - У нас часто возникает полемика. Мы люди разных поколений, все-таки разница в летах. Хотя хочется думать, я Наде вправду интересен. Иначе, зачем ей со мной жить?
Дмитрий СТЕКОЛЬ.