Posted 11 ноября 2014,, 10:04

Published 11 ноября 2014,, 10:04

Modified 10 ноября 2022,, 18:44

Updated 10 ноября 2022,, 18:44

Руслан Фаршатов: «Бывает, что за окном – море, а искупаться нет времени»

11 ноября 2014, 10:04
На канале БСТ полным ходом идет третий сезон популярной передачи «Большой чемодан». Напомним, суть проекта не просто в банальных странствиях по странам, а в поиске необычных звуков, присущих лишь тем или иным городам. Перед уфимскими журналистами – ведущим Русланом Фаршатовым и режиссером Рустемом Аднабаевым - стоит задача не только показать зрителям страну и ее особенности, но и познакомить с акустикой этого места.

Под шум чужой страны

Создатели телепроекта признаются, что они изначально старались уйти от шаблонной туристической передачи.

– У нас большие планы, - замечают телепутешественники. - Мечтаем собрать акустическую интернет-карту мира: кликнул на страну и погрузился в ее шум и атмосферу, услышал ее музыку, мелодику языка.

- Из музыкальных инструментов мне особенно запомнился венгерский кочик дуда – это такая палка в кувшине, которая звучит, если потереть ее мокрыми пальцами, рассказывает Руслан. – А в Ханое мы познакомились с дан бау - это что-то невероятное! Это единственный музыкальный инструмент из всех, что я знаю, который можно слушать бесконечно без какого-либо аккомпанемента.

В третьем сезоне телевизионщики побывали в пяти странах – Иордании, Китае, ОАЭ, Вьетнаме и Болгарии.

- Каждая из них своеобразна и интересна, - объясняет режиссер Рустем Аднабаев. - Лично я больше наблюдаю за людьми, мне всегда интересно попробовать разобраться, чем мы похожи и в чем никогда не сойдемся. Иордания не похожа ни на одну арабскую страну – ее жители по-восточному сдержаны и по-европейски открыты. Вьетнам удивил своей беспечностью, простодушием и улыбками. Китай - уверенными лицами. Болгария – своей схожестью с нами, ОАЭ – идеальным порядком во всем.

Обычное путешествие «Большого чемодана» длится от трех до пяти дней. Съемочная бригада состоит из четырех человек – ведущий, режиссер и два оператора. Примерный маршрут журналисты прокладывают заранее – изучают в интернете достопримечательности страны, ищут интересные места и звуки, выясняют контакты местных соотечественников.

- Существует скелет маршрута, - рассказывает Рустем. - Но я всегда жду от города неожиданных подсказок. Вот это очень увлекательно, причем чаще всего колоритный звук находится там, куда ехать вообще не хотели. Так, в Ираклионе, мы нехотя отправились на фольклорный вечер и по дороге увидели, как накрывают на стол с белыми скатертями угощения. Что это? Свадьба, конечно! Греческая свадьба, на которой нет тамады и вместо «Горько!» стучат ложками по блюдцам. И ничего, что съемка шла до пяти утра. Звук записан, да еще и какой!

- Готовить все заранее – это скучно, - добавляет ведущий Руслан Фаршатов. – Конечно, мы едем в страну и уже многое о ней знаем. Искать звуки нам помогают наши соотечественники из социальных сетей, а прокладывать маршруты - гиды принимающих сторон, но на месте все переворачивается с ног на голову, как только местный житель слышит строки его любимой песни в кривом исполнении незнакомца. И понеслась!

Курай из венгерской коллекции

Кроме того, уфимцам помогают российские звезды.

- Отправляясь на съемки, мы находим медиаперсон, которые как-то связаны с той или иной страной, которые реально что-то знают о стране. Так Михаил Кожухов, в детстве гостил в Литве и помнит до сих пор детскую песенку – ее мы и пели под новогодней елкой в Вильнюсе. Сергей «Пицца» Приказчиков обещал помочь с парижскими звуками. Леонид Агутин, Иракли, Ирина Забияка - звездные подсказчики третьего сезона «Большого чемодана».

Удивительно, но за границей журналисты частенько встречают бывших уфимцев. Так, например, в Лейпциге проводником телевизионщиков был режиссер документального кино Насур Юрушбаев, в Греции совершенно случайно удалось познакомиться с хозяйкой бара, которая родом из Уфы. В Шардже администратор гостиницы просто считала дни до приезда команды БСТ - настолько соскучилась по родине.

– Представьте наше удивление, когда венгерский музыкант, демонстрируя свою коллекцию инструментов, вдруг неожиданно вытащил курай, который ему подарили, - вспоминает Рустем. - Кроме того, Уфу очень хорошо знают во Вьетнаме. Местные жители нам прямо так и сказали: «Там у вас есть большой вьетнамский рынок».

По словам журналистов, не во всех странах к телевизионщикам из России относились позитивно.

- Люди реагируют на камеру по-разному, бывают и непростые моменты, - вступает в разговор оператор Айдар Шарипов, который снимал почти все серии «Большого чемодана». - В Иордании ко мне подошел араб и прямым текстом сказал: «Дружище, ты понимаешь, что здесь не все хотят, чтобы их снимали?». В Греции один мужчина запустил в меня плоскогубцами. Слава Богу, что они прилетели не в голову, и не в оборудование. А вот вьетнамцы наоборот очень добродушны и хорошо относятся к съемке. Там мы совершенно случайно встретили вьетнамца, который учится в Иркутске. Он до самого вечера помогал нам, был переводчиком, везде пытался договориться с местными.

В Китае и Вьетнаме ребят вообще называли большими друзьями.

- Когда Руслан начинает исполнять местную песню, все напряжение снимается, если оно и было. Как оказалось, это уникальный способ: спел песню и сразу расположил к себе. И уже никто не замечает камеру, все улыбаются – настолько поражает и подкупает этот факт.

Интересно, что большая часть акустического путешествия – это сплошные курьезы.

- Практически каждый звук, найденный нами, это прохождение через большое количество препятствий, - замечает режиссер.

– Пожалуй, самый забавный случай произошел в Дрездене, - говорит оператор Айдар Шарипов. – Мы всей командой сели в трамвай, чтобы снять один эпизод и виды города. Пока работали, трамвай уехал уже очень далеко, куда-то в промзону. И мы решили на ближайшей же остановке выйти. Вышли и только потом поняли, что сумку со всеми деньгами и документами оставили в трамвае. Началась паника. Хорошо, что хотя бы у меня при себе были деньги. Мы сели в такси и поехали за трамваем. Конечно, нам хотелось как в фильмах нарушать правила и гнаться за нашими сумками. Но водитель-немец не разделял наших чувств, ехал себе по правилам и никуда не торопился. Общими усилиями мы нашли нужное нам депо и водителя трамвая, который вернул нам все в целости и сохранности. Пытались отблагодарить этого честного человека, но отказался, сказав лишь: «Ну что вы, это же моя работа».

Не прошляпить сувениры

Кстати, абсолютно все время в путешествиях уходит на съемки. Искупаться в море, побродить без дела по улицам получается только ночью. Но в это время уфимцы предпочитают спать.

- Бывает такое, что окна выходят на Красное море, а искупаться в нем нет времени! - смеется Руслан.

- Отдохнуть практически не получается, - добавляет оператор Альмира Ахунова. - Мы встаем в семь утра, завтракаем и уходим на съемки. Возвращаемся только после захода солнца. После этого у нас уже ни на что не хватает сил, только на ужин и душ. Скидываем весь материал, ставим оборудование на зарядку и ложимся спать.

- За все время съемок передачи у меня было лишь две возможности оставить камеру и отдохнуть днем, - вспоминает оператор Айдар. - Я успел искупаться в Иордане и посетил Храм гроба Господня в Израиле. Правда, даже в храм я пошел с камерой. Только я собрался ничего не снимать, как ребята говорят: «Ну, раз уж ты идешь туда, то все-таки возьми с собой камеру, вдруг что интересное увидишь». Но если честно, я и сам не понимаю, как можно поехать в какую-то страну и не работать там. Мы все просто не представляем себе обычного отдыха и уверены, что это очень скучно. В запале мы, конечно, можем сказать: «Все, в следующую страну я просто поеду отдыхать». Но потом сам понимаешь, что ты все равно возьмешь камеру и будешь снимать. Я, наверное, даже в отпуске буду поворачиваться и искать взглядом Альмиру, чтобы сказать что-нибудь вроде: «Меняем объектив!».

Немного передохнуть и осмотреться в чужой стране телевизионщики могут лишь в последний день, да и то не всегда. Именно в этот день, когда основная часть съемок уже завершена, они ненадолго заходят в сувенирный магазин. Операторы на шопинг выделяют лишь 10-15 минут, чтобы купить подарки близким.

– Мы предпочитаем в это время посидеть в кафе, попить чай и просто понаблюдать за местной жизнью, - замечают Альмира и Айдар. А у Рустема и Руслана есть обязательные покупки в каждой стране.

- В нашем проекте значимую роль играет шляпа, - объясняют они. - Без нее уличный музыкант существовать не может – поэтому мы собираем головные уборы разных стран. Из Вьетнама, например, привезли даже два экземпляра – шляпу-конус и шлем для мопеда, поскольку Ханой - столица этих двухколесных. А моя задача - отправить открытки самым активным зрителям «Большого чемодана» из того места, где проходят съемки, - добавляет Руслан. - И никого не забыть! Так что ищите нас в социальных сетях, участвуйте в «большечемоданных» конкурсах и ищите привет-открытки из разных стран в своем почтовом ящике.

Ксения ЛАПТЕВА.

"