Posted 11 ноября 2007,, 20:51

Published 11 ноября 2007,, 20:51

Modified 10 ноября 2022,, 19:04

Updated 10 ноября 2022,, 19:04

Раб экрана. Рустам Зарафутдинов: «Я влюблен в телевидение»

11 ноября 2007, 20:51
Настоящую школу тележурналистики Рустам прошел на телеканале «Вся Уфа», где долгое время вел новостную программу «Уфимское время» и являлся одним из самых ярких журналистов. Через четыре года он решил сменить место работы – устроился на ГТРК «Башкортостан». С недавних пор Рустам - руководитель программы "Вести-Башкортостан. События недели", выходящей в нашем регионе на телеканале «Россия». Ежедневно он выпускает в эфир по 11 выпусков новостей.- На телевидение я попал совершенно случайно, - рассказывает Рустам. - Родители видели во мне переводчика, да я и сам очень хотел в совершенстве освоить английский язык. Но во время подготовки к вступительным экзаменам в вуз один из учителей сказал, что иностранный язык для мужчины – это лишь обязательное дополнение к основной профессии. Меня эта фраза очень смутила, и я решил поступать на экономический факультет БГУ. Окончил его с красным дипломом. В столице Башкирии предполагал работать в банке, либо в экономическом отделе крупной компании. Но еще на третьем курсе знакомая предложила попробовать себя на телевидении.

«Вкалывать на заводе легче, чем вести эфир»

Городской телекомпании «Вся Уфа» в ту пору требовался ведущий спортивных новостей. Рустам успешно прошел кастинг.

- Основной блок новостей я читал в тот же день, - не без гордости вспоминает он. – На «Всей Уфе» я проработал четыре года. Ушел не потому, что мне было там не комфортно. Просто захотелось других масштабов, возможностей, попробовать что-то новое, расширить профессиональные рамки. Как только я пришел на ГТРК «Башкортостан» у меня сразу же появилась своя еженедельно информационно-аналитическая программа.

- Как складываются отношения с бывшими коллегами?

- Мы работаем по одним и тем же принципам, рассказываем об одних и тех же событиях, отличается только картинка, подход, угол зрения. В этом и есть весь изюм. У каждого свое виденье картины дня. Мы постоянно пересекаемся на съемках, а со многими я до сих пор поддерживаю дружеские отношения.

- Как оцениваешь общий уровень местной тележурналистики?

- У нас очень мало журналистов, способных работать в информационной программе. Людям кажется, что если ты попал на экран, то слава и популярность придут сами собой. На телевидение хотят попасть многие, думая, что работа телевизионщика очень легкая. На самом деле это адский труд, где нужны стальные нервы. Я не понаслышке знаю, что такое физическая работа и мне кажется, что быть рабочим на заводе намного проще, чем на ТВ в новостях.

- Есть кумиры среди журналистов?

- Кумиров нет. Есть именитые коллеги, у которых я учусь мастерству. Таких людей несколько. Мне импонирует Ларри Кинг. Это легендарный журналист. Не потому, что он был первым в своей области, у него особая харизма, он умеет привлечь зрителя и удержать у экрана. Из российских могу выделить Владимира Познера. Человек, который раскрыл себя, когда ему было за 40. Он ассоциируется у меня с глотком свободы на телевидении.

«Журналист – это не профессия»

- Какими качествами должен обладать профессиональный тележурналист?

- В первую очередь быть интеллектуально развитым, начитанным. Успевать просматривать газеты, интернет, читать классическую литературу. Неотъемлемой частью журналисткой работы является умение разбираться во многих вопросах, быть универсалом. По большому счету нет такой профессии – журналист. Каждый день репортер примеряет на себя разные профессии. Придя с утра на работу, он еще не знает, какое событие будет освещать. Например, произошел прорыв трубопровода. Он должен стать специалистом в сфере коммунально-жилищного хозяйства, знать все тонкости и нюансы водопроводного дела. Но главное свойство для журналиста – умение уговорить человека на интервью и разговорить его. Это целое искусство. У журналиста должно быть несколько талантов. Один из них - дар убеждения.

- Мог бы рассказать об интересных случаях, которые обычно остаются за кадром?

- Как-то я сидел в студии – мы собирались записывать вечерний выпуск новостей - и вдруг надо мной взорвались лампы. Посыпались осколки и медленно-медленно, как снежинки, начали падать раскаленные вольфрамовые нити. Они кружились вокруг меня, прожигая стол, пол, декорации. Только по счастливой случайности я не пострадал. А однажды в прямом эфире «вылетел» телесуфлер, и я остался без текста. Пришлось импровизировать на ходу. Часто случается, что сюжет, который идет в новостях первым, за минуту до эфира еще не готов. Уже идет заставка программы, звучит команда режиссера «Внимание!», а ты еще не знаешь, смонтирован ли ролик.

- Как тебя номинировали на премию «ТЭФИ»-регион?

- Я никогда и не думал, что буду участвовать в каких-либо конкурсах. Просто одна из коллег сказала, что моя программа ничем не хуже других, которые проходят в эфире региональных телекомпании, и посоветовала оправить кассету с передачей в конкурсную комиссию.

Я рассчитывал на номинацию «Еженедельно-информационная программа», но в финал вышел как «Ведущий информационно-аналитической программы». Телеакадемики во главе с Познером оценили меня чуть выше как ведущего. На конкурсе жесткая конкуренция, моими соперниками были тележурналисты из Сочи, Сургута, Екатеринбурга. В итоге «Орфей» ушел к сочинским коллегам. Зато нашей телекомпании дали специальный приз за самую грамотную русскую речь в эфире. Это грант в размере 400 тысяч рублей - единственное денежное вознаграждение, которое выдается на «ТЭФИ». Я горжусь, что нас отметили, это стимулирует к дальнейшему развитию, росту. «ТЭФИ» - это многолетний бренд, для нас - что тот же «Оскар». Это то, к чему стремится каждый телевизионщик. Грант мы планируем потратить на создание социального проекта, работа над которым как раз в самом разгаре.

«Звездной болезнью не страдаю»

- На телевидении проводишь практически весь день. Супруга к работе не ревнует?

- У жены практически такой же режим, как и у меня. У нее свой бизнес. Домой мы приходим одинаково поздно. Мы самодостаточные, состоявшие люди, понимаем, что по-другому каждый из нас не сможет существовать. С ней мы дружили еще в школе - учились в одном классе.

- В свободное время чем-нибудь увлекаешься?

- Я ярый болельщик футбольного клуба «Спартак». При просмотре очередного матча я не сдерживаю эмоций - могу метаться по комнате, нервно выкуривать сигарету за сигаретой, даже рыдать. Люблю посидеть в интернете, читать книги в смартфоне. Из последнего прочел «Парфюмер» Патрика Зюскинда.

- Как предпочитаешь отдыхать?

- Я не любитель активного отдыха. Порядком поднадоели вояжи на морские курорты. Мечтаю провести отпуск, как в школьные каникулы, - лежа на диване, с газетой или книгой в руках.

- Телевизор в свободное время смотришь?

- Это мне положено по работе. У меня в кабинете два телевизора, один из которых всегда настроен на канал «Россия». По другому я смотрю новости, развлекательные проекты, иностранные, спортивные каналы. Мне нравится смотреть ТВ, я в него влюблен.

- Звездной болезнью не страдаешь?

- Язык не поворачивается называть телевизионщиков звездами только потому, что нас узнают на улице. Есть определенная популярность, известность, но это наша работа и от этого никуда не денешься. Возможно, у людей, которые только пришли на ТВ и сразу появились на экране телевизора, сносит крышу. Может быть, и у меня было такое, но я этого не помню.

Арина ВЕЛЕС.

"