Posted 11 сентября 2007,, 19:15

Published 11 сентября 2007,, 19:15

Modified 10 ноября 2022,, 19:04

Updated 10 ноября 2022,, 19:04

Михаил Ефремов: «Любовь к родине – это противоестественно»

11 сентября 2007, 19:15
Михаил Ефремов – сын известных родителей, а пай-мальчиком никогда не был: его выгнали из пионеров, но в 12 лет он уже вступил на кинотропу, а в 20 организовал свой театр. Он часто конфликтовал с отцом, играя в его МХАТе, и в итоге Олег Ефремов сына уволил. Но сумасшедший характер Ефремова оказался все-таки нужен нашему кинематографу.

- Михаил Олегович, ваш первый актерский киноопыт пришелся на школьный возраст, и фильмы также были о школе. Количество молодежных фильмов растет, но они никак не затрагивают школьную жизнь. По-вашему, почему?

- Общество расслоилось: дети учатся в разных школах – в частных, в английских, в ПТУ, поскольку всех перестали стричь под одну гребенку. А вообще такие фильмы очень сложно сделать – для детей нужно снимать в 10 раз лучше, чем для взрослых: если в фильмах для взрослых ты видишь тихий ужас, то для юного возраста громкий кошмар отнюдь не нужен. Лучше брать тогда кино из-за границы!

- Но сдвиг в нашем искусстве для юных вы видите?

- Мультипликация растет, но главная тенденция в российском искусстве – все большее появление зрелищ. Особенно это заметно по желтым журналам и газетам: если раньше народ интересовался жизнью страны, политикой, обществом, то сейчас ему интересно, с кем спит Филипп Киркоров. Нашему народу, оказывается, нужна не свободная информация, а купленная информация о том, какие трусы у Димы Билана. Идет подмена демократических понятий, которые мы так старались взять у Запада!

- В кино это «западничество» тоже заметно – в «Волкодаве», «Параграфе 78»…

- Конечно – но в кино ориентация идет не столько на Запад, сколько на Голливуд, поскольку эта киноиндустрия, которая создала страну под названием США. Но кино нужно стране не только в качестве развлечения и зрелища, но и в качестве идеологии и пропаганды!

- В этом плане кино стало для России главным искусством?

- Нет. Все-таки для России главное искусство – это телевидение. Один лорд сказал: «У нас в Англии телевидение появилось позже, чем демократия, а у вас – наоборот, поэтому в России искривленное сознание».

- Каким вы были пионером?

- Я им пробыл всего лишь год, и меня выгнали оттуда за некрасивый поступок – я стянул с мальчика трусы и запихнул его к девочкам! То-то смеху было! Меня назвали фашистом, и выгнали из пионеров и из школы. Вот такое несчастье!

- По-моему, педагоги перегнули палку!

- Не было перегиба, ведь это был 1972 год.

- Это была обыкновенная школа?

- Обыкновенная. А вторая была «блатная» - там учились дети членов Политбюро, артистов и торгашей. Хотя там разрешили носить и джинсы, и любые прически, учились там одни «мажоры»! Но мой первый актерский опыт был в пионерском лагере – я играл короля в очень длинных сапогах, и очень громко орал. Король звуков! (Смеется.). А в 11 лет играл в одном акте спектакля МХАТа по пьесе Володарского «Уходя – оглянись!», постановкой которого руководил мой отец – в первом акте главный герой был еще мальчишкой из коммунальной квартиры, которого играл я, а моей партнершей была Анастасия Зуева – знаменитая сказительница из сказок Роу.

- В продолжение темы - все говорят о том, что молодежные организации должны быть объединены общим делом.

- Общее дело есть и у спартаковских фанатов, и у фанатов ЦСКА. Единственное, что сильно объединяет молодежь – это музыка. Во всех странах!

- А если в основу движения ляжет патриотизм – одна из очень популярных в молодежном обществе идей?

- Так же как Черчилль, я считаю, что патриотизм – последнее прибежище негодяев. Хотя я не патриот, я не могу понять, как можно не любить свою родину, но как ее можно любить восторженно и пафосно, я тоже не понимаю. Родина – не женщина, чтобы ее так восторженно любить! Родину надо обустраивать, чтобы в этой Родине жить. Здесь важно заниматься делом, а не языком чесать!

- К примеру, создавать образы людей, на деле преданных Родине, какие выходили у вас в фильмах «Граница. Таежный роман» и «Ленинград»....

- Меня в детстве всегда интересовала история, и я хотел даже поступать на исторический факультет. Но вообще артисты – люди подневольные: куда приглашают, туда и идем, если возьмут!

- Неужели у вас нет никаких критериев отбора из предложенных ролей?

- Это сроки, деньги – так как у меня пятеро детей, и художественный материал.

- Значит, сюжет фильма «Ленинград» был очень близок к исторической правде?

- Конечно, в фильмах, снятых через 50 лет после войны, мало правды, но в фильмах, снятых во время войны, ее вообще нет. Художественная правда появится лет через двадцать, когда мы многое осознаем, а пока мы живем только одним днем.

- Ваш отец – великий Олег Ефремов был и потрясающим театральным актером и режиссером. А каковы ваши взаимоотношения с театром?

- Моя игра в театре – только одно название, но мой спектакль – это «Чапаев и Пустота», где я играю Тимура Тимуровича – главврача психлечебницы, который превращается по ходу и в Чапаева, а играем его мы чаще всего в ДК МАИ.

Сергей КОЧНЕВ.

"