Posted 11 августа 2015,, 08:54

Published 11 августа 2015,, 08:54

Modified 10 ноября 2022,, 18:42

Updated 10 ноября 2022,, 18:42

Конечно, Вася! Просчеты форума организаторы «Арт-Уфы» списали на нерадивых журналистов

11 августа 2015, 08:54
Не будет преувеличением в очередной раз констатировать, что форум Art Ufa, завершившийся в столице Башкирии под хиты группы «Агата Кристи», стал самой масштабной выставкой Уфы за всю ее постсоветскую историю. Организаторы действительно проделали титаническую работу и побили все возможные рекорды: на 12 тысячах квадратах комплекса ВДНХ было выставлено около двух тысяч работ трехсот мастеров и юных художников республики от четырех до 98 лет. В первый же день форум посетили более десяти тысяч человек, а за все время работы, если верить организаторам, – более трехсот тысяч. Однако этой отличной идеей - объединить под одной крышей художников разных поколений, жанров и техник, устроив своеобразную «выставку достижений художественного хозяйства» - форум и ограничился. Программа не смогла предложить завсегдатаям культурных мероприятий уникальных событий, ярких перфомансов и новых имен.

Попурри башкирского искусства

Раскруткой своего детища организаторы и вовсе решили не заниматься, наивно рассчитывая, что эту функцию взвалит на себя пресса и «сарафанное радио». Но журналисты, не обнаружив в программе инфоповодов, в массе своей форум проигнорировали, отчитавшись лишь о церемонии открытия и закрытия «Арт-Уфы». Практически все, что происходило на ВДНХ, неоднократно можно было видеть на других культурных площадках города. Однако организаторов можно благодарить уже за то, что они сумели завлечь целые семьи «культурно просветиться» в перерывах между дачными заботами и выездами на шашлыки. Судя по всему, для широкой публики, неизбалованной активной концертно-выставочной жизнью, арт-форум и предназначался. «Все и сразу», эдакое попурри башкирской культуры и искусства, народ на протяжении полутора месяцев мог увидеть в одном месте и совершенно бесплатно, что для зрительской массы – немаловажный аргумент. По меткому выражению члена совфеда Лилии Гумеровой, любой житель республики мог здесь «безболезненно насладиться творчеством».

И действительно - все дни здесь можно было застать любопытствующих обывателей, многие из которых, судя по живой реакции, побывали на художественной выставке впервые в жизни, с детской непосредственностью фоткая и экспозицию, и себя на ее фоне.

- Я думал, что у башкирских художников отстой - одни пейзажи, а здесь я вижу и современные стили, - признался на камеру БСТ молодой человек, явно не завсегдатай выставочных событий.

Возможность показать свои лучшие работы башкирским художникам предоставили также бесплатно. Например, Ринат Миннебаев, участвовавший в подобных арт-солянках в Москве, отметил, что там цена выставочного бокса может обойтись художнику около пяти тысяч долларов. Оно и понятно: столица – это все-таки выход художника не только на федеральный, но и международный уровень, а наш форум планировался «выставкой достижений местечкового арт-хозяйства».

Можно утверждать, что на форуме наиболее полно был представлен срез современного изобразительного, в том числе и прикладного искусства Башкирии последних лет. Несомненно, чтобы собрать на одной площадке столь разных мастеров, организаторам понадобились не только энциклопедические знания, но и железная воля. В течение 50 дней под одной крышей мирно соседствовали академисты, неоконцептуалы, примитивисты, мастера офорта, линогравюры, ковки, керамики, ковроткачества, батика и лоскутного шитья. Горожане, которые до этого не проявляли интереса к культуре родного края, прогулявшись по рядам выставочного мега-зала, смогли получить полное представление о школах и актуальных направлениях башкирского искусства, при этом каждый раздел сопровождался справочной информацией о мастере.

Уфимцы и гости города в очередной раз смогли воочию увидеть работы таких признанных мэтров живописи, как Расих Ахметвалиев, Зуфар Гаянов, Сергей Краснов, Рамиль Латыпов, Виктор Суздальцев, Василь Ханнанов, Ян Крыжевский, к картинам которого после нашумевшего возвращения на родину сейчас повышенный интерес. Молодое, но отнюдь не «зеленое», поколение представляли Дарья Данилина, уроженец Уфы, а ныне житель Санкт-Петербурга Евгений Тонконогий, график Глеб Соловьев, Олег Шишкин, Евгений Севастьянов, Тимофей Дорофеев, учащиеся профильных вузов, профессиональных училищ и художественных школ Башкирии. За декоративность отвечали Амир Мазитов, Талгат Масалимов, Ильдар Гильманов, а за академическое качество и скрупулезность – представители уфимской школы архитектурного рисунка. Устроили презентацию и уфимские галереи, которым выделили отдельные стенды. Видимо, в расчете на то, что форум посетят участники форумов ШОС и БРИКС, организаторы с лихвой добавили в экспозицию национального колорита. Традиционная башкирская вышивка, войлоковаляние, ручное ткачество, народный и фантазийный костюм – эти виды декоративно-прикладного искусства были представлены в избытке. Подарком же для уфимских ценителей стала возможность увидеть работы земляков, живущих за пределами республики, – питерцев Владимира Дворника и Айдара Ишемгулова, прибывшего из Торонто Рината Харисова, Анатолия Баратынского из Иерусалима, а также мастеров из других городов Башкирии.

Но он устал, окончен бой

Гость закрытия феста Вадим Самойлов, отрабатывая полученный гонорар, да и просто будучи интеллигентным человеком, похвалил организаторов, отметив, что получил «большое впечатление от увиденного – объемов выставки и предпринятых усилий». Но черт его дернул высказать свои пожелания на будущее: «Имеет смысл привнести не только художественные выставки, но и срез молодежного самодеятельного творчества – музыкантов, фотографов, актеров». Понятно, что музыкант проявил законы элементарной вежливости по отношению к хозяевам праздника, особо не вдаваясь в подробности программы форума. Но Вадим и понятия не имел, что своей безобидной репликой он распахнет ящик Пандоры.

- Я бесконечно уважаю «Агату Кристи» и все их хиты, с которыми у меня лично прошла жизнь, потому что я дама, прожившая очень много лет. Но хочу многоуважаемому Вадиму Самойлову заметить: у нас была колоссальная музыкальная составляющая, - сквозь зубы процедила организатор форума – замдиректора Нестеровки Светлана Игнатенко и занялась продолжительным перечислением пунктов обширной программы.

Так неожиданно присутствующие узнали о музыкальных пристрастиях заслуженного деятеля искусств Башкирии, которая, вполне возможно, красила губы гуталином, ресницы – губной помадой и обожала черный цвет.

Был бы Самойлов помоложе, погорячее, он бы наверняка пропел от лица своего лирического героя: «успокойся и рот закрой, вот и все: до свидания, черт с тобой», но он «устал, окончен бой». Сегодняшний Вадик – близкий друг Суркова и доверенное лицо Путина - уже не тот готично-опиумный персонаж из 90-х: заикаясь, он начал оправдываться перед уфимской железной леди от искусствоведения и лепетать, что знал про музыкальную составляющую, что «готов приехать с мастер-классами», и что «очень рад», и что ему «очень почетно». Пишущая публика предпочла замять бестактность организатора аплодисментами. Но журналистам стоило отправляться на пресс-конференцию, «напудрив ноздри кокаином» – тогда бы этот ад показался симпатичен. Им ведь еще предстояло выслушать гневные сентенции относительно их непрофессионализма, а заодно узнать, какое «историческое значение» имеет детище г-жи Игнатенко.

- Одна из журналистов написала: «Автор форума говорит странные слова, что все это искусства статические», вырвав из контекста, что для того, чтобы легче понять изобразительное искусство, важно музыкальное сопровождение. Так вот я прошу журналистов, особенно в таком форуме, имеющем большое культурное, социальное, историческое значение, быть очень ответственными, внимательными и не вырывать слова из контекста, - менторским тоном продолжала она отчитывать представителей СМИ.

И тут на амбразуру был брошен столичный тяжеловес в виде раздобревшего теледива Дмитрия Диброва, который информировал собравшихся, что приехал в Уфу «поддержать Васю». Так душевно Дмитрий Александрович называл совладельца ВДНХ Василия Пеганова, который предоставил художникам площади, пустующие во время разразившегося кризиса, и получил отличный имиджевый проект для своего выставочного бизнеса.

- Ближайшим другом Емельяна Пугачева был Салават Юлаев. Вот эта пара устроила в России страшное. Ведь это же были ближайшие друзья, - непонятно с чего вдруг вспомнил Дибров про башкирского национального героя. Может быть, дал понять, что готовился к поездке в республику и прочитал в «Википедии» статью о Башкирии, а может, намекнул, что вместе с другом Васей устроит нечто страшное журналистам, которые не станут отзываться о форуме исключительно в восторженных тонах.

Далее телеведущий разразился продолжительным панегириком в адрес уфимского друга, раскошелившегося на его приезд. По словам телеведущего, в отличие от многих других столичных бизнесменов, предпочитающих переводить капитал за границу, Василий Николаевич вкладывает деньги в родной город. Хотя, с лукавой улыбкой признался телеведущий, он сам при случае не преминул бы воспользоваться шансом и облегчил российскую казню в свою пользу.

– Ребята, в чем ужас повального современного кремлевского казнокрадства? – задался вопросом г-н Дибров. – В том, что все эти деньги не ко мне в карман-то идут! Будь я на их месте, я крал бы гораздо больше да еще циничней. Я б столько накрал! Но вот господь не дает… А дает Васе! А Вася дает своей родине. Где родился, там и пригодился.

Когда так подфартило уфимскому другу и где можно запустить руку в казну, Дибров не уточнил, но «Васе» с лихвой хватило финансов, чтобы выстроить выставочный центр и устроить здесь самую масштабную в Уфе выставку. Глава республики, присутствовавший на церемонии открытия, даже задумался о создании в столице Башкирии «центра современного искусства», о котором уже не одно десятилетие безуспешно твердит культурная общественность.

Спасибо вам за Васю

Между тем Дибров все не унимался, но смысл его речи сводился к одной мысли: «Спасибо вам за Васю», как у героини советской комедии в исполнении Гурченко. Если бы телеведущему предоставили сцену, то он обязательно спел незабвенный хит «Браво» «Конечно Вася, ну кто его не знает?», но был вынужден изъясняться в прозе и без музыкального сопровождения.

– Василий Николаевич терпеть не может, когда про него говорят, а я охотно скажу – все это благодаря ему. Мог бы заработать денег и уехать в Лондон, где ему и место, там бы и сидел. А он в Уфе хочет! Я так на родном Дону поступаю, для казачества. Оно мне надо, это казачество? Но мы не выбираем ни матери, ни родины.

Замечание столичной знаменитости, что место Василия Николаевича в Лондоне, вогнало г-на Пеганова в краску, но Дибров не обращал на это внимания, упиваясь звуком собственного голоса и своим витиеватым слогом. В итоге всем стало понятно: знал бы г-н Дибров прикуп – жил бы в Лондоне, но вынужден мотаться на шабашки в Уфу. И забавлять сложносочиненными синтаксическими конструкциями местный гламур - тех, кто безуспешно хочет стать долларовыми миллионерами.

- Вася делает многое, чтобы уфимцы могли в этом вареве (так Дмитрий охарактеризовал «Арт-Уфу») крутиться, - завершил свой спич Дибров с чувством выполненного долга.

Однако для полной готовности культурному вареву не хватило важных ингредиентов, соли, перца, специй и прочих усилителей вкуса, а также искусной подачи, чтобы блюдо было признано шедевром выставочного искусства. Кроме масштабной выставки организаторы анонсировали обширную программу на все 50 дней. Но по-настоящему «событийными» днями можно считать лишь 12 июня, когда состоялась церемония открытия форума, и финальный аккорд – концерт Вадима Самойлова, завершившийся салютом.

Однако Светлана Игнатенко могла бесконечно восхвалять форум и петь дифирамбы соорганизаторам: «Браво нам всем!». Лучшего пиарщика для фестиваля и представить было сложно. Сложилось впечатление, что приглашенные на брифинг журналисты только мешали продолжительному гимну Светланы Владиславовны, возвращая ее своими «неуместными» вопросами с небес на землю. «Что бы мы ни говорили, я вижу эти унылые лица! - воскликнул г-н Дибров, глядя на коллег. – Давайте дадим им слово». Но справедливое замечание известного уфимского пиарщика Дамира Сафарова, что «фестиваль обошелся без каких-то прорывов и новых имен», привело искусствоведа в неистовство.

- А вы что-то знаете об изобразительном искусстве республики? – пыталась она испепелить взглядом критикана. - Какие имена вам нужны? Наверное, вам необходимо немножко подучить историю искусств.

Г-жа Игнатенко поделилась с журналистами невероятно ценным советом «присутствовать на форуме все 50 дней».

- У всех уфимцев была такая возможность, - безапелляционно заявила дама. - А ваш вопрос не серьезен, как и количество дней, которые вы здесь провели. На форуме нужно было жить, как жили мы, и тогда возникла бы любовь.

На защиту арт-проекта ринулся и Дмитрий Дибров, решив, что недостаточно отрабатывает свой гонорар.

- Вы что, с ума сошли? Брателло, открой свои глаза, посмотри, что сделали художники, которые здесь выставлялись! Уфимцы, а где вы все были, когда Земфира по ресторанам пела? Она же никогда вам не нравилась! Нужен был я, чтобы показать, какое золото рядом с вами находилось.

Однако Светлана Игнатенко позволила себе прилюдно отчитать и Диброва, словно не выучившего урок школьника.

- Я смею вам напомнить, Дмитрий Александрович, что у нас из Уфы еще господин Спиваков, Аксаков и Нестеров, - одернула она столичную звезду, видимо, намекая, что стоит тщательнее изучать предмет обсуждения. - Наш город - это действительно сфера притяжения.

Звездить – и никаких гвоздей

Организаторы получили еще одного неожиданного адвоката - в лице теледивы Евгении Машко. На вопрос одного из журналистов, планирует ли форум освоить другие пространства в будущем году, Евгения вдруг подала возмущенный голос из зала: «А вы знаете еще какие-то площадки в городе?». Стоит отметить, что канал M television, которым руководит Машко, по счастливому совпадению размещается именно на территории ВДНХ. И теперь, после к месту вставленной реплики, Евгения наверняка может рассчитывать на льготную прописку для своего телеофиса.

И в финале беседы, когда г-жа Игнатенко устала поносить журналистов и предложила перейти к репликам и пожеланиям, Машко разразилась комплиментарной тирадой в адрес организаторов. Но, скорее всего, проблемы арт-форума мало волновали Евгению: светская львица спешила поставить жирную точку в этой утомительной беседе и поскорее отправиться на закрытый благотворительный аукцион, где под крики Диброва «Продано!» можно было как следует гламурно позвездить.

Но пока шампанское, ожидающее Евгению и прочий бомонд, выдыхалось, г-жа Игнатенко продолжала устраивать журналистам выволочку.

- Я очень недовольна работой прессы, которая не проявила никакого интереса к форуму. У нас очень слабое телевидение. Говорю всегда правду – за это меня не любят. Вы не работали на форуме, но тем не менее будьте здоровы и счастливы, - проговорила она таким тоном, будто насылала порчу на всю пишущую братию.

Что, по мнению Светланы Игнатенко, должно было поразить воображение журналистов, осталось загадкой. Может быть, «рисовальные дни», когда людям с улицы представилась уникальная возможность впервые побыть живописцами и написать с натуры начальницу Башкирской выставочной компании Альбину Кильдигулову? Мастер-классы по ручному ткачеству на берде, текстилю и аппликации? Или «детские дни» с рисованием пальчиковыми красками и мастер-классом по изготовлению фигурок из воздушных шариков?

Такая программа хороша для детских праздников или так называемого «университета третьего возраста», когда старики находят занятие по душе и вновь обретают вкус к жизни. И действительно форум выполнил важную социально-благотворительную миссию: «Арт-Уфу» посещали и пенсионеры, обретшие в творчестве новый смысл жизни, и ребята «сложных социальных категорий», получившие массу впечатлений от самовыражения в разных видах искусств. Но самой активной – молодежной аудитории – организаторам предложить было нечего. Между тем привлекать тусовщиков и хипстеров давно научились частные галереи «Икс-макс» и «Облака», опытом которых можно было воспользоваться.

Не смог предложить форум и уникальной шоу-программы. Выступление артистов уфимских театров и ансамбля «Мирас», поэтические дуэли, концерты хоровой капеллы, национального симфонического оркестра и коллектива народных инструментов – все это, без сомнения, невероятные события, но для рядовых уфимцев, у которых в течение года нет желания или возможности вести насыщенную культурную жизнь. Истинные ценители искусства и представители СМИ, пишущие на культурные темы, неоднократно видели и слышали все эти прославленные коллективы на многочисленных праздниках, не раз имели возможность оценить и фильм Булата Юсупова «Визит», который представили публике форума.

- Фестиваль обошелся в существенно меньшую сумму, чем мы планировали, потому что участники нашей программы выступали без гонораров. Все прекрасно понимали, что это благотворительная история, - не стал скрывать главный спонсор форума Василий Пеганов.

Может быть, организаторам не стоило рассчитывать на собственные скромные силы, а раскошелиться на приглашение спецов, которые срежиссировали бы неповторимую программу. А вход на некоторые мероприятия можно было сделать платным.

Потому отсутствие на фестивале достойных информационных поводов – это не вина журналистов, а недоработка организаторов. И уже тем более пресса не обязана была брать на себя функцию пиарщиков-зазывал. Для этого есть специально обученные люди, которые со своей задачей не справились. Но есть надежда, что организаторы будущего форума все же учтут просчеты нынешней «Арт-Уфы», и вместо того, чтобы приходить в бешенство от критики, прислушаются к пожеланиям Вадима Самойлова, пиарщиков и журналистов. Например, не станут ограничиваться традиционной программой правительственных концертов и мастер-классами уровня детских изостудий. И тогда Art Ufa станет не просто гигантской выставкой, а действительно мультикультурным форумом.

Ильсияр РАХМАТУЛЛИНА.

"