Posted 11 января 2005,, 19:20

Published 11 января 2005,, 19:20

Modified 10 ноября 2022,, 19:18

Updated 10 ноября 2022,, 19:18

Хитовый топ - 2004 год прошел в Башкирии под знаком попа

11 января 2005, 19:20
Минувший год был знаменателен многочисленными гастролями и фейерверком праздничных мероприятий, прошедших в Башкирии. Сегодня мы решили подвести итоги - вспомнить, как встречали поп-гостей в Уфе, и как далеко ушли вперед местные шоумены и продюсеры за этот период. Без претензии на объективность редакция в Уфе> попыталась составить рейтинг самых хитовых мероприятий и создать топ самых лучших артистов и исполнителей, телепроектов и театральных спектаклей. На наш взгляд, в 2004 году в культурной жизни республики были как ужасающие провалы, так и стремительные взлеты. Впрочем, судите сами.
БЛИН ГОДАКомедия , совместный проект киностудии <Башкортостан>, студии и московских киношников, премьера которой победоносно прошла в январе во всех городах России, ожидаемой сенсацией года не стала. Прославившийся на всю страну созданием клипов для самых раскрученных звезд уфимец Виталий Мухаметзянов с ролью режиссера полнометражного фильма не справился. Хотя постановочные ходы с намеком на <клиповую эстетику=""> просчитывались всеми зрителями сразу - на г-на Мухаметзянова явно большое влияние оказала лента <Беги Лола="" беги="">. Однако должного воплощения идея не нашла, наверное, потому что бюджет картины был невелик - 230 тысяч долларов. Уфимский зритель смотрел фильм в надежде увидеть на экране городские пейзажи и из патриотического желания поддержать отечественного производителя. Да еще и порадоваться узнаваемым лицам - в кинокомиксе мелькали директор продюсерского центра <Вся Уфа=""> Гузель Ибрагимова, режиссер Молодежного театра Мусалим Кульбаев, телерадиоведущий ГТРК <Башкортостан> Александр Кузьменко, шоумен Алексей Ходырев, группа , актеры <русской драмы=""> Александр Федеряев и Светлана Акимова, башкирского академического - Ильдар Сагитов, а артист народного театра ДК Борис Шнейдер полностью озвучил Виктора Проскурина. <Башкиновидеопрокат> от проката картины отказался. После показа фильма по стране, комедия получила самые разгромные рецензии - как скучная, затянутая и слабая, а киношную группу обвинили даже в отмывании средств. Однако сам г-н Мухаметзянов, объявивший ленту <пробой пера="">, заявил в Уфе> со смехом, что . ЭКСПЕРИМЕНТ ГОДАПрофессиональный кураист Роберт Юлдашев, ставший лауреатом молодежной премии имени Бабича, прекрасно известен в республике, но ярким событием минувшего года стало даже не поощрение музыканта государством, а тот факт, что творчеством башкирского виртуоза заинтересовались такие рок-экстремалы, как Гарик Сукачев и Николай Носков. В сентябре в продаже появился альбом Носкова <Радуга>, где десять песен он записал совместно с Робертом Юлдашевым. Сукачев же попробовал создать с кураем лишь одну вещь, она тоже появилась осенью на новой пластинке рокера. Как выяснилось, идея совместной записи с башкирским кураистом исходила и от бывшего солиста <Парка Горького="">, и от самого Гарика: Юлдашев никому специально не навязывался. И надо признаться, что такая популярность и у любителей национальной музыки, и у поклонников гитарных рифов, уникальна и встречается нечасто. ГЕРОИ ГОДАГероями года смело можно назвать сотрудников продюсерского центра и телекомпании <Вся Уфа="">, взваливших на себя в ноябре неподъемную для небольшого творческого коллектива ношу - провести церемонию награждения уфимцев в различных областях жизни специальной премией. Первая столичная телевизионная премия была названа и оригинальные статуэтки, общий вес которых составил 20 килограммов, получили врач и бизнесмен, чиновник и спортсмен, градостроитель и общественный деятель, ректор вуза и журналист. Недоброжелатели были уверены, что репортеры, замахнувшиеся на столь масштабное мероприятие, не смогут удержаться от ангажированности. Однако <Вся Уфа=""> с этой, казалось бы, сложной задачей справилась - мало того, что премия действительно оказалось непредвзятой и объективной, но еще и была проведена на высшем светском уровне - статуэтки вручались на сцене Оперного театра, где журналисты сумели провести отлично срежиссированное не только телевизионное, но и реальное действо. ЦЕРЕМОНИЙМЕЙСТЕР ГОДАКонстантин Бережной по-прежнему остается лучшим уфимским МС, поскольку и в 2004 году новых интересных мастеров конферанса в столице республики так и не появилось. Что, впрочем, понятно: у Бережного громадный опыт проведения массовых мероприятий, и он, как никто другой умеет профессионально управлять веселящейся толпой. Но звездным часом знаменитого ведущего, на наш взгляд, стал праздник , который из-за событий в Беслане пришлось отменить в самом разгаре. Собравшийся народ ожидал выхода столичных рок-звезд и воспринял объявление о выключении микрофонов крайне негативно. Однако церемониймейстер Бережной сумел легко справиться со сложной ситуацией. Впоследствии все уфимские интернет-порталы и форумы обошла фраза Константина, после которой обманутая в лучших надеждах масса рок-поклонников приняла неизбежное. В ответ на поднятые средние пальцы многочисленных рук, Бережной заявил: <Покажите этот="" палец="" своей="" маме...="" или="" засуньте="" его="" себе="" куда-нибудь="" Представьте="" что="" там="" в="" захваченной="" школе="" ваш="" братик="" или="" сестрёнка="" или="" ваши="" близкие...=""> Народ загрузился и разошелся без эксцессов.РЕЙТИНГ ГОДАСуперпопулярное реалити-шоу <За стеклом="">, участники которого стали <калифами на="" час="">, передало эстафетную палочку другому реальному телепроекту - телеканала ТНТ, где за 15-ю добровольцами, пожелавшими перед камерами поиграть в любовь, днем и ночью наблюдали 37 телекамер. Во вторую его часть к удовлетворению жителей республики попали уроженцы Белебея братья-близнецы Каримовы. 23-летние Оскар и Станислав до того, как оказаться в шоу, трудились в местном магазине радиотоваров и ничем себя не проявили. Однако в откровенном проекте продержались более трех месяцев, не вылетев, как другие участники. Держались благодаря рейтингу, который составили голосовавшие за них телезрители. Публика отмечала, что близнецы не слишком начитаны, что иногда до глупости наивны, что не блещут интеллектом, но зато ей очень нравилось, как Каримовы двигаются и танцуют, что они целеустремленны и порядочны, обаятельны и не способны на подлость, как их соперники. И, самое главное - теперь всей стране известно, что в башкирском городе Белебее живут отличные и симпатичные ребята. ПРОЕКТ ГОДАЭто, без сомнений - реалити-шоу <Русского радио=""> <Кусай локти="">, которое транслировалось по на . Мало того, что это первое в Башкирии телевизионное шоу в режиме реального времени, но и идея радийщиков не знает аналогов на территории России. Креативщики собрали брошенных молодыми людьми девушек, которые не постеснялись рассказать о своей трагедии в прямом эфире, а телезрители и радиослушатели могли задавать им вопросы, давать советы и просто интересоваться телефончиком симпатичных и отважных барышень, не побоявшихся обнажить свои чувства на потребу публике. Однако, несмотря на некоторую циничность этого проекта, шоу получилось добрым и душещипательным. Наверное, каждый из нас переживал подобную личную драму и, несмотря на уверенность участниц проекта, что зритель над ними будет насмехаться, народ воспринял героинь с большим сочувствием. А у многих девчонок после теле-радиошоу появилось множество поклонников.ЛИЦО ГОДАЗимой в Москве прошла юбилейная, десятая церемония национального конкурса . В ходе борьбы за звание самой красивой девушки страны 16-летняя стерлитамакская школьница Зульфия Султангулова первой в истории республики получила титул , войдя в десятку лучших престижного конкурса красоты. Оправдались надежды не только башкирских болельщиков, но и организаторов регионального отборочного тура - радиостанции . Кстати, Зульфия - единственная красавица, которая прошла так далеко в продвижении имиджа республики. Победительница конкурса красоты <Русского радио="">, прошедшего в марте, Елена Ашеко, на финальное выступление ехать наотрез отказалась, и организаторы были вынуждены отправить в Москву вице-мисс Екатерину Ямаеву. Однако ярко проявить себя девушке не удалось. ВОПЛЬ ГОДАНаскоро состряпанные антрепризные спектакли продолжают, как и в предыдущие годы, окучивать российские города. В 2004-м безбожно орущие, кривляющиеся и зубоскалящие известные московские артисты и в Уфу привозили свои незамысловатые комедийки и водевильчики. Герой Игоря Скляра с шумом и гамом пытался остаться в живых в доме деревенских персонажей Нины Усатовой и Александра Михайлова в спектакле , Ирина Муравьева и Юрий Чернов с менее известными артистами надрывали горло легкими песенками в водевиле . В спектакле по серьезной пьесе братьев Стругацких ворчали в исполнении Льва Дурова и Георгия Мартынюка и в финале завывала милицейская сирена. Но две <Чайки> - чеховская и акунинская, привезенные режиссером Иосифом Райхельгаузом с такими актерами, как Ирина Алферова и Альберт Филозов, оказались вне дешевых антреприз. Хотя чайка здесь орала дурным голосом, в руках именитого постановщика пьеса Чехова ожила и затрепетала. <Чайка> оказалась единственной гастролью, за которую уфимский зритель проголосовал аншлагом, причем аж два дня подряд. МИСТИКА ГОДАРоль Воланда в антрепризном спектакле , привезенном в Уфу в феврале, оказалась для ее исполнителя - Виктора Авилова - роковой. Байки о проклятье этого романа Булгакова оказались не беспочвенными. Актер испытал это на собственной шкуре, когда в 1997 году на гастролях в Германии перед самым выходом на сцену в образе сатаны у него случилось кровоизлияние в мозг. В Уфе артист рассказывал об этом случае журналистам, веселясь, что проклятие Воланда его не догнало, а уже в августе 52-летнего Авилова не стало. Врачи вынесли страшный диагноз - рак печени 4-й степени. В Москву тело актера было доставлено с земли обетованной, где, опять же по мистическому совпадению, происходит действие библейских глав самого загадочного романа Булгакова. Выступление же на уфимских подмостках, как ни печально, превратилось в прощальные гастроли артиста. ПЛАН ГОДАВ попсовом плане 2004-й прошел под знаком . Телеэфиры, раскручивающие молодых поп-идолищ, создали беспроигрышно успешный проект в финансовом плане, чем не преминули воспользоваться все уфимские промоутеры. Гастроли многочисленных фабрикантов перевыполнили все возможные нормы концертных планов. В феврале в Башкирию приезжали <Корни> - отростки первого проекта, в марте пожаловала вторая во главе с задолбавшим всех Шоколадным зайцем. А в апреле тут как тут победитель третьего проекта - сын известного родителя Никита Малинин. В мае он же, теперь уже со своими собратьями по <Звездному дому=""> снова оказался в столице республики. А в октябре опять же полный цирк собрала четвертая . Но, как оказалось во время приезда в Уфу, артисты не только гастрольный план. На интервью на уфимскую радиостанцию двое участников группы <Корни> - Артемьев и Асташонок - приперлись в непотребно нерабочем виде, в хлам обкурившись, как они признались, где-то по дороге. Гнусно хихикавшие артисты все беседу просидели в темных очках, так и не пожелав открыть сузившиеся зрачки. Впрочем, что можно ждать от <полуфабрикатов>, если организаторы концертов покупают их дешево, по 14 долларов за штуку? ОБНАЖЁНКА ГОДАКальки с американских мюзиклов, наводнившие столичные подмостки, ну никак не хотели приживаться на отечественной сцене, разоряясь один за другим. С <Иствикскими ведьмами="">, которые увидели и уфимцы, ситуация сложилась намного лучше. Как зрелище, скорее даже шоу, этот эротический мюзикл воспринимался публикой живо и радостно. Театральный дьявол Дмитрий Певцов не стал копировать киношного искусителя Джека Николсона и создал свой оригинальный образ. Наш Ван Хорн шокировал публику, щеголяя то в шотландской мини-юбочке - демонстрируя упругий зад в трусах-стрингах и волосатые конечности, а то и вовсе передвигался по сцене лишь в исподнем. Так что дамы, рассматривающие Певцова не как актерское дарование, а как сексуальный объект удовлетворили свое животное любопытство. МОДЕРН ГОДАВ 2004-м уфимские театры вдогонку за столичными соревновались в желании удивить зрителя экспериментаторскими постановками. Молодежный вывел на сцену рок-группу , которая стала полноправным героем спектакля <Клинч>. Башкирский государственный театр оперы и балета в прошлом году поразил публику премьерами спектаклей <Волшебная флейта=""> и <Ромео и="" Джульетта="">, в постановке которых участвовали иностранцы: настоящий немец - режиссер Уве Шварц и американец Роберт Лютер. Но самым скандальным театральным модерном-2004 без сомнений можно назвать постановку пьесы Артура Идельбаева <Последний из="" рода="" Гайне="">, прошедшей с аншлагами в башкирской . Смелый драматург попытался связать национальную культуру с современностью. Для этого спектакль, основанный на исторических фактах, расцветили дорогими новшествами, невиданным доселе использованием света и виртуальными декорациями, играющими роль далеко не второго плана. Театральные критики долго не могли определить жанр нашумевшей премьеры. Эстрадные песни и танцы, исполняемые на фоне плазменного экрана, излюбленном приеме местных шоуменов, смутили всех рецензентов. Драматургия, ярко выписывающая чувства, низведенные до уровня инстинктов, тоже не прибавила театралам оптимизма. Сам автор пьесы Артур Идельбаев после долгих размышлений определил свое детище как музыкально-драматический спектакль и подчеркнул, что предназначен он для молодежи, которой присущи электронные способы восприятия искусства. СЕКРЕТ ГОДАТрехмерный клип Глюкозы , созданный видео-студией стал настоящей сенсацией в 2003-м. До этого у отечественных исполнителей еще не было роликов в 3D-графике. Надо сказать, что у продюсера Макса Фадеева отлично удалась креативная идея создать в России мульт-персонаж, подобный Gоrillaz. Но когда на виртуальной девочке начали наживаться все, кому не лень, устраивая гастроли лже-Глюкозы, Фадееву пришлось найти исполнительницу. Однако то, что во время появления мультика, ни о какого оригинала в природе еще не существовало, в Уфе узнали раньше других. Разработал и придумал характер анимационной героини клипмейкер Марат Черкасов, никак не ожидая, что скоре придется искать девочку, похожую на кибер-панка. То, что голос реальной Глюкозы от виртуальной отличается даже тембром, Фадеева не смутило - решающим было сходство с рисованным персонажем. Наташе Ионовой, исполняющей роль Глюкозы, впервые побывавшей в Уфе в феврале 2004-го, пришлось тяжело. Журналисты даже и не думали проявлять такт и впрямую задавали несчастной певице вопрос - легко ли открывать рот под чужие песни? Даже запланированная <Кушнир-продакшн> пиар-акция встречи Глюкозы с родителем клипа Маратом Черкасовым, после громкой истерики Ионовой была отменена. И Черкасов беседовал с певицей, рожденной его воображением, в тайне от всех. ВЕЧЕРИНКА ГОДАПраздничный съезд <Рожденные в="" СССР=""> популярная радиостанция <Русское радио=""> в ноябре 2004-его провела уже в третий раз. И без того заметное для Уфы событие, стало лучшей вечеринкой, выйдя за рамки обычно-скучной корпоративной тусовки. На этот раз оформление и сценарий party были решены в стилистике романа Ильфа и Петрова . Причем план празднования был разработан не профессиональными сценаристами, а самими креативными радийщиками, наряженных персонажами знаменитого произведения. Пролетарский дух угадывался и в оформлении зала и сервировке столов с обильной водкой-закуской. Развлекать публику своим песенным творчеством был специально выписан из столицы Гарик Сукачев. Побывавшим на этом празднике жизни завидовали все, кому не удалось получить специального приглашения от <Русского радио=""> в конверте, перевязанном красным кумачом. ХИТ ГОДААксиомы прокатчиков о том, что российское кинопроизводство неконкурентоспособно, а лето для презентаций - мертвый сезон, в минувшем году были опровергнуты напрочь. Виной тому отечественный мистический боевик , вышедший на широкий экран в июле. Ожидания скептически настроенных обывателей, что, мол, нам никогда не догнать Голливуд и не снять собственную , не оправдались. За первую декаду показа фильм собрал рекордное для России количество зрителей - свыше полутора миллионов, а по кассовым сборам за это короткое время обогнал не только все русские кинохиты, считающиеся лидерами проката (, <Антикиллер 2=""> и <Сибирский цирюльник="">), но и голливудские сезона (<Троя> и <Человек-паук 2="">). В уфимских кинотеатрах небывалый аншлаг, а в книжных магазинах - ни одной вещи Сергея Лукьяненко. в Уфе> № 2 от 12.01.05 г.
"