Posted 10 июля 2007,, 17:23

Published 10 июля 2007,, 17:23

Modified 10 ноября 2022,, 19:05

Updated 10 ноября 2022,, 19:05

Киностудия «Башкортостан» сняла 13 фильмов к 450-летнему юбилею

10 июля 2007, 17:23
К 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России киностудия «Башкортостан» подготовила 13 фильмов. Один из них – лента режиссера Вилюры Исяндавлетовой «Золотое дно» о судьбе золотодобытчиков Тубинска. Автор картины работает режиссером на башкирском телевидении, в свое время окончила престижный институт кинематографии. - Режиссер – сродни врачу, - уверена молодая женщина. – Если он лечит, выносит боль и страдания людей на экран, тогда только имеет право быть режиссером.Прежде чем работы Вилюры оказались на экране, ей пришлось пройти непростой путь.

Блестящая мечта провинциалки

В детстве, забравшись в тихий уголок дома, Вилюра любила рассматривать журнал «Советский экран». Киножизнь казалась девчонке из далекой деревеньки, затерявшейся в Баймакском районе Башкирии, призрачным миром, а актеры – небожителями. Школьница даже принялась коллекционировать фото знаменитостей, рассматривая замысловатые прически, голливудские улыбки Белохвостиковой, Аринбасаровой, Еременко и других звезд семидесятых. Про себя Вилюра твердо решила, что когда-нибудь она покорит этот мир. Но вслух девочка не озвучивала свою мечту. Такие желания воспринимались сельчанами весьма скептически.

Когда прошла пора выпускных экзаменов, завуч вызвала отличницу Исяндавлетову в свой кабинет.

- Есть направление в Башпединститут, мы решили дать его тебе, - сказала преподавательница.

Вилюра отказалась.

– Это отдаляло меня от моей цели.

Чтобы приблизиться к своей мечте, Вилюра решила начать с малого – поступила в Стерлитамакское культпросветучилище, ныне техникум культуры, на режиссерское отделение, а потом и режиссерское отделение УГИИ. А уже после первого курса решительная девушка, не побоявшись скандала, написала заявление об уходе из учебного заведения.

- Время доказало мою правоту – никто из нашего потока не стал режиссером-профессионалом, - Вилюра непримиримо сверкает своими зеленоватыми глазищами.

Девушке пришлось вернуться в родное село. Вечером, после крестьянских забот, отец разворачивал газету и с иронией читал из раздела объявлений: «Требуется вахтер, сторож…» Вскоре Вилюра наткнулась на объявление о наборе во ВГИК.

Сердце екнуло, вот, наконец, эта аббревиатура, которую она читала на обратной стороне открыток с известными артистами.

Ее не поняли. Как провинциалка может мечтать о столичном институте?! Но Вилюра верила в себя – пошла на прием к первому секретарю Баймакского райсовета Нигматуллину. Тот не стал усмехаться и закатывать глаза, велел бухгалтеру найти деньги для поступления.

- У каждого человека бывает своя мечта, - сказал умудренный жизненным опытом руководитель. - Но если ты, Вилюра, не поступишь, пощады не жди, – дал на прощание установку глава района.

Москва поверила слезам

Девушка прорыдала все это время в аэропорту. А потом решила – будь, что будет, и поднялась по трапу самолета.

Москва ошеломила сельчанку. Вилюра стояла обнимая большой красный чемодан с приклеенным сердечком и надписью «Совет да любовь», не зная куда податься. Обратилась к первой попавшейся прохожей, а та, оглядев провинциалку с котомками, вздохнула и взяла ее за руку. Доведя до метро, приветливая дама объяснила как проехать до ВДНХ.

- А что такое ВДНХ? – робко спросила Вилюра, чувствуя себя героиней фильма «Девушка без адреса».

Добрая фея решила, что бросать ничего не знающую девчонку на шумных улицах негоже и позвонила своему супругу.

Оказывается, муж у Надежды Николаевны, так звали спасительницу, работал геологом и не раз бывал в Уфе.

- Ты не представляешь, какой сюрприз я тебе приготовила, - говорила в трубку таксофона женщина. – Подогрей все, что есть у нас в холодильнике, купи вино, дорога у нашей гостьи была трудная.

После сытного обеда и душистой ванной девушка решила, что попала в рай.

На ночь Вилюре дали стопку книг, чтобы подготовиться к экзаменам, а наутро «природное дитя», как назвала Вилюру нечаянная благодетельница, за руку была отведена во ВГИК.

- Мы с нетерпением будем ждать твоего звонка с новостью о поступлении! - на прощание крикнула Надежда Николаевна.

- Благодаря таким людям я смогла осуществить свою мечту, - Вилюра делает паузу, вспоминая те дни. – Наверное, Бог помогает тем, кто идет к благой цели.

В числе лучших учениц Вилюра Исяндавлетова оказалась в списке зачисленных студентов.

Лидия Шукшина считала, что нашла своего двойника

Даже в смелых фантазиях Вилюра не могла предположить, с кем придется ей встретиться в аудиториях проставленного института кинематографии. Здесь преподавали Армен Джигарханян, Михаил Глузский, Никита Михалков и другие светила российского кино. Сама девушка училась в мастерской Глеба Скороходова.

Как-то на юбилей Шукшина студенты показывали этюды из его произведений. Вилюре досталась роль деревенской героини, а так как этих ролей было много, она блистала почти во всех эпизодах. Присутствовавшая Лидия Федосеева-Шукшина после просмотра сказала: «Если бы эта девочка пошла учиться на актера сразу после школы, то в истории советского кино появилась бы вторая Шукшина».

- Для меня это было первой высшей похвалой моему актерскому дару, – вспоминает Вилюра.

Историю зарубежной литературы преподавала восьмидесятилетняя женщина, дававшая уроки Тарковскому, Абдрашитову и тому же Шукшину. Она часто рассказывала о своем знаменитом ученике, приехавшем покорять столицу в кирзовых сапогах. А как-то раз в гости в комнату Вилюры, где любили собираться однокурсники, пришла незнакомая девушка с парнем.

- Я – Оля Шукшина, - просто представилась незнакомка, как оказалось тоже учившаяся во ВГИКе. – А это Никита Высоцкий.

Вилюра быстро нашла общий язык с дочерью писателя, до утра они пели «Калину красную». Дружба продолжалась до того времени, пока Ольга не ушла в монастырь…

«Ты мне вывернула душу»

На первом курсе будущим кинорежиссерам дали задание – за пять минут экранного времени рассказать историю жизни конкретного человека. Однокурсники бросились к знаменитостям, а Вилюра задумалась: все-таки, надо делать материал на том, что ей понятно и близко. Поэтому выбор пал на преподавателя по фехтованию ВГИКа Айдара Закирова, земляка из Баймака. Он тогда репетировал с американскими студентами спектакль «Ричард-3», а Вилюра ходила и маленькими эпизодами снимала его уроки.

В итоге получился короткометражный фильм «Я научилась фехтовать». Без интервью, сопроводительного текста она показала, как можно языком искусства передать характер человека. Айдар с помощью приемов фехтования раскрывал раз за разом образ английского короля, и это было так убедительно, что не нужны были никакие слова.

Второе задание было такого же плана, только времени давалось на пять минут больше. Второкурсница Исяндавлетова опять пошла по своему пути. Один из мастеров кино подтвердил ее искания: «Не надо изобретать велосипед, нужно найти свой руль и ехать своим путем».

Через башкирскую диаспору Вилюра нашла известного писателя Азата Абдуллина. Это был башкирский диссидент с трудной судьбой, с возрастом приобретший желчный характер. Абдуллин в то время лежал в больнице, и когда Вилюра робко изложила свою просьбу, отругал молодую студентку и велел прийти позже. На третьей попытке Вилюра купила цветы, конфеты и была встречена с меньшим сарказмом. Азат Мухаметович дал интервью и рекомендации в крупнейшие театры Москвы, с которыми работал многие годы. Вилюра была поражена: более 120 российских театров ставили пьесы башкирского прозаика, а известные режиссеры и актеры говорили в беседе о нем самые добрые слова. Вилюра съездила в Зианчуринский район Башкирии, чтобы побеседовать с сестрой писателя. В результате получился фильм «Чужой и родной».

На первый просмотр Вилюра решила пригласить самого героя. Накрыла стол, приготовив бишбармак, конину. Когда она включила кассету, Абдуллин не отрывался от экрана, даже не прикоснувшись к еде. По морщинистому лицу писателя катились слезы.

- Ты, наверное, правильно выбрала профессию, - сказал классик после просмотра. – Я обычно не даю интервью, а ты смогла меня переубедить. Как оказалось, ты не использовала мою известность как другие. Ты мне душу вывернула.

Жили-были мужики

Третий короткометражный фильм Вилюры «Жили-были мужики» завоевал сразу несколько премий. Первым стал приз международного фестиваля «Святая Анна» в номинации «За лучшее образное решение». На кинофестивале «Молодость Киева» председатель жюри Элем Климов придумал для Вилюры специальный приз «За лучший юмор в документальном кино». В Питере на кинофестивале «Послание человеку» картина получила приз зрительских симпатий.

А ведь наделавшая столько шума лента была студенческой работой Исяндавлетовой. Преподаватели поставили задачу: показать в ролике одну из глобальных проблем человечества. Вилюра не стала работать по накатанным темам, а нашла проблему, которая оказалась очень актуальной.

- Тема уехавших в город невест, как ни покажется на первый взгляд мелкой, определяет демографическую ситуацию в целом, – говорит наша героиня. – Ведь от того, будут ли живы семьи, зависит жизнь села.

Съемочная группа поехала в Бурзянский район, где жили три брата-бобыля. Каждый выстроил себе по добротному дому, но они стояли пустыми из-за отсутствия хозяек. У каждого брата была своя причина для холостяцкой жизни, свой взгляд на женщин. Оператор Рияз Исхаков, впоследствии ставший известным клипмейкером, предложил применить метод скрытой камеры.

Дело было в бане, камера была установлена за окном баньки, а микрофон Рияз протянул внутрь. Как бы ненароком он втянул братьев в беседу, а режиссер на мониторе наблюдала за происходящим. И через несколько минут села на траву от изумления. Один из хозяев изрек: «Вот приехали вы снимать фильм про наше одиночество, а лучше бы Вилюра стала женой одному из нас».

Вернувшись из Москвы, Вилюра окунулась в совсем другую стихию – телевидение, став режиссером передач на БТВ.

- Телевизионная работа – это текучка, все происходит в режиме нон-стоп, уровень ВГИКа не обязателен, - уверена Вилюра.

Однако фильм Вилюры Исяндавлетовой по сценарию Салавата Хамидуллина «Мятеж» стал лауреатом телефестиваля «Взгляд по-новому».

В этом году самой Вилюре представилась возможность вновь стать режиссером в классическом понимании этого слова – ей предложили снять мини-фильмы к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Юбилейные ролики уже давно идут на канале БТВ и заслужили хорошую оценку у специалистов и простых зрителей.

Кстати, для исполнения главных ролей были приглашены непрофессиональные актеры.

- Я долго подбирала типажи, но в первую очередь ориентировалась на нерастиражированные лица. К сожалению, наши артисты довольно часто мелькают на экранах, поэтому пришлось обратиться к моим знакомым и друзьям. Честно говоря, я не люблю тех, кто рвется на экран, такие люди начинают переигрывать.

Как признается Вилюра, от работы над юбилейными короткометражками она получила большое творческое удовлетворение. Казалось, даже природа помогала ей – однажды на натурных съемках дождь прекратился, и словно по заказу выглянуло солнышко.

- Не скрою, не раз на глаза наворачивались слезы во время съемки той или иной сцены. Режиссер должен быть эмоциональным человеком и полностью переживать все чувства героев, - утверждает Вилюра.

Скоро на экраны выйдет фильм «Золотое дно», которое Вилюра делала так, как ее учили во ВГИКе. А в планах – картина про интереснейшие факты из истории Башкирии.

Фаина ПЕРОВСКАЯ.

На снимке: Процесс съемки юбилейных роликов. Проводы отца на войну. Чтобы карапуз, провожающий папу, заплакал, Вилюра неожиданно ущипнула малыша за тугую попку. Применив такой нехитрый прием, режиссер получил в кадре нужное настроение.

"