Posted 10 апреля 2012,, 12:53

Published 10 апреля 2012,, 12:53

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

С главным моджахедом в Афгане режиссеру помог встретиться Талгат Таджуддин

10 апреля 2012, 12:53
«Лаборатория политического кино», начавшая работу в столице Башкирии в феврале, пригласила уфимцев на очередную дискуссию. На прошлой неделе в кинотеатре «Родина» состоялась премьера документального фильма «Тайна лагеря Бадабер». Башкирский журналист-международник Радик Кудояров восстановил хронику событий 1985 год, приоткрыв завесу тайны о лагерях с советскими пленными в Афганистане. Режиссер попытался найти их последнее пристанище. Инициатором создания клуба, где можно обсудить самые яркие документальные ленты, стал ректор Башкирской академии госслужбы при президенте РБ Сергей Лаврентьев.

Секретные материалы

Напомним, первым сеансом проекта стала другая картина Радика Кудоярова - «Карим Хакимов. Аравийский визирь Кремля». В основе новой картины - история плена и гибели советских военнослужащих, поднявших восстание в лагере по подготовке афганских боевиков в пакистанском местечке Бадабер.

- В истории афганской войны, как и любой другой, до сих пор много белых или даже черных пятен, - отметил Сергей Лаврентьев. – Люди по-разному становятся героями или подлецами - все зависит от ситуации. И разобраться в тех событиях до конца никто и никогда не сможет. Но пытаться посмотреть на события глазами простого человека все же стоит. «Не судите, и не судимы будете» - пожалуй, самый главный завет.

Действительно, в условиях информационной цензуры информации о пленных во времена еще Советского Союза было крайне мало. По словам воинов-афганцев, приглашенных на просмотр, о неволе «действительно не принято было говорить». Поэтому многих схваченных парней считали погибшими, пропавшими без вести, а часто и вовсе – дезертирами или перебежчиками.

Фильм-расследование повествует о лагере Бадабер, который располагался на территории Пакистана. Четырнадцать пленных советских солдат 26 апреля 1985 года подняли мятеж, который закончился взрывом склада боеприпасов и гибелью восставших. Солдатам приходилось работать на моджахедов, отстраивая для них учебные центры для будущих боевиков.

- Идею создания фильма мне подал попутчик в поезде, - рассказывает постановщик. – Им оказался Рустам Латыпов – наш земляк, офицер, ветеран афганской войны. Но он сразу меня предупредил, что тема очень сложная, потому что спецслужбы практически не предоставляют никакой информации.

Оказалось, что военные просто не располагали достаточным количеством документации, и после журналистского расследования они сами о многих фактах узнали впервые. Над фильмом трудилась большая команда: поиски в архивах, запросы в военкоматы, поездки во Францию, Узбекистан и Афганистан, - работа была проделана колоссальная. Несмотря на скудный запас видеохроники, создателям фильма удалось рассказать захватывающую историю, которую озвучил Сергей Чонишвили.

- Что-то нам все же удалось взять из хроники, - поясняет Радик. – Еще мы использовали фрагменты фильма «Звезда солдата» Кристофа де Понфилли. Но и сами съемки интервью с очевидцами всегда интересны.

Кудоярову удалось не только составить список имен пленных солдат, но и найти единственного выжившего – узбека Насержона Рустамова. Именно по его воспоминаниям и показаниям настойчивый журналист шаг за шагом находил все новых очевидцев мятежа. Украинец, белорус, казах, русский – один за другим вырисовывались участники тех драматичных событий.

Радик даже встретился с предводителем моджахедов Раббани, на которого, в сущности, и заставляли работать пленников. Поначалу главарь моджахедов от встречи отказался.

- Удивительно, но с Раббани нам помог встретиться верховный муфтий России Талгат Таджуддин, - продолжил автор фильма. – Он написал ему письмо, и уже с этим посланием мы отправились в Кабул.

Афганский капкан

Журналисту удалось встретиться с Раббани дважды – и во время второй беседы моджахед дал интервью «в рамках дозволенного», без описания деталей и подробностей.

- Может быть, кому-то не понравится то, что я скажу, но Раббани оставил очень положительное впечатление, - рассказал журналист. – Он доброжелательно нас принял, говорил довольно легко. Хотя, это ведь мы вторглись на их землю, и он довольно смелый человек, раз решился разговаривать с представителем «вражеской стороны». Раббани превосходно говорит на английском и подкован в вопросах теологии – очень образованный человек. И вообще, в событиях тех лет сложно разобраться, я там не был, потому не мне судить, кто прав, кто виноват.

Одна из зрительниц, Лиля Басырова, растроганная фильмом, подарила автору букет цветов и даже прочитала стихотворение собственного сочинения в благодарность работе над афганской темой.

- Это такой пласт, который мы, простые люди, и не видим, - дрожащим голосом говорит женщина. – Среди моих знакомых были люди, так или иначе связанные с войной. Я не специалист в создании фильмов, но то, что он сделан правдиво, - видно сразу.

Ветеран войны Марат Халиков вспоминает мирное населения Афганистана с большой теплотой.

- Афганцы замечательный, добродушный народ, - сказал мужчина. – Никто и никогда еще не смог победить этот гордый вольнолюбивый народ. Однажды моджахеды украли у семьи ребенка, так мы всем вторым батальоном 177 полка искали его и вернули матери. Она нам потом долго сладости носила в знак благодарности.

Военный рассказал и о том, что недавно кто-то из американских военнослужащих расстрелял 15 мирных жителей, а незадолго до этого публично разорвал Коран.

- При нас такого не было, - вспоминает Марат. – Мы очень трепетно относились к мирному населению, и они платят нам уважением до сих пор.

Кудояров передал рассказы местных жителей о том, что американцы заходят в магазина только по двое, и, пока один выбирает товар, его товарищ держит продавца на мушке.

- О наших солдатах действительно тепло отзываются, - сказал Радик. – Мне рассказывали, что ружья советские военнослужащие при входе в магазин оставляли за дверью.

Ветеран войны в Афганистане Дмитрий Глушко вспомнил, что история о взрыве лагеря просочилась лишь в одну газету – все было засекречено.

- Я как-то у товарища спросил про войну, ведь знал, что попаду в Афган, - рассказывает ветеран. – А он мне: «Вот попадешь - узнаешь». Самое страшное для нас было вернуться домой в цинковом гробу или попасть в плен. Не завидую я ребятам из Бадабера.

Не так давно ветеран Глушко ездил в Афганистан и привез лишь хорошие вести.

- Там с большой теплотой вспоминают русских солдата, - улыбается Дмитрий. – Конечно, не бомбежки и перестрелки, а время обычной жизни, когда наши очень помогали местным жителям.

Его товарищ, ветеран войны, представитель уфимского отделения Всероссийского союза не считает войну законченной, пока не похоронен последний солдат».

- В Афгане пропали шесть наших земляков, - сказал Ильдар. – Есть даже подозрения, что один из них как раз находился в лагере Бадабер. Так вот сейчас организовывается экспедиция по поиску их останков.

Поисковики попытаются найти общую могилу погибших пленников и с помощью теста ДНК провести их идентификацию.

- Я сам воевал в Панджшерском ущелье, - вспоминает Ильдар. – И часть оружия, уничтоженного взрывом, могла быть использовано против нас. Потому этот взрыв в дальнейшем спас много жизней. Спасибо за это погибшим ребятам.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

"