Posted 10 апреля 2007,, 17:21

Published 10 апреля 2007,, 17:21

Modified 10 ноября 2022,, 19:06

Updated 10 ноября 2022,, 19:06

Артисты-шабашники выставляют публику в нелучшем свете

10 апреля 2007, 17:21
Уфимцам несказанно повезло: антрепризный спектакль «Шуты в городе М.» прошел в столице Башкирии ДК «Юбилейный» аккурат в день дурака. Актерское трио – Александр Семчев, Сергей Рост, и Леонид Тимцуник – разыграли средневековые сценки с грубым площадным юмором, вконец одурачив публику. Первая же сцена «Шутов…» – с явственным клозетным душком – с головой окунула зрителей в предстоящее зрелище. Выход на сцену необъятного Александра Семчева предваряла серия сочных сортирных звуков. Довольная публика, ни сколько не смутившись, наградила узнанного артиста овацией. Однако, не дослушав аплодисментов, актер гримасой мученика изобразил желудочные колики своего героя и снова скрылся за ширмой, а беспощадная фонограмма вновь обрушила на зрителя раскатистые звуки бушующей утробы.
Действие продолжилось в том же духе – со всеми, извините за каламбур, вытекающими последствиями и скабрезными подробностями. Рогатые мужья и развратные жены-изменщицы, фальшивые священники, простоватые крестьяне и обманутые богачи, подлоги, розыгрыши и кражи. Вот во всей красе площадной плебейский фарс, получивший популярность во Франции еще в конце XV века. Особая гордость костюмеров или, скорее реквизиторов, – нахлабучки на причинном месте у героев Семчева и Роста, эдакие метафорические символы мужской силы. Карикатурные дамские образы на сцене воплощал Леонид Тимцуник, постоянно принимая самые пошлые позы, словно мартовская кошка. В ход идут все возможные таланты актеров – стриптизерские танцы с присущими им штампами и физические упражнения, фехтование и хореографические номера. Похмельные герои спектакля – типичные брейгелевские персонажи – беспрестанно испускают газы и рыгают, а зрители первых рядов радуются, что это происходит под фонограмму. Немногочисленные же эстетствующие театралы спешат покинуть зал после первой же убойной туалетной сцены, предчувствуя неладное.

– Нас не понимают во многих городах, – пытается объяснить взыскательной публике отчаявшийся Сергей Рост. – Просто народ не подготовлен к фарсу как к жанру. Надо было полистать книжки по истории, почитать, как все это проходило в те далекие времена. Это же площадной театр с шутами! Нельзя его смотреть как что-то серьезное! Юмор у них часто зашкаливал, мы его даже «вычистили».

«Облагородить» жанр авторы решили каким-то странным образом – недолго думая, выкинули из фарсов социальные элементы, а на сцену вытащили лишь самые непотребные сценки с бытовыми и интимно-физиологическими подробностями. Между тем в фарсе важное место занимали мотивы социальной критики, пародии на церковную службу. Буффонады высмеивали королей, монахов – торговцев индульгенциями, словоохотливых судей, чванливых дворян, скаредных купцов, чиновников и крестьян. В ответ на это светские и церковные власти преследовали фарсеров, изгоняя их из городов или бросая в тюрьмы.

Само название фарса происходит от латинского «начинка». Наполнение же современной версии средневекового балагана оказалось совсем не съедобным, да еще и дурнопахнущим. Жанр, лишенный смыслового скелета, как-то беспомощно обмяк. Но именно в таком виде решили возродить фарс постановщики «Шутов…». И то правда: зритель-то пришел посмотреть на комика Роста – экс-партнера Нагиева по «Осторожно, модерн» и потешного пивного героя, к месту вспомнив слоган «В компании с «Толстяком» время летит незаметно!». Для большинства Семчев вовсе не актер и даже не рекламный персонаж, а реальный мужик из телеролика. Потому несчастного актера беспрестанно достают «простонародными» вопросами о избыточном весе, любви к пенному напитку и на потребу публике очень неумно разыгрывают на Первом, заставляя умываться пивом, которое волей авторов разводки потекло из кранов гостиничного номера. Не радует его ни звание «Рекламное лицо года», ни титул «Герой рекламного времени-2000», которые артист заработал за яркий и запоминающийся образ.

– Боюсь, мой вес стало частью моего имиджа, – грустно отмахивается Александр. – Хочется серьезных ролей, хочется страстей, не комизма в чистом виде, хочется мелодрамы, хочется драмы, хочется слез, хочется диапазона. Но фактура есть фактура, типаж есть типаж. И как это ни плачевно, ни обидно, с этим ничего не поделаешь — существует момент узкой специализации. Чем стройнее, тем шире диапазон ролей.

Между тем Семчев, служащий в МХТ им. Чехова, – один из талантливейших современных актеров. Видимо, разочаровавшись в недалекой публике, актер создал продюсерский центр «Ассемметрия» и вместе с другом – режиссером Леонидом Колосовым – поставил «Шутов…», предложив зрителям зрелище и шутки, которых они достойны и жаждут, разинув рот от нетерпения. Причем в Москве спектакль шел под названием «Фарсеры», а перед провинциальными гастролями авторы спешно переименовали постановку в «Шутов…» – вот так просто и понятно, а главное ясно, что смех гарантирован.

Однако 38-летний массивный актер малость не подрассчитал: от постоянных перегрузок и бесконечных переездов у него возникли серьезные проблемы со здоровьем. Видимо поэтому шутовское шоу длится всего чуть больше часа, да и сам актер называет его «совершенно незатейливым и скоротечным действом». Вот и в Уфе у Александра подскочило давление, по причине чего трио не смогло порепетировать перед спектаклем, а во время действа Сергей Рост то и дело забывал стихотворный текст, на ходу подбирая подходящие рифмы.

– Вообще на сцене получается импровизация чистой воды. Зная много всего наизусть, часто уходим в другую степь. Можем читать Пушкина, Шекспира. Хорошо, зрители не замечают, – ни сколько не смущаясь, заявляет Рост, выставляя свою публику не в самом лучшем свете.

Дмитрий СТЕКОЛЬ.

"