Проект «Зиккурат Любви» - это часть большого проекта «Саркофаг – антизиккурат». Этим проектом авторы хотели бы обратить внимание на то, что наша цивилизация живет на райской планете, но наше беспредельное эго превращает ее в адскую планету. Проект говорит о том, что надо больше любить друг друга.
Проект «Зиккурат любви» включает в себя две серии работ ижевских художников Энвиля Касимова «Протобарби» и Сергея Орлова «Эрос и Танатос».
- До человека были мамонты, до мамонтов же только Протобарби – это иная цивилизация, не изученная и не изведанная, - рассказывает Энвиль Касимов. - Все современные открытия лежат в основе знаний Протобарби. Они были найдены в результате раскопок на берегу реки Карлутка».
Проект Сергея Орлова «Эрос и Танатос» включает в себя восемь холстов.
- Серия эротических работ повествует о том, что привело к рождению сверхсущества: первые изображения Христа в утробе матери или человека со сверхкачествами; двухнедельный эмбрион, в котором есть образы зверя, птицы, инопланетянина, человека, - рассказывает художник. - В целом проект получился глобальным, философско-космическим. Он о противоречии человеческой цивилизации, которая имеет качества звероподобных инстинктов и высшего духовного существа».
В конце 80-х годов три художника – Сергей Орлов, Энвиль Касимов и Павел Аксенов - создали в Ижевске объединение «Лодка», которое подвигало новые формы искусства.
– Как художник я в свое время удовлетворил все свои амбиции, – говорит Энвиль Касимов. – У меня, единственного из Удмуртии, была прижизненная персональная выставка в ЦДХ в Москве. Было более 20 выставок за рубежом, мои картины продавались на престижных зарубежных аукционах. Они есть во многих серьезных коллекциях – в Bank Of Boston, в Deutche Bank, у одного из арабских эмиров… Но в определенный период жизни я понял: писание на холсте неких образов – это не единственно возможное творчество. Холст – это очень консервативно, гораздо интереснее творчески изменять социальное пространство.
Смена творческого ориентира привела Касимова в проектную деятельность. Один из примеров такой работы – проект «Новые песни древней земли», в рамках которого была проведена запись аутентичного фольклора и выпущен диск «Бесермян крезь». Некоторое время Энвиль работал в «Галерее», потом руководил дизайн-группой «Ижевский завод», которая создавала картины для города.
– Я тогда занимался реализацией творческих проектов, которые коренным образом изменили не только архитектурный облик Ижевска, но и сознание горожан, привыкших позиционировать свое место жительства как город-завод. Эти проекты помогли не только видоизменить городскую инфраструктуру, но и стимулировать желание людей жить в красивом городе.
В середине 90-х жизнь привела Энвиля Касимова в политику.
– Я прочел в газете, что объявлены выборы мэра города Ижевска. Условия были очень простые – собрать подписи, ряд документов. Для меня как перформера, человека действия это было несложно. Мои агитационные ролики были чистым перформансом: я выходил к телекамере, показывал руки и говорил: «Посмотрите на эти руки – они чистые». Но потом ко мне стали приходить бабушки и говорить: «Сыночек, мы тебе верим». После этого я понял, что в предвыборном социальном пространстве шутки опасны и неуместны, надо действовать серьезно. В общем, начинал ту предвыборную кампанию я как художник, а завершил как политик.