Posted 9 октября 2012,, 14:50

Published 9 октября 2012,, 14:50

Modified 10 ноября 2022,, 18:52

Updated 10 ноября 2022,, 18:52

Лариса Голубкина: «Мать Миронова приняла меня на удивление хорошо»

9 октября 2012, 14:50
[видео] Столицу Башкирии с творческим вечером посетила Лариса Голубкина. На счету актрисы не более 20-ти картин, а помнят ее по яркому дебюту – картине Рязанова «Гусарская баллада», в которой Голубкина сыграла Шурочку, переодетую в корнета Азарова. Другими заметными работами в кино стали картины «Дайте жалобную книгу» и «Трое в лодке», где Лариса Ивановна сыграла вместе с супругом Андреем Мироновым. Сегодня о Голубкиной чаще всего вспоминают как о жене знаменитого актера. Дива об этом осведомлена, а потому на потребу публике выносит подробности семейной жизни с легендой советского кино.

«В 22 размер головы и талии у меня был одинаковый»

Лариса Ивановна появилась на сцене Шаляпинского зала Уфимской академии искусств с песней «Давным-давно» из своего дебютного фильма «Гусарская баллада». И рассказ о творчестве начала со своей первой и самой известной до сих пор роли, которую она исполнила ровно 50 лет назад.

- Если мне в 22 года сказали, что я встречу актрису, которая снялась в кино полвека назад, я не поверила бы, - засмеялась артистка. - Но у нашей «Гусарской баллады» действительно в этом году юбилей 50 лет — мы отмечали его в клубе у Эльдара Рязанова.

Актриса напомнила уфимцам, что в то время фильм снимался к 150-летнему юбилею Бородинского сражения, да и премьера фильма состоялась в памятный для этой даты день — 7 сентября.

- Костюм корнета Азарова я не снимала целыми днями - разве что не спала в нем, - рассказала Лариса Ивановна. - Все это я делала для того, чтобы лучше вжиться в роль, почувствовать себя мужчиной в мундире. Начав играть в «Гусарской балладе», я носилась по площадке, полная энергии. Подумать только: размер шапки и талии у меня тогда был одинаков — 56 сантиметров!

Энергия била ключом еще и потому, что юной актрисе доставались похвалы маститых профи.

- Игорь Ильинский, исполнявший роль Кутузова, сделал мне комплимент: «О, какая молодец, какой напор», - улыбается артистка. - И тогда я чувствовала, как за спиной вырастают крылья, как появляется желание отдаваться роли все больше и больше.

А на съемочной площадке девушка вдоволь наездилась верхом.

- Когда начались съемки, снег был по колено, - говорит Голубкина. - И мы туда-сюда разъезжали на лошадях — никогда этого не забуду. А вечерами после съемок мы все частенько собирались и пели. Неплохим вокалистом оказался и Эльдар Александрович — как раз от него я впервые услышала романс «О бедном гусаре», который вошел в мой репертуар.

Актриса отметила, что сегодня модно переснимать популярные ленты прошлых лет, но сама она ничего плохого в этом не видит.

- И наша картина так давно создавалась, что новая версия получилась бы совсем другой - слишком много времени прошло, - говорит она. - Да и потом, лично со мной от этого ничего не случится: в конце концов, не обязательно сегодняшняя трактовка киноленты будет плохой.

Однако Голубкина не разделяет мнения, что у сегодняшних актеров очень низкий профессиональный уровень.

- И раньше были и хорошие артисты, и плохие, - уверена она. - Если уж сравнивать, то подход к профессии: у нас он был намного серьезнее. Еще в институтах нас навсегда выучили красиво говорить, стоять, поворачивать голову — всему придавалась большая значимость, ведь публичность нагружает ответственностью.

«В молодости я стеснялась петь романсы»

Встреча с актрисой неслучайно прошла на сцене Шаляпинского зала - актриса много пела для уфимцев. Исполняя свои любимые романсы, Голубкина каждый из них талантливо обыгрывала.

- Несмотря на то, что у меня диплом актрисы музыкального театра, я всегда боялась петь в опере, поэтому и не пошла туда, - призналась она. - Просто у меня всегда была повышенная критичность к себе: казалось, я не так пою, не так дышу, не так стою на сцене.

Исполнять со сцены популярные в то время мелодии Лариса Голубкина начала в 70-х.

- Но однажды я встретила пианиста Давида Ашкенази, - вспоминает она. - Именно под его аккомпанемент я начала петь романсы и очень их полюбила. Помню, как на одном из концертов в Ленинграде он придумал поставить меня между двумя роялями, выехавшими на транспортере. А Клавдия Шульженко, которая тоже участвовала в представлении, стояла за кулисами и недоумевала: зачем этой девчонке целых два рояля! На тот момент Клавдия Ивановна уже 25 лет работала с Борисом Мандрусом, но после этого случая вдруг перешла к Ашкенази. Так, Давид Ашкенази параллельно с нами обеими работал года три. Но уже в 1974 году в Сочи я повстречала Бориса Яковлевича и предложила работать в паре — так мы поменялись с Шульженко аккомпаниаторами.

На уфимском вечере Голубкиной с музыкальным сопровождением помогал пианист Александр Савельев, представленный актрисой как «практически ученик Ашкенази». С ним дива сцены работает уже двадцать лет. Первым Лариса Ивановна исполнила «свой любимый, пусть немного грустный, но чем-то милый» романс Дунаевского и Шкваркина «Все, как прежде».

- Удивительно складывалась моя судьба с исполнением как раз романсов, - вспомнила вокалистка. - Я их не решалась петь: там были слова, которые я даже вслух произнести стеснялась.

С возрастом смущение прошло, появилось осознание, что «настала та самая пора для романсов». Но и теперь артистка иногда задается вопросом: а можно ли женщине за шестьдесят петь «про это». Видимо, это было некоторое кокетство, потому что кинодива ответила на свой же вопрос очередным романсом «Не уезжай ты, мой голубчик».

После исполнения на актрису нахлынули романтические воспоминания, и она рассказала о своих отношениях со своим знаменитым супругом Андреем Мироновым.

- Когда мы с Андрюшей познакомились, ему был 21 год, а мне — 22, - начала актриса. - И он решил меня познакомить со своими родителями. Но его мама актриса Мария Владимировна считалась очень суровой женщиной.

Мария Миронова, страстно любящая сына, не могла не казаться женщиной с жестким характером. Как вспоминает Голубкина, у девушек, которые звонили Андрею, она вызывала страх, выпытывая «имя и фамилию».

- А вот меня, на удивление, приняли очень неплохо, я стала часто бывать в гостях у семейства Мироновых,- продолжила Лариса Ивановна. - Впервые в качестве такой званой гостьи я пришла на день рождение Марии Владимировны в 1964 году. Что примечательно - у них в доме никогда не было актеров: только писатели, сценаристы, кинорежиссеры, композиторы.

«Советую выключить ТВ и включить мозги, если остались»

Сегодня артистка с легкостью совмещает работу в театре и встречи со зрителями.

- Сейчас я играю в антрепризе «Пигмалион», постоянно работаю в Театре российской армии, в основном специализируюсь на пьесах Островского, - рассказала она. - Многие актрисы с возрастом нервничают и начинают молодиться. Например, Людмила Касаткина всегда хотела играть роли только молодых персонажей.

Актриса отмечает, что ее реальный возраст не расходится со сценическим.

- Ведь моложе 25-летней девочки выглядеть невозможно, и мне кажется это нормальным: во всяком возрасте своя прелесть. Взять, к примеру, любой сегодняшний фильм — там ведь все девочки одинаковые. У каждой глаза подведены «стрелками», поголовно у всех — пухлые губы. Но я думаю, все это проходящее, поэтому не принимаю подобные вещи близко к сердцу.

По словам исполнительницы, комплекса по поводу возраста у нее нет и никогда не было.

- Все же видят, что мне как раз пятьдесят с плюсом, - кокетливо заявила 72-летняя актриса. - И мне хочется донести до людей моего возраста, что нужно думать не только о здоровье, хотя и о нем тоже, но и собственных мечтах, которые спрятаны где-то глубоко. Только просто сидя дома на диване, конечно, никакие мечты не сбудутся, поэтому даже после шестидесяти нужно работать над собой и учиться новому.

Артистка уверена: чтобы не стареть, «нужно обязательно чувствовать внутри энергию, силу, молодость».

- Конечно, хорошо в таком возрасте не бедствовать. Но я знаю много людей, у которых шикарные дома и куча денег, а они лежат дома и смотрят ту же передачу, что и мы с вами - «Пусть говорят». Советую выключать телевизоры и включать мозги, те, что еще остались в таком возрасте. А что, мозг тоже стареет, - рассуждает Лариса Ивановна. - Вот все советуют учить по стихотворению в день. Да без проблем: выучил, а потом однажды разом все забыл.

Гостья рассмешила преимущественно дамскую аудиторию своими точными замечаниями о женском характере.

- Вот все мы покупаем то, что нам совсем не нужно - лишь бы было, - самокритично замечает артистка. - Но я со всей решимостью каждую весну практически опустошаю квартиру - выбрасываю все ненужное, а потом хожу по магазинам, борюсь сама с собой, но все равно что-то покупаю.

Звезда сцены выразила большую озабоченность по поводу того, что на всех культурных и массовых мероприятиях в последнее время видит только женщин.

- Ученые говорят, что к 2050 году на Земле будет огромное количество людей старше 50-60 лет. В нашей стране это, очевидно, будут одни женщины, - сетует актриса. - Несмотря на то, что во время спектакля в зал смотреть нельзя, я в последнее время часто поглядываю — мужчин можно по пальцам пересчитать.

Безынициативность сильного пола не просто расстраивает, а возмущает Голубкину.

- Женщины почему-то успевают все: родить, воспитать, накормить, - горячилась актриса. - Да еще всегда оказываются на каком-то культурном мероприятии в отличной форме. Остается нас, женщин, с этим только поздравить.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

"