Posted 9 июня 2014,, 14:07

Published 9 июня 2014,, 14:07

Modified 10 ноября 2022,, 18:46

Updated 10 ноября 2022,, 18:46

Из «Детского университета» уфимские сироты выходят самостоятельными людьми

9 июня 2014, 14:07
Основной вопрос, который сегодня заботит родителей выпускников, — как сложится жизнь их детей после школы. Многие уверены, что одних способностей и упорства мало: в хороший вуз не поступишь без нужных знакомств и денег. Средства на учебу своих чад семьи копят годами. А что делать в такой ситуации детям-сиротам, которым о надежном тыле не приходится и мечтать? Восемь лет назад для башкирских детдомовцев была создана программа «Одаренные дети-сироты». Сегодня среди первых участников программы — выпускники Высшей школы экономики в Москве, других российских вузов.

Понять и полюбить

Программа «Одаренные дети-сироты» была создана в 2006 году. Ее разработчик — Фатима Мустафина. Кому, как не ей, почти 20 лет возглавлявшей детский дом, знать все трудности и проблемы, с которыми сталкиваются ребята-сироты.

Сегодня Фатима Шамилевна — пенсионер, от активной организаторской работы отошла, но постоянно участвует в занятиях с детишками-сиротами как волонтер. После выхода на пенсию Фатима Мустафина встала во главе Благотворительного фонда «Благовест», созданного архиереем Покровского храма села Языково Благоварского района отцом Вадимом.
— Целью нашего фонда была постинтернатная поддержка детей-сирот, — рассказывает она. — Мы оказывали выпускникам детских домов материальную, юридическую помощь, трудоустраивали. Наши детдомовские ребята, как правило, не попадали на городские и районные олимпиады и не имели опыта участия в них, и мы стали организовывать для них свои состязания. Мы убедили, что среди детей — воспитанников детских домов есть очень способные ребята.

Тогда у Фатимы Мустафиной и возникла идея создать программу «Одаренные дети-сироты».
— В 2006 году мы собрали способных детей-сирот — победителей олимпиад в уфимском детском доме №1 и начали заниматься с ними репетиторством, — вспоминает она. — Так прошло два месяца. И вдруг я узнаю, что при «Детском университете», которым руководит Венера Хамитовна Белова, работает центр довузовской подготовки Высшей школы экономики. Белова — удивительный человек, очень деятельный, она подхватила эту идею. Ребята начали ходить на занятия сюда, это очень облегчило нашу работу. Дети из детдома стали общаться со способными домашними детьми, которые ходили на довузовскую подготовку, увидели другой уровень. Некоторых наших ребят пришлось подтягивать, с ними педагоги центра занимались дополнительно бесплатно.

Изначально создатели программы «Одаренные дети-сироты» взяли под свою опеку 30 ребят старших классов. Каждый год число их подопечных увеличивалось. Были и те, кого пришлось «отсеять». Не все дети оказались готовы осваивать новые знания.
— Как привыкли дети из детдомов получать благотворительность? — рассуждает Фатима Шамилевна. — Они ее осязают, что-то вкусно поели, что-то увидели. А тут благотворительность, а они ее не чувствуют. Вкусного ничего нет, и при этом надо дополнительно работать, приходить на курсы три раза в неделю, а 11 классы занимались и по четыре раза. Это же лишняя работа. Научить трудиться детей, которые привыкли ко всему готовому, — сложно. А потом — кто поступил в Москву в Высшую школу экономики, кто — в уфимские вузы. Это были наши «первые ласточки». Наши ребята научились общаться, стали раскованными. Никто не скажет, что они воспитанники детских домов. Они контактные, у них речь иная, они ведут себя по-другому, и глаза у них другие.

В 2006 году, когда программа «Одаренные дети-сироты» только стартовала, начинание поддержал корпоративный благотворительный фонд одного из банков. Однако спустя пять лет он приказал долго жить. Педагогам-энтузиастам пришлось нелегко: программа оказалась под угрозой закрытия.
— Бросать детей нам было нельзя, — уверенно заявляет Фатима Мустафина. — Мы начали искать спонсоров: писали проекты программы и отправляли их в разные фонды. Нас поддержал Благотворительный фонд «УРАЛ» — огромное спасибо меценатам. Благодаря выделенным средствам ученикам-старшекурсникам мы платим стипендии. У нас появилась возможность расширить свою деятельность.

Все занятья хороши, выбирай на вкус

Создатели программы «Одаренные дети-сироты» расширили поле деятельности. Теперь развивающие курсы в «Детском университете» посещают и ученики начальной школы, а дошколята занимаются по методике Марии Монтессори. В конце учебного года каждый получает свидетельство об окончании курса.
— Когда начали работать со старшеклассниками, в какой-то момент поняли, что мы уже опоздали. Развитием детей надо заниматься с раннего детства, — считает Фатима Шамилевна. — И теперь мы работаем и с малышами, поэтому к старшим классам они приходят подготовленные, а потом они поступают в высшие учебные заведения. Мы социализируем этих детей, стараемся, чтобы их жизнь не ограничивалась стенами детдома. Здесь у нас домашняя обстановка, для них это праздник, еще один «выход в люди». Не все из этих ребят дорастут до центра довузовской подготовки. Кто-то после 9-го класса уйдет в ПТУ, но делить малышей нельзя — мы занимаемся со всеми.

По субботам в «Детском университете» не протолкнуться: сюда приходят на занятия воспитанники уфимских детских домов. Одновременно здесь учатся до 45 ребят. Как признаются сами школьники, в «Детский университет» они ходят с удовольствием. Еще бы! Обучение малышни и учеников среднего звена проходит в форме игры.
— Мы ходим сюда по субботам, нас тут учат культуре, мы занимаемся танцами, играем, учимся готовить, рисуем, — рассказывает воспитанница детского дома №9, девятиклассница Саша Тюкилина. — Каждый выбирает то, что хочет. Мне больше всего нравятся современные танцы. А вообще я хочу стать визажистом, буду поступать на курсы.

В соседней комнате-кухне несколько ребят украшают торты.
— Сегодня мы проводим мастер-класс по декорированию кондитерских изделий. Занятие направлено на выражение творческих способностей, — поясняет педагог-психолог Оксана Литвинюк. — У нас есть несколько образцов для вдохновения детей. Мы рассказываем о технологии, учим делать крем. У нас на занятии не только девочки, но и мальчик. Я думаю, замечательно, когда мужчина может готовить, это стремление нужно поощрить.

Пятиклассник Дима Верховцев в «Детский университет» ходит недавно. На этот раз парнишка выбрал мастер-класс на кухне. Дима умело орудует кухонным ножом, нарезая кружочками киви и клубнику. Его «дизайнерская работа» вполне способна конкурировать с творениями профессиональных кондитеров.
— Я умею печь блины, делать салаты, много чего, — смущаясь, говорит он.
— А суп сварить сумеешь?
— Суп? — задумывается пятиклассник. — Не знаю, еще не пробовал!

В следующем классе — занятие рисования. Ребята учатся изображать пальму. На столах — порядок, в комнате — тишина. Преподаватель Нелли Глухова поясняет школьникам, какую кисточку выбрать, чтобы добиться нужного эффекта.
— Когда ребята из детского дома пришли к нам на занятия в первый раз, было шумно, — вспоминает Нелли Викторовна. — Краски во все стороны, сами все чумазые! Еще одна сложность была в том, что эти ребята не умеют слушать, им надо все повторить несколько раз. В процессе обучения дети меняются: появляется чувство товарищества, умение работать вместе. Порисовав, они моют кисточки, прибирают за собой. Среди них есть очень способные дети. Пока мы учимся технике, а в процессе развивается фантазия.

Педагог-психолог Гульнара Маркевич проводит занятия по креативу.
— Это уроки на самореализацию личности, тренинги в форме игры, они ведут к достижению мотивации успеха, — поясняет она. — Мы играем, фантазируем, развиваемся. Есть и групповая работа на сплочение, она особенно важна. Во время занятий мы делим детей на два потока — от 8 до 12 лет и от 12 лет и старше. Кстати, у нас ребята из двух детских домов занимаются вместе, и если первое время между ними были стычки, то сейчас все ходят с удовольствием.

Деньги любят счет

Когда подросшие сироты покидают стены детского дома, они попадают во взрослый, такой непонятный мир. Научить ребят ориентироваться в жизни и рационально расходовать деньги призвана игра «Денежный поток». В «Детском университете» в нее умеют играть все.
— Наше подсознание устроено так, что мы проживаем определенные ситуации и набираемся опыта. И лучше, если мы научимся распоряжаться деньгами в игре, — считает Нелли Глухова. — Здесь идет обучение обращению с денежными потоком. Мы учим: если человек чего-то хочет в жизни добиться, обязательно нужно поставить цель. А деньги — это способ ее достижения.

Во время игры каждый выбирает себе специальность. У игрока есть определенный «доход» и «свободный капитал», который можно куда-то вложить. Ребятам предлагают какие-то возможности: «купить» акции, второй дом. Дети из детских домов, у которых на руках не бывает денег, учатся понимать, что это такое.
— В процессе игры некоторые дети начинают «копить деньги», — продолжает Нелли Викторовна. — Но смысл не в том, чтобы их было много, а в том, чтобы они работали. Деньги нужно вложить во что-то. Мысли ребенка развиваются в коммерческом направлении, и тут включается математика. Игра учит считать, мы ведь оперируем многозначными цифрами. Учение дается с трудом. Есть дети-«бегунки», которые долго не учились, есть те, кто подолгу сидел в одном классе, есть, кто вообще плохо читает. А здесь хочешь — не хочешь, а задания нужно прочесть громко, вслух.

Но не нужно думать, что «Денежный поток» развивает только коммерческую жилку. Все намного сложнее.
— В игре есть интересный пункт — «количество детей». Это больной вопрос для детишек-сирот. Если домашние дети радуются, когда кубик попал на «родился ребенок», то детдомовцы нет. Психологу важно объяснить, что ребенок в семье — это радость, а не обуза.

Педагоги-воспитатели уфимского детского дома №1 Дина Афтаховна Ханова и Ляля Хамзовна Явгильдина занятиями тоже довольны.
— Наши ребята круглые сутки в детском доме, им хочется сменить обстановку, поэтому в «Детский университет» все идут с радостью, — рассказывают женщины. — Здесь занимаются и дошкольники, и старшие классы. Выбор большой. Особенно понравились всем занятия с профессиональными гитаристами. А еще практически каждый раз мы устраиваем чаепитие. Часть ребят обязательно что-то готовит на кухне: торты, блины, один раз были сосиски в тесте. За выполнение заданий дети получают подарки, они устраивают выступления. Все это им в удовольствие.

Большая семья

Сегодня первые ребята — участники программы «Одаренные дети-сироты» уже выросли, однако для Фатимы Шамилевны Мустафиной и Венеры Хамитовны Беловой они по-прежнему «их дети». С вчерашними выпускниками детских домов приводят тренинги по социальной адаптации, по дальнейшему жизнеустройству, они оказывают юридическую поддержку.

Женщины с гордостью рассказывают о том, как при «Детском университете» была открыта социальная гостиница для детей-сирот и выпускников детдомов. Со средствами снова помог Благотворительный фонд «УРАЛ».
— С 1985 года я работала директором детского дома, — делится Фатима Мустафина. — Прихватила и советское время, и 90-е. В СССР наши выпускники имели место в общежитии, их не имели права выгонять с работы. А в 90-е, выходя за стены детского учреждения, они оказывались на улице, без работы, без зарплаты. Страшно вспомнить, как жили наши выпускники. Тогда и появилась идея создания социальных гостиниц, которую поддержали меценаты из фонда «УРАЛ».

Социальная гостиница при «Детском университете» рассчитана на 8-9 человек. Сегодня там проживают в основном студенты — выпускники детских домов, кто-то постоянно, кто-то временно. Так, один из жильцов «теремка» — молодой человек с ограниченными физическими возможностями. Ему куда лучше в домашней обстановке, чем в студенческой общаге. Многие из ребят стоят в очереди на получение жилплощади, и пока квартирный вопрос не решен, живут в гостинице. Им не приходится ни толкаться в общежитии, ни снимать квартиры.
«Воспитанием» новых жильцов занимаются сами ребята, они друг другу передают этот опыт.

В трехкомнатной квартире, где расположилась гостиница, есть комнаты для мальчиков и для девочек. Разумеется, без присмотра ребят из социальной гостиницы никто не оставляет. За порядком в доме следит женщина-волонтер.
— Хорошо, если бы таких социальных гостиниц было несколько, — мечтает Фатима Мустафина. — Это ведь не так дорого! Нужна только квартира, мы ее отремонтируем, оборудуем необходимой мебелью. Не нужно шиковать. Дети живут за счет своих средств, всем им полагается социальное пособие, студенты получают стипендию.

Много вчерашних детдомовцев теряет документы, их отчисляют из учебных заведений, и они приходят в детский дом за помощью.
— А социальная гостиница дает этим ребятам возможность спокойно жить, пока мы помогаем им трудоустроиться, решить проблемы, — отмечает Фатима Шамилевна. — Этим детям нужна не роскошь, им нужна хотя бы крыша над головой. И очень здорово, что, благодаря средствам фонда «УРАЛ», у них есть место, которое они могут считать своим домом.

Недавно программа «Социальная служба по постинтернатному сопровождению с бесплатной социальной гостиницей» «Детского университета» получила поддержку на федеральном уровне. Проект победил в ежегодном конкурсе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Инновационная методика уфимских педагогов насколько заинтересовала организаторов конкурса, что было принято решение провести на базе «Детского университета» в сентябре 2014 года выставку. Ознакомиться с уфимским опытом приедут специалисты по социальной адаптации детей-сирот из городов России.

Кроме того, проект по постинтернатному сопровождению заявлен на конкурс социально-ориентированных некоммерческих организаций Министерства экономического развития России.
— В случае нашей победы на конкурсе мы сможем подробно описать свой опыт для всех, кто работает в области постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот, — говорит директор «Детского университета» Венера Белова. — То, что наша гостиница получила юридический статус, очень важно. Мы готовы поделиться своими знаниями с коллегами, и если наш проект получит грант министерства, в Уфе появится центр компетенций по работе с детьми-сиротами.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"