На девять дней Уфа стала центром балетного искусства

На девять дней Уфа стала центром балетного искусства

На девять дней Уфа стала центром балетного искусства

9 июня 2010, 02:37
Культура
В среду в Уфе завершился фестиваль имени Рудольфа Нуреева. Международный балетный форум прошел в столице Башкирии в 16-й раз, порадовав ценителей классического танцевального искусства премьерами и выступлением звезд российского и мирового уровня.

Российская государственная концертная компания «Содружество» и международный Союз деятелей хореографии представили гала-концерт артистов российского балета, посвященный столетию со дня рождения Галины Улановой.

Хореографические рассуждения о прошлом и будущем человечества представила итальянская труппа Ariston Proballet Sanremo в одной из последних своих работ – двухактном балете Ecce Homo («Вот человек») на музыку Джузеппе Верди и Филиппа Гласса.

 

На языке танца труппа рассказала историю зарождения жизни. Дверь распахивается, и Человек видит чудеса света, открывая для себя всю неоднозначность Мира. С этого момента начинается человеческий путь к открытиям и исследованиям.

- Хотелось, чтобы моя хореография вызывала приятные чувства и ощущение нереальности через свет, тени, что создаст правильную атмосферу, где каждый сможет снова открыть собственное тело и в то же время свой истинный дух, - замечает хореограф  Марчелло Альджери. - Я бы хотел, чтобы и зрители, и сами танцовщики признали собственное несовершенство, необходимость устранения ошибок.

 

В итальянской труппе танцует и русский танцовщик Константин Нерослов. Он учился в Перми, живет во Франции, работает в Италии.

- В Европе не осталось границ, – замечает Константин. - Можно жить во Франции, работать в Италии, в Швейцарии. Кстати, много итальянцев работает во Франции. 

В рамках фестиваля зрители увидели также балеты «Лебединое озеро» в исполнении учащихся Башкирского хореографического колледжа имени Нуреева, «Баядерку» и «Спящую красавицу».

 

Заключительным аккордом культурного события стал гала-концерт с участием  танцовщиков из Германии, Испании, Азербайджана, а также ведущих российских театров – Большого, Мариинского, Театра Бориса Эйфмана, Пермского театра оперы и балета. Гостями события уже не в первый раз стали испанская пара Лаура Ормигон и Оскар Торрадо, танцовщик из Германии Дину Тамазлакару, солисты Большого театра Морихиро Ивата, Андрей Евдокимов, солист Мариинского театра Андрей Меркурьев.

 

- Фестиваль с каждым годом наращивает мощь и художественную силу, - замечает критик журнала «Балет» Александр Максов. - Ведь очень трудно добиться успеха, а потом не только поддерживать его, но и развивать. Я с очень большой радостью и вдохновением отмечаю, что, несмотря на сложности, Уфе удается собрать артистов высокого уровня, которые приезжают не первый и даже не второй раз.

А открылся фестиваль премьерой – балетом «La marionnette» («Марионетка») на музыку Игоря Стравинского. В основе либретто Рината Абушахманова – мотивы культового «Петрушки», а музыкальная партитура спектакля помимо самого музыкального текста этого балета включает еще семь фрагментов разных симфонических произведений Стравинского.

 

- Детали нового балета мы начали обговаривать с руководством театра еще прошлой весной, - рассказывает Ринат. – Я твердо усвоил, что спектакль должен быть не 30-минутной короткометражной, а полноценным и богато оформленным действом. Остальное я обдумывал и дорабатывал в процессе создания премьеры. В апреле этого года началась непосредственная работа с труппой.

Новизну премьеры отметила балетный критик, кандидат искусствоведения Елена Федоренко:

- Я бы назвала эту премьеру надеждой любого театра. Все, кто принимает в ней участие, делают это с радостью. А ведь в последнее время это редкость: балетное искусство превращается в обычную рутинную работу. Примечательно и то, что это не сотая редакция «Жизель» или «Лебединого озера».

Ринат Абушахманов привнес в хореографию спектакля элементов джаза и модерна.

- Как ни странно, но этот процесс я пережила относительно легко, поскольку Ринат объяснял каждое движение и был терпелив, - улыбается Ирина Сапожникова, исполнительница партии балерины. – Да, я привыкла к классике, но нужно двигаться вперед и развиваться. С каждой репетицией у меня получалось это все больше и больше. Я по максимуму старалась вжиться в роль легкомысленной балерины, которой управляют как марионеткой: она уходит от Петрушки к Арабу, даже не задумываясь о чувствах.

Несмотря на успех новой постановки, Ринат остался собой недоволен.

- В этом нет ничего удивительного, - улыбается Ринат. - Профессия у меня творческая – я всегда должен в себе сомневаться. То, что я рисую у себя в голове, почти никогда не совпадает с тем, что получается на сцене. Некоторые движения артисты чисто физически не могут исполнить. Возможно, будет время что-нибудь подправить, ведь балет – это живой организм, в котором постоянно что-то меняется. 

Анастасия ЖИЛКИНА.  

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter