Posted 9 мая 2006,, 16:05

Published 9 мая 2006,, 16:05

Modified 10 ноября 2022,, 19:09

Updated 10 ноября 2022,, 19:09

Кот, который гуляет

9 мая 2006, 16:05
Лев Рахлин поставил "Кысю" по одноименному произведению Владимира Кунина еще несколько лет назад. Между тем, полноценная постановка — с декорациями и приличным актерским составом — все эти годы триумфально шествует по России и иным странам, забираясь в некоторые города по два-три раза. В столицу Башкирии "Кыся" приехал впервые и сопровождался редкостным аншлагом.Спектакль бьет зрителя по голове с первой же сцены.
Народ еще блуждает в потемках зала Русской драмы, рассаживаясь по местам, а со сцены уже слышится отборный мат, под который герой Нагиева — блудливо-помойный кот Мартын (далее по действию Кыся) — самозабвенно "загибает" актрису, играющую кошечку. В пику ханжески настроенным зрителям (краснеющим, закрывающим уши и стыдливо прячущим глаза) нужно заметить, что нецензурная лексика, в изобилии льющаяся со сцены, приходится весьма кстати и очень органично вписывается в событийную ткань спектакля. Не особо шокируют и многочисленные разговоры о сексе. Ну, не существует на свете котов, которые живут чем-то кроме инстинктов. А что животному нужно еще, кроме как набить брюхо, справить нужду и удовлетворить сексуальные потребности? А поскольку многие, пришедшие на спектакль, предпочитают жить именно по этой схеме, постановка изначально была обречен на успех.Между тем кунинский Кыся до предела очеловечен и нередко оказывается сообразительнее окружающих его людей. Он по-собачьи верен своим хозяевам, которые меняются в силу неотвратимых обстоятельств. От писателя Шуры Плоткина (Алексей Климушкин) он попадает к Водиле (Игорь Лифанов), которого разводят наркодилеры. Кыся пытается объяснить шоферюге, что его используют, но все заканчивается трагически: Водила пал от пули криминальных дельцов в одном из немецких городов. Для своих хозяев Кыся является чуть ли не единственным близким существом, а кот отвечает им настоящей мужской дружбой. В тоже время образ женщины в спектакле карикатурно обезличен. Немногочисленные молчаливые дамы, эдакие деградирующие "эллочки-людоедки", отделываются лишь призывным сопением, похотливым мурлыканьем — во время соитий и нечленораздельными возгласами — после. Кошечки (и даже болонка!) для Кыси, одноразовая чернокожая "подружка" для Водилы и случайные сопостельницы Шуры — не более чем способ сексуальной разрядки для главных героев. Единственную словоохотливую бабу — фактурную бомжиху — трудно уличить в излишней женственности.Зрители, бывшие на спектакле несколько лет назад, отмечают, что мата в постановке стало еще больше, а актеры теперь импровизируют смелее, что, по их мнению, лишь прибавило веселья. Правда, к концу действа в безбашенно-виртуозную комедию вклиниваются неуместные лирико-патетические отступления. После упоминания всех возможных матерных конструкций Водилой, Шура Плоткин непонятно с какого перепугу вдруг начинает читать Пастернака… За этим следует трагичный финал. Потеряв Водилу, Кыся возвращается к Шуре. А тот уже отъехал в Штаты на ПМЖ. Причем друзья писателя говорят о нем исключительно в прошедшем времени и плачут, как по безвременно ушедшему. Эмиграция по Кунину равносильна смерти. Об этом он очень навязчиво заявлял в своей "Интердевочке", по которой и был снят одноименный фильм.После "Кыси" стало окончательно ясно, что Нагиев может сыграть все. Видимо, поэтому он никогда уже не останется актером одной роли. Ему подвластны любые жанры в разных сферах искусства и шоу-бизнеса. Он мастерски может исполнить роль и "чернушного" ведущего отстойного ток-шоу "Окна", и Иуду в экранизации Булгакова. Повеселиться в образе Задова и быть очень трагичным, играя командира в невзоровском "Чистилище".Своим успехом спектакль обязан в первую очередь таланту Нагиева, который блистательно вживается в шкуру кота, очень пластично имитирует все повадки домашнего любимца. В одном из интервью Дмитрий признавался, что ради "Кыси" он отказался играть у Виктюка. Действительно, без него очень трудно представить спектакль, который на нем и держится.Ашир МУРАДОВ.
"