Гламурный художник выворачивает картины "наизнанку"

Гламурный художник выворачивает картины "наизнанку"

8 ноября, 23:04
Культура
— По календарю майя 2012 год является датой глобального катаклизма. Произойдут тектонические сдвиги, несущие разрушительные землетрясения и цунами. Америка скроется под водой, как и некоторые другие материки. Только горные плато останутся на поверхности обступившего океана.Я не говорю о конце света, но все может быть…От слов собеседника "МК" повеяло космическим холодом, и невольно мы перевели разговор в другое русло. А рассказать известному уфимскому художнику Станиславу Лебедеву было о чем.
Отметив недавно шестьдесят лет юбилейной выставкой в галерее "Ижад" и получив звание заслуженного художника Башкирии, Станислав Александрович по-новому осмысливает жизнь. Видать, такое предназначение художников — искать смысл бытия.Потомок питерских дворян— Смотрели сериал "Бедная Настя"? Там есть персонаж — барон Корф. — Живописец поправляет свои рыжеватые хипповские локоны. — Это мой предок, который играл первостепенную роль при всех российских императорах. А привез немца Корфа еще Петр Первый.О дворянском происхождении Стасу рассказала бабушка, свято хранившая эту тайну, как и другие ее родственники, все послереволюционные времена. В Уфу семья Стаса попала из блокадного Ленинграда и так осталась, пустила корни. Но связь с Питером не прервалась, лет пять назад Лебедеву по наследству достался особняк в пригороде. Конечно, разрушенный и требующий большого вложения денег, но художнику он приглянулся. Каждое лето живописец проводит в родовом имении, и вскоре собирается совсем перебраться туда.— Сейчас климат в Питере хороший, солнечный, а в Уфе хмуро и холодно. А раньше было все наоборот, — как бы оправдывается Стас. — Полевую систему лишь трудно переделать: здесь многолетние завязки с художниками, сложившаяся культура.Каждый понимает свободу по-своемуРисует Лебедев с юности. Начинающего художника заметили видные мастера кисти, а знаменитый Алексей Кузнецов, автор картины "Допрос Салавата Юлаева", предложил работать в своей мастерской.В перестроечные времена Стас в составе группы "Сары бия" выставлялся в крупных московских галереях. Политические мотивы и сюжеты из жизни обывателей сплетаются в творчестве Стаса в картину сплошного анекдота русской действительности.— Я всегда был верен себе, работая вне конъюнктуры, — сердится на невидимых оппонентов Лебедев. — Кто-то до перестройки писал доярок и колхозниц, а после стал авангардистом. Я называю их "перевертышами".Бурные годы протеста, принесшие немало проблем неспокойному художнику, сменились временем мудрого созерцания происходящего. Сейчас Станислав Александрович уверен в закономерности всех событий.— Ну, выйду я на площадь, буду кричать. Что от этого изменится? Все происходит с ведома... — художник показывает пальцем на небо. — Гораздо правильнее, если каждый будет потихоньку заниматься своим делом.Приняв такую позицию, Стас все же не может сдержаться от сострадания к современности.— Выйдешь на улицу, везде англоязычная реклама. При чем здесь американцы? Неужели нельзя назвать все эти шопы-мопы по-русски или по-башкирски? Одно слово, безвременье.Окно в ПарижВ 1992 году у Лебедева французы купили порядка тридцати работ и предложили заключить контракт на пять лет. Известный парижский галерист сказал: "Сколько ни сделаешь работ, все забираю за хорошие деньги".Но не успев заплатить за полотна, меценат умер. Кстати, эта злая шутка была не первой: несколько лет назад известный московский знаток авангарда, бывший директор Русского музея Пушкарев приобрел для строящейся галереи современного искусства картины уфимского живописца. Но внезапная смерть искусствоведа похоронила великие замыслы вместе с надеждами Стаса.Художник эти удары судьбы перенес философски.— Хоть все пропало, я заплатил этим за свой творческий прорыв. Появилась уверенность в себе, я даже придумал "вечные краски". Из-за своего состава, который я храню в секрете, они не теряют своей свежести, на них можно лить кислоту, ничего им не будет.Тогда же Лебедев придумал двусторонние картины, то есть написанные с обеих сторон. Можно перевернуть полотно "наизнанку". И при такой технике холст хранится гораздо дольше. Кстати, подобный прием входит у зарубежных живописцев в моду, тогда как Лебедев применяет его уже лет десять.Духовные путешествияВместе с годами к Станиславу Александровичу пришло знание, которым владели древние иконописцы. Чтобы картина несла положительную энергию, нужно вставать за холст духовно чистым и, по возможности, перед этим поститься.— У меня недавно сын попал в автокатастрофу, а у тещи квартира загорелась, нет радости, — делится художник. — Но я не гоню тоску, не пишу "чернуху". Видать, Господь посылает испытания.Чтобы уйти от жесткой прозы бытия, Лебедев, как он выражается, "уходит в духовность". Часами он может рассматривать египетские фрески и скифские орнаменты. Высокое искусство древних уводит художника в недосягаемые дали, позволяя смириться с нелегким бытием.Зиля БАДРИЕВА.
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter