Posted 8 июля 2008,, 16:01

Published 8 июля 2008,, 16:01

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Соло для курая. Рамил Гайзуллин: «Башкирский инструмент оценят славяне»

8 июля 2008, 16:01
Заслуженный артист России, народный артист РБ и художественный руководитель Национального оркестра народных инструментов Рамил Гайзуллин выступит на гала-концерте 17-го фестиваля искусств «Славянский базар» в Витебске с сольным номером игры на курае. Башкирский музыкант выйдет на одну сцену с популярными артистами – Иосифом Кобзоном, Александрой Пахмутовой, Олегом Газмановым, Тамарой Гвердцители, Лаймой Вайкуле.

Такое обилие известных личностей талантливого кураиста ни сколько не смущает. Для Рамиля Гайзуллина выступать в звездных концертах – не в новинку.

- На вечере памяти художественного руководителя русского народного оркестра имени Осипова Николая Калинина я выступал на сцене с Зыкиной и Бабкиной, а в Театре Красной армии с Тамарой Гвердцители. Из мэтров разве только с Пугачевой творческая судьба меня не сводила. Но я думаю, у нас еще есть время, - улыбается артист. – Единственное о чем волнуюсь – оправдать возложенную на меня надежду, ведь я буду единственным представителем на «Славянском базаре» от нашей республики. Конечно же, моя семья – жена и четыре сына! Правда, только из дома, на «Славянский базар» они, к сожалению, не поедут.

На одном важном концерте башкирский кураист побывал уже в начале этого года. Федеральное агентство по культуре и кинематографии пригласило артиста в Дели, где проходил Год России в Индии. Во время трехминутного выступления Рамиль Гайзуллин и баянист Редик Фасхетдинов ознакомили индийскую публику с национальными инструментами - кураем, кубызом, исполнили импровизационную композицию «Утро Урала», продемонстрировали гортанное пение башкир.

- В программе «Матушка-Россия» мы выступили вместе с другими представителями регионов России - ансамблем барабанщиков из Северной Осетии «Алания» и солистом из Алтая, - рассказывает Рамил Мавлитович. - Кроме того, в концерте приняли участие хор имени Пятницкого, симфонический оркестр кинематографии, оркестр джазовой музыки имени Лундстрема, а также шоу-балет «Тодес», Дима Билан и Пелагея. После выступления всех артистов лично поблагодарил премьер-министр страны Манмохан Сингха. Когда очередь дошла до меня, он остановился и начал расспрашивать о происхождении курая, способах игры на нем, я же, в свою очередь, наиграл ему на курае индийскую мелодию. Сингх был очень этим польщен. Теперь мне предстоит играть для глав славянских государств, которые прибудут в Витебск.

- Первоначально планировалось, что на белорусском фестивале выступит Земфира, но приехать она не сможет. А как вы относитесь к ее творчеству?

- Очень хорошо. Приятно, что такая талантливая и трудолюбивая девочка, еще и наша землячка. Можно сказать, что она – наша гордость, ведь сама добилась известности и признания.

- Почему среди инструментов вы выбрали именно курай? – интересуемся у музыканта?

- Начну издалека. Родился я в Белорецком районе Башкирии, в селе Татлы, ныне Межгорье. Как-то после третьего класса поехал на сенокос. Там у меня разболелись зубы. Тогда мама отрезала тростник и сказала: «Подуй, и боль пойдет». Я так и сделал. И действительно, зубы перестали болеть. А дня через два «упражнений» появился звук. Мне понравилось, и, можно сказать, уже тогда я выбрал свою профессию.

- А где овладели кураем профессионально?

- Поначалу три года учился в школе-интернате в Белорецке. Мой первый учитель, Мухарям-агай, дал мне самые необходимые знания – постановку пальцев и систему дыхания. В Уфимском училище искусств, где я продолжил обучение, моим наставником стал известный в республике кураист, народный артист РБ Ришат Рахимов. Настоящим кураистом я стал в институте искусств. Приходилось непросто - занимался по пять часов в день. В итоге научился играть не только на курае - были еще труда, кубыз и искусство гортанного пения. Но когда есть база, чему-либо другому обучаться намного легче. В дальнейшем я закончил еще Башкирскую академию государственной службы и управления при Президенте РБ по специальности «менеджмент». Последняя профессия оказывает мне в работе неоценимую помощь.

- Как складывалась ваша карьера?

- В 1987 году я пришел в Башкирскую филармонию и со временем мне захотелось чего-то большего, нежели просто выступать с кураем. Так семь лет назад появился Национального оркестра народных инструментов. За это время мы успели завоевать шесть побед. В нашей профессиональной копилке только первые места и два гран-при международного уровня. Оркестр побывал в 25 странах, в том числе Индии, Турции, Италии, Франции, Германии, Австрии, Польше... В некоторых странах были уже по нескольку раз. А приглашают потому, что мы профессионалы.

- Какие инструменты в вашем оркестре?

- Больше половины составляют, конечно же, башкирские народные инструменты - курай, думбыра, кыл-кубыз и кубыз, которые прежде звучали только в сольном варианте. Они гармонично сочетаются с русскими народными и классическими инструментами - флейтой и виолончелью, скрипкой и контрабасом, баяном и домрой. Есть и такой редкий, как хайран. Он подражает пению птиц, потому его можно сравнить с русской свистулькой.

- Какой из них главный?

- Несомненно, это курай. Как симфонический оркестр узнают по скрипке, так наш, национальный, - по кураю. Кроме мелодичного звучания инструмента, которое отмечают многие, зрителям интересно, что за время выступления, которое длится десять минут, кураист несколько раз меняет свой инструмент. На сцену музыкант выходит с шестью-семью кураями разной тональности. По мере необходимости он извлекает их из специальной подставки. У многих народов России есть похожие инструменты, но курай является визитной карточкой только нашей республики.

- Какие проблемы приходиться вам решать, как руководителю коллектива?

- Оркестр развивается, и возникла идея отделиться от филармонии, поскольку хочется свободного творчества. Взять, к примеру, ансамбль народного танца имени Гаскарова, который существует как самостоятельный коллектив. Но главная творческая проблема – это репертуар. На данный момент у нас всего около трехсот композиций. Конечно, на первой репетиции в 2001 году у нас их было всего две, но дело в том, что нам неоткуда брать новые. У русских и казахских оркестров такой проблемы нет – материал для них очень много, и он легко доступен. А у нас специфика другая. Ощущается явная нехватка композиторов, немногие из которых могут писать для оркестра. Так что наша задача на ближайшие 20-25 лет – накопить достойный репертуар, чтобы следующему поколению было на что опираться.

Элеонора БЕНЗАРЬ.

"