Сезон джаза

Сезон джаза

8 марта 2005, 20:49
Культура
Начало весны в Уфе вполне можно назвать музыкальным - 2 и 3 марта на сцене Русского театра состоялся первый Международный фестиваль "ДжазМастер-2005". И впервые столица Башкирии оказалась местом встречи всемирно известных джазменов, собравшихся вместе на своей исторической родине - в Уфе. Случилось это событие благодаря усилиям уфимских музыкантов, в частности, джазовой вокалистки Ирины Остин.
Именно она стала художественным руководителем фестиваля, который получил поддержку Министерства культуры и национальной политики РБ, Союза композиторов Башкортостана, Комитета по молодежной политике администрации Уфы. "Ударим музыкой по порокам общества", - провозгласили члены оргкомитета, подчеркивая факт проведения этого мероприятия под эгидой объявленного Года профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. Музыканты даже пообещали воздержаться от сигарет во время проведения фестиваля.Кроме участия джазовых звезд, на сцене выступили и начинающие музыканты - выпускники и ученики ССМШ-лицея, училища и Академии искусств. Таким образом, идея "ДжазМастера" состоит в объединении всех уфимских джазменов независимо от возраста и успешности, а также воспитании вкуса нашей публики. Надеясь на регулярность проведения фестиваля, организаторы обещают немало приятных сюрпризов в будущем году. А в том, что фестиваль будет жить, сомневаться не приходится - в эти дни зал Русского драмтеатра был забит до отказа.Любовь и вздохи на концертеПоследний день "ДжазМастера" был насыщен выступлениями заграничных мэтров. Первым открыл блестящую галерею артистов гитарист Игорь Трекусов, уехавший когда-то в Германию. Но, как оказалось, не позабывший свой родной город, в любви которому он не преминул объясниться.- Даже уфимская тусовка отличается от подобных, - пояснил Игорь, - она с особым привкусом, а по этой сцене каждый вечер ходят мои старые друзья, ставшие народными и заслуженными артистами.Именно пребывание на родине, по признанию Трекусова, помогло придумать название композиции, которая была представлена на суд публики. Как-то известный гитарист заглянул в глаза своему давнему приятелю. В результате появилось несколько длинное, но оригинальное имя: "Любовное признание Александра Васильевича Богомолова всем жителям планеты".Вообще, джазменам не откажешь в оригинальности. Это проявляется и в стиле жизни, и в названии композиций, и, конечно, в импровизации, лежащей в основе джаза. Ярким доказательством музыкального драйва стал вокал Ирины Остин, беседовавшей на языке джаза с гитарным перебором Игоря. Кто бы мог подумать, что вздохи, всхлипы и бормотание могут стать песней, взбудоражившей весь зал. Не зря московские критики назвали певицу надеждой российского джаза.Мы впереди планеты всейПосле небольшого перерыва на сцене появился долгожданный гость фестиваля - народный артист Башкортостана Марат Юлдыбаев, согласившийся ради благой цели приехать из Таиланда. Чувствовалось, что маэстро соскучился по родине. Как признался музыкант, его радовало буквально все: скрипучий снег, общение с давними друзьями (как шутили музыканты, Юлдыбаева разбирали на части), возможность самовыразиться на одной сцене с земляками.- Вообще, это первое серьезное предложение от уфимцев за многие годы, - признался Марат. - Я приятно удивлен самой организацией фестиваля, ведь все прошло на высоком профессиональном уровне.В выступлении маэстро, несмотря на двадцатилетнее проживание в чужой стране, чувствовалось соединение фольклорных истоков башкирского мелоса и классической джазовой традиции. Аналоги этого течения теперь можно услышать на многих фестивалях этноджаза. Но за Маратом Юлдыбаевым и созданным им в 1978 году ансамблем "Дустар" прочно закрепилось звание первооткрывателей столь необычного и яркого сплава. Их музыку с восторгом воспринимали критики, собратья по цеху, а также публика многих российских и зарубежных фестивалей. "Дустаровцы" с успехом выступали и в Америке, что было несомненным прорывом башкирских музыкантов на другом континенте. Откуда у парня восточная грусть?Трудно сказать без близкого знакомства, насколько изменил нашего соотечественника Юлдыбаева далекий тайский берег. Музыкант, с которым считает за честь импровизировать сам король Таиланда, внешне выглядел настоящим денди: строгий черный костюм, сдержанная манера речи. Вероятно, внутренняя сосредоточенность маэстро все-таки происходит от влияния азиатской культуры. Например, композиция "Улыбка Бетти" посвящена любимой собаке Марата, что говорит о философском отношении к жизни вообще. Игра же звезды джаза была предельно откровенна и с восторгом принята всеми слушателями.Другим дорогим гостем сцены стал бывший уфимец Геннадий Калинин. Этот мастер виртуозной игры на флюгельгорне считается одним из лидеров российского джаза. Когда-то он украшал коллектив Олега Лундстрема, теперь собирает публику у себя в Нижневартовске.Надо заметить, концерт прошел в легкой непринужденной обстановке, присущей духу джаза. Зрители чувствовали себя не просто публикой, а с подачи музыкантов давними друзьями и соучастниками действа. По признанию Ирины Остин, главная идея фестиваля - собрать на одной сцене наших знаменитых земляков удалась. На вопрос корреспондента "МК в Уфе", не собирается ли она последовать примеру своих коллег и покинуть родной город, Ирина ответила, что пока нужна здесь. - Надо готовиться к "ДжазМастеру-2006, - улыбнулась уставшая, но довольная певица.Фаина ПЕРОВСКАЯ. в Уфе> № 10 от 09.03.05 г.
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter