Posted 8 февраля 2015,, 12:48

Published 8 февраля 2015,, 12:48

Modified 10 ноября 2022,, 18:44

Updated 10 ноября 2022,, 18:44

Уфимские любители искусства творили в соавторстве с художником Терегуловым

8 февраля 2015, 12:48
В уфимской галерее «Мирас» проходит выставка Айрата Терегулова «Черное на белом и не только». Кроме живописных полотен последних лет художник представил вниманию уфимской публики свежие работы, выполненные в технике китайской туши по бумаге. На создание графической серии из более чем сорока листов у Терегулова ушло около полутора месяцев. Поражают и масштабы представленных графических работ – почти двухметровые полотна.

Это не первый опыт работы мастера с тушью, но ранее он использовал материал только при создании полотен в смешанной технике. Как рассказал сам мэтр, при работе над графикой он сознательно ставил себя в определенные рамки: старался писать без полутонов, неразбавленной тушью, без эскизов и карандашных набросков, отдаваясь импровизации.

Если строгость терегуловской графики кого-то и может ввести в заблуждение, то при взгляде на представленные живописные полотна становится ясно: художник остался верен ироническому взгляду на мир. Картины «Дядя Гриша, зайцы-беляки и я», «Доктор Лариса и повышенный холестерин», «Романс», «Малиновый вагон», «Красный бубен» насквозь пронизаны иронией и сарказмом. Сюжеты их наивны, а герои – трогательно беззащитны. Терегулов-авангардист предлагает зрителям улыбнуться. Причем сам мэтр смеется в первую очередь над собой.

– Говорят, что каждая работа – это автопортрет. Практически все мои сюжетные работы – это я, только выраженный через сюжет, – поясняет он.

Главным гвоздем вечера должны были стали работы в технике китайской туши, созданные мэтром на глазах изумленной публики. Однако на деле все оказалось куда интересней. В этот вечер каждый пришедший смог встать за мольберт и попробовать создать шедевр.

Поначалу Терегулов, бодро работая кистями, буквально за несколько минут набросал на листе ватмана абстрактную композицию. Зрителям предлагалось объяснить, что же хотел сказать художник своим творением. Как оказалось, каждый увидел на мольберте что-то свое.

– Бог ведь тоже творит в пустыне свои песчаные скульптуры, а потом приходят люди, и каждый видит свое, - философски заметил друг художника Владимир Мелетинский.

Затем график уступил место у мольберта участникам встречи. Поначалу ценители искусства робели, но позже процесс творчества так затянул их, что к мольберту выстроилась очередь. Сам мастер с улыбкой наблюдал, как рождались в муках первые картины новоявленных художников, и помогал новичкам довести начатое до логического конца.

– Мы боимся выйти за пределы своего я, боимся чистого листа, испортить кисть, но чтобы творить, нужно перестать бояться и начать делать, - прокомментировала происходящее арт-директор галереи Ольга Рамазанова.

Пока гости бились в муках творчества, художник объяснял, как шла работа над серией. Наметив на бумаге основные пятна и линий, он откладывал лист на время, а позже свежим взглядом старался разглядеть в абстрактном рисунке более-менее реалистический сюжет, поворачивая работу.

Самым активным участником графического интерактива стал Амир, которому не исполнилось и трех лет. С уверенностью, которой позавидовал бы не один взрослый, малыш наносил на бумагу плотные мазки туши. В получившихся кляксах юный график разглядел папу и добрую тетю Таню.

– Не так это и сложно - достать бумагу, взять кисточку и начать, - подвел итог вечера график. – Подход такой: набиваете плоскость энергетикой, а потом вертите и смотрите, что вышло. Всматривайтесь внимательней, ведь эти рисунки показывают ваш внутренний мир.

Вскоре весь запас припасенного мастером ватмана закончился, и на свет появилось несколько новых произведений искусства, в большинстве своем абстракции. В результате легкой коррекции, сделанной рукой мастера, шедевры обрели законченность. Большинство гостей отправилось домой, держа в руках совместную с мэтром работу.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"