Posted 8 января 2012,, 15:45

Published 8 января 2012,, 15:45

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

В уфимской галерее - выставка абстрактного экспрессионизма

8 января 2012, 15:45
19 января в уфимской галерее «Икс-Макс» откроется выставка живописи и графики Сергея Брюханова «Земля и краска». А на следующий день художник приглашает на лекцию «Высший реализм в ведутах Сергея Брюханова». Читает сам автор с комментариями челябинского искусствоведа Елены Шипицыной.

Цель абстрактного экспрессионизма московско-уральского художника Сергея Брюханова лежит во многом в подражании природным формам, таким, какими их видит современный художник, живущий в ритмах большого города, то есть опосредованными художественным языком и неумолимо фрагментарными. Углубленная работа с натурой, визуальной формой для Сергея Брюханова означает внимательное всматривание, вслушивание в язык ее зримых черт. Он исследует элементы языка как «неисчерпаемый по красоте и гармонии пластический словарь природы» для того, чтобы заимствовать мысли-образы из этого словаря – стройность композиции, глубину колорита, легкость и точность выражение мысли – для построения собственного символического порядка вещей путем труднейшей внутренней работы. Усомнится ли кто-нибудь, что каждый раз получение нового визуального синтеза дает наглядное представление о восстановлении связности фрагментов, столь необходимое как самому художнику, так и зрителям, живущим в условиях бесконечной дезинтеграции окружающего нас мира?

Ощущение гармонии и свободы как сверхзадача созерцания таких синтезов покоится на «глубокой вере в форму, как универсальный язык, которому доступно свидетельствовать о подлинной реальности», – пишет Сергей Брюханов. Как и для всех абстрактных экспрессионистов, это означает для него убежденность в суверенности и самодостаточности средств художественного языка, при которой талант художника должен состоят в том, чтобы сделать этот язык самоговорящим. Подтверждением этой уверенности в языке служит цикл работ Поверхности, о котором художник говорит следующее: «Доминирующий вектор в моем движении к живописному образу – это живопись бестональная, т.е. стремление максимально освободить цвет от пластических составляющих, таких как линяя, фактура, тон, …в их «сюжетном» взаимодействии. Чтобы единый цвето-световой аккорд звучал без литературного сопровождения».

Пусть кому-то задача Брюханова «нарисовать неизображаемое» покажется утопической. Во-первых, вопрос о достижимости свободы и синтеза как композиционной связности разрозненных элементов каждый решает для себя сам, пользуясь работами художника в качестве инструктивных пособий в столь нелегком пути. Во-вторых, о реалистичности поставленных целей можно судить по достижению эффекта свободы в стирании границ жанров пейзажа и натюрморта, этих ярлыков, придуманных для удобства визуального потребления. Сергей Брюханов, совершенно в духе мировых тенденций сегодняшнего искусства, неудержимо вытесняет и замещает пейзаж абстрактными композициями. Художественная репрезентация природы и абстракция, оказываются для него абсолютно взаимозаменяемы. «Неглубокую по пространству предметную ситуацию, то есть натюрморт, пластически с помощью света я развоплощаю до состояния пейзажа. Стоящему на столе горошку с цветами рисунок вручает признаки куста. Дальний край стола напоминает линию горизонта. Натурно-пейзажным становится колорит. Так я передаю идею взаимосвязи, взаимообусловленности всего сущего и сущностного», - пишет художник.

Разумеется, спектр мотивов обращения Брюханова к «чистой» форме довольно широк и он, конечно, могут эволюционировать. Данная сфера художественных поисков определенно сохраняет свою притягательность. И, возможно, мерцающая неоткрытыми смыслами утопия преодоления границ и раздвижения степеней свободы, хотя и порождающая внутренние неудобства и конфликты, является источником жизненности и открытой перспективы.

Наконец, представление о Сергее Брюханове будет неполным, если не сказать о его тяге к полифонии, симфонизму цвета, к репрезентации спектра со всей его полнотой. Не случайно в большинстве последних работ в качестве эталона присутствует спектральная линеечка. И именно «поэтому в последний период я делаю циклы семичастных работ (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Спектр – знак полноты цветности, может отсылать символически к полноте точек зрения, полноте бытия, полноте эстетических предпочтений и переживаний», - говорит художник.

Восстановление связности земли и краски, реальности и языка, взятое

в качестве творческого кредо, означает возвращение к многоцветному богатству цветовой палитры, и может быть понято как стремление к полноте и новому усложненному богатству стремительно меняющейся жизни. Игра природных сил и активный «игровой» инстинкт способностей самого художника проступает сквозь самодостаточную игру языка абстрактного искусства и при всей своей динамике может претендовать на устойчивую точку опоры. Подтверждением того служит квадрат – символ земли и устойчивости – присутствующий во многих композициях. Иногда это легкий бумажный квадратик из тибетской бумаги ручного литья, размещенный в цветовом поле авторского изготовления. «При полном отсутствии реального изображения это сочетание создает мерцающую вибрацию чистого цвета и отсылает нас к состоянию полного душевного спокойствия и гармонии», - свидетельствует художник. Нам думается, что эти слова полнее всего раскрывают нам смысл его исканий и лучше всего представляют концепцию выставки «Земля и краска». Войдем же в нее…

Сергей КРОПОТОВ.

Справка «МКС»

Сергей Брюханов родился в 1961 году в г. Копейске Челябинской области. В 1978 году окончил с отличием Художественное училище в Копейске. В 1983 году окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института. С 1984 по 1989 – ассистент кафедры живописи ХГФ НТГПИ. Член союза художников России с 1991 года. График и живописец, педагог и эксперт художественного образования. Произведения художника находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и фондах Министерства культуры России. Участник выставки художников «...чье творчество определило спектр художественно-эстетических исканий второй половины XX века в России» (1998, Российская Академия Художеств, Москва). Биография включена в сборник «2000 выдающихся художников и дизайнеров 20 столетия» (международный биографический центр Кембридж, Англия). («2000 OUTSTANDING ARTISTS AND DESIGNERS OF THE 20TH CENTURY», International Biographical Centre Kambridge, England).

"