Posted 7 августа 2012,, 14:19
Published 7 августа 2012,, 14:19
Modified 10 ноября 2022,, 18:53
Updated 10 ноября 2022,, 18:53
- Судьба подарила мне счастливую возможность творческого общения с кинорежиссером, Абдразаковым, - рассказывает сценарист. – И знаю, что среди творческих задумок киномастера был и замысел, посвященный «Башавтотрансу». Как-то мы проходили с ним по улице Карла Маркса и остановились у здания, где располагается аппарат управления автотранспортного предприятия. И неожиданно для меня режиссер показал мне набросок сценария, построенный на кинематографическом «параллельном монтаже». Оказывается, в последнее время он нередко ездил в Малояз в музей Салавата Юлаева для сборки и сверки материалов для зарождавшегося фильма и высоко оценил обновившийся автопарк главного государственного перевозчика Башкирии. Прежде он трудился на телевидении и пользовался служебными машинами, а тут стал пассажиром и полюбил поездки, в которых ему было интересно слышать голоса попутчиков. Пытливо наблюдал он и за работой водителей государственного предприятия.
По мнению г-на Хантимирова, в момент дальних путешествий на комфортабельных автобусах у режиссера и родилась задумка фильма с условным названием «Симфония движения».
- Название мне понравилось, но показалось каким-то слишком помпезным, отдаленным от обыденного мира забот автотранспортников, - продолжает сценарист. - Я знал о глубокой одухотворенной музыкальности режиссера, который много раз наигрывал мне народные мелодии – на мандолине, курае, гармошке-хромке, скрипке. Уловив, что название вызвало у меня недоумение, Амир-агай сказал: «Искусство – это гармония контрастов». А потом с полемичным задором заявил: «А чем стиль работы четко взаимосвязанных звеньев мощной транспортной системы республики не похож на партитуру симфонии? - и вопросительно посмотрел на меня. - Тут ведь есть превосходная возможность «параллельного монтажа» работы симфонического оркестра и звеньев «Башавтотранса». В основе-то - сердце!»
Ренард Хантимиров признается, что был удивлен.
- Фраза слабо стыковалась с привычной рабочей прозой автогаражей, ремонтных мастерских… Партитурные листы перед дирижером, пюпитры, нежно-благородные музыкальные инструменты… Это ведь совсем иное! – объясняет он.
Сценарист вспомнил, как в годы журналистской юности пять лет работал в промышленном отделе городской редакции.
- Мне доводилось и писать о работниках автотранспорта. Ценил этих людей за надежность, чувство ответственности. А тут вдруг – «симфония», «партитура», «сердце»…
Оказалось, что образ сердца у кинорежиссера вызывает… контуры республики на карте.
- И ведь это действительно так! - признает Ренард Хантимиров. - И один из моих вопросов тотчас отпал.
Оказывается, Амир Габдульманович говорил об артериях дорог транспортной сети. А дирижерский пульт и партитура у кинорежиссера ассоциировались с работой диспетчерских служб, с четкой системой «партитурно» взаимосвязанных производственных звеньев «Башавтотранса».
Сценарист вспоминает, что аргументы бывалого, творчески-озаренного кинорежиссера действительно убеждали.
- А какую же «Симфонию движения» будет исполнять дирижер в вашем фильме, Амир-агай? – спросил сценарист у своего старшего товарища. И узнал, что кинорежиссер назвал свое произведение «Вечное движение».
- А в финале, по его замыслу, должна прозвучать переложенная на симфонический язык «Песенка шофера», - рассказывает Ренард Хантимиров. - Кинорежиссер обозначил строку песни: «А дорога серою лентою вьется…». И казавшаяся мне поначалу выспренной симфонизация его воображаемого киносюжета тотчас обрела земные мелодии бегущих дорог.
Абдразаков поведал младшему другу и о возможных съемках с вертолета, как он сказал, «для обобщения».
- Он рассказывал об обаятельных лицах людей, влюбленных в дело своей жизни. Заговорил о светлом пульсе карты республики с ее живым «сердцебиением» непрерывного автодвижения, - вспоминает сценарист. - О коллективе с мощной, величавой биографией, о кадрах кинохроники и вдохновенных лицах современников, которые, по его словам, «зовущую мелодию дороги носят в своих сердцах». Обобщенный образ-символ обрел отражение в лицах людей, нашедших свое призвание. Замысел уже «зажигал». И тогда я процитировал строки моего друга, поэта Юрия Лапшина:
Работ неинтересных нет, как нет людей неинтересных,
А есть лишь небольшой секрет: в любом труде таится… песня!
«Вот-вот! – радостно оживился кинорежиссер. – Именно песня!»
- Свое ощущение он подтвердил дорогой ему песенной строкой: «Крепче за «баранку» держись, шофер». И изобразил это красивым жестом, с чудесной, не угасшей в нем актерской пластикой. Посмотрел вопросительно, и я уловил, что он хочет услышать продолжение стихотворения.
И эту песню ты поешь, пусть незаметно, затаенно,
Когда работе отдаешь души и сердца окрыленность.
«Строки эти отлично впишутся в фильм, - радостно сказал Амир Абразаков. - Отличные производственники часто остаются за кадром, а это несправедливо. А поэт сумел красиво рассказать о них в нескольких вдохновенных строках».
Ренард Хантимиров признается, что замысел кинорежиссера убеждал, привлекал, волновал.
- Когда я рассказал об этом разговоре с Амиром Габдульманович знакомым, то услышал от них, что мой долг – поведать об этой задумке безвременно ушедшего кинорежиссера. Поэтому я решил рассказать об этом воспоминании – о «Симфонии движения», которую каждодневно, с творческой целеустремленностью сотворяют работники ценимого всеми нами предприятия «Башавтотранс».