Уфимский концерт группы Блэйза Бэйли – лучшее из шоу, виденных вживую

Уфимский концерт группы Блэйза Бэйли – лучшее из шоу, виденных вживую

7 апреля 2009, 23:38
Культура
То, что столицу Башкирии посетит Блэйз Бэйли, казалось очень странным. Что потерял бывший вокалист группы Iron Maiden в нашем городе попсятины и русского рока? Может, он сейчас совсем никому не нужен стал, вот и заезжает куда попало? Вроде все четыре альбома этой группы были достойными. Первый восхитил даже завзятых критиков того, что делал Блэйз в «Мэйдэн». Второй альбом был как минимум интересным. Третий долгое время считался многими лучшим, пока его не порвал качеством, мелодичностью и драйвом последний, вышедший совсем недавно, в 2008 году. Неужели сейчас такое время, когда люди делают отличную музыку, а она никому не нужна? Нет, конечно.

Просто у нас в Уфе так сложилось – концерты большинства металлических групп не приносят доходов организаторам. Перед концертом Блэйза я позвонил самому, наверное, известному любителю тяжелой музыки в нашем городе. Владелец магазина металлических «компашек» и такой же атрибутики, которого все называют Толик, был не в восторге от отношения его клиентов к предстоящему шоу:

- У нас, если приглашаешь команды из-за рубежа, то готовься к тому, чтобы пролететь по бабкам. Я сам уже многие команды привозил и каждый раз себе в убыток. А ведь некоторые такое шоу давали – просто фантастика. В последний раз я на 40 с лишним штук пролетел. У нас ведь все такие придирчивые, говорят: «я бы вот на того, конечно, пошел, а на этого не хочу». Нашим металлистам набухаться и проблеваться важно, а не на концерт сходить. Спасибо ребятам, которые Блэйза привозят - они, видимо, как-то отбивают деньги за счет спонсоров. Кланяюсь им в ноги за то, что такой музыкант до Уфы доехал.

Действительно, собрать переполненный зал в Уфе сейчас смогли бы только самые популярные металлисты вроде Rammstein или Metallica. Но они сейчас заняты выступлениями на стадионах, где собираются десятки тысяч зрителей. Им явно не до столицы Башкортостана.

Что ж, пусть все, кто не пошел на Блэйза, кусают теперь локти, ну, или блюют по привычке. Его группа великолепно отработала выступление, зацепив даже тех редких зрителей, которые этот британский коллектив вообще никогда не слушали.

Одну знакомую солидную уже тетушку в возрасте от 30 до 50 - и то приколбасило, несмотря на то, что музыка была явно не женской, мощной и жесткой. Она просто стояла и фотографировала. Дама была потрясена тем, с какой самоотдачей работают музыканты и как великолепно поет лидер группы.

Слезливых баллад вообще не было. Коллектив Блэйза даже не сыграл одну из лучших композиций за всю историю Iron Maiden – очень чувственную и грустную вначале и героическую в развитии «Como Estais Amigos». Бэйли имеет полное право исполнить ее, так как был одним из двух авторов, но, видимо, не хочет зацикливаться на обращениях к прошлой славе.

Да, какие-то песни из двух альбомов, которые Блэйз записал вместе с легендарной британской группой Iron Maiden, прозвучали и вызвали восторг у собравшихся. Но некоторые эти композиции были сыграны иначе - то гораздо быстрее оригинала, то просто с паузами, которые добавляли новых красок.

И без «Мэйдэн» своих отличных композиций у Блэйза полно – хватит на два концерта. Одни берут напором многометровой волны, другие изяществом и скоростью мелодий, третьи - душевным надрывом. Для всего этого голос человека, настоящее имя которого Бэйли Кук, подходит как нельзя лучше. Вокал у Блэйза очень мощный и сильный, с потрясающими обертонами, хрипловатый, не слишком высокий. Ловить высокие ноты, срываться в фальцет – это не для Бэйли. Он реалистичен, он не вещает о героях на драконах, его заботит нынешний настоящий мир со всеми его проблемами. Блэйз - не рафинированная звезда, а простой парень из Бирмингема, который любит мотоциклы и болеет за футбольный клуб «Астон Вилла».

Через многие беды современного человека Бэйли прошел сам. В детстве жил с матерью в фургоне на окраине, долгое время бедствовал, существовал на пособие по безработице, страдал серьезной формой аллергии, разбивался на мотоцикле, успешно боролся с алкоголизмом, потерял недавно любимую женщину…

На сцене Блэйз предельно откровенен. Смотришь и вдруг осознаешь, что тебе совершенно не важно, как он выгладит, толстый или худой, какая стрижка, есть ли бакенбарды. Это и называется личность, не так ли?

Когда этот британец поет про мечущуюся в лабиринтах вопросов душу, ты это видишь, чувствуешь и понимаешь, даже не зная языка. Если есть в песнях страдания, то они откровенные, если гнев, то в глазах его загорается такое, что действительно пугает. Один парень из зала самоуверенно вскарабкался на сцену – дескать, дай пять, и мощный Блэйз просто выбросил его обратно толчком крепкой руки – видимо, фанат выбрал не лучший момент, когда Бэйли играл жестокую роль. Больше никто рядом с лидером группы не забирался…

Бэйли как металлический фронтмэн умеет зацепить зрителей с первых слов, он управляет аудиторией, играет с ней, дает подпевать, откровенно благодарит за поддержку. Про свои тексты и мысли он, общаясь с залом, говорит на английском, но уверенно, четко и медленно – и большинство зрителей успевают перевести и понять. Его слова в адрес фанатов «мы благодарим вас за возможность приехать сюда» многие из них запомнят надолго.

Главная ценность Бэйли как исполнителя – это умение вжиться в образ персонажа, от лица которого исполняется песня. Нельзя сказать, что ему легко это делать, так как многие композиции автобиографичны. Попробуйте каждый раз вспоминать о тяжелых личных трагедиях и переживать их заново – тогда поймете, что это такое. Вот он встает на колени и опускает голову – и понимаешь, что сейчас будет песня, посвященная ушедшей из жизни любимой…

Блэйз отработал или, точнее сказать, прожил весь концерт от начала до конца. Никакой халтуры – только профессиональное отточенное действо, четкое и прочувствованное исполнение. Многие мировые асы до такого качества никогда не дорастут, а уж наши русские металлисты-шутники – и подавно.

Хочется верить, что мужчины на Земле до конца не переведутся и им нужна будет действительно крепкая музыка. Именно сильные песни Блэйза подходят для настоящих мужиков. Перефразируя название последнего альбома Блэйза Бэйли «The Man Who Would Not Die», можно сказать об этом вокалисте, что он уже обречен на то, что не умрет. Будет жить для сильных парней так же, как сейчас, к примеру, жив для гитаристов Джимми Хендрикс или как Курт Кобейн для раздолбайской пессимистичной молодежи… 

В менее восторженных, но все равно уважительных тонах можно сказать и о музыкантах. Гитаристы играли сложные мелодии и ритмы четко, без лажи. Басист общался с залом очень эмоционально и великолепно заводил его. Немолодой уже барабанщик стучал так резво, будто его заправили метанолом.

Помимо хита «Como Estais Amigos» Блэйз сыграл почти все самые яркие свои произведения. Отсутствие некоторых он объяснил после концерта очень просто:

- У нас просто слишком много хороших композиций, чтобы все сыграть в рамках одного концерта. Сегодня был отличный вечер и великолепные фанаты…

Завершив выступление, Блэйз просто сел на край сцены и стал жать руки уфимцам, фотографироваться, давать автографы. Некоторые музыканты и вовсе спустились в зал.

- У нас дискотека сейчас! Убирайте людей! – возмущалась женщина-менеджер, но Блэйз, к счастью, не знал русского языка…

Евгений КОРНИЦЫН.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter