Posted 6 декабря 2011,, 17:56

Published 6 декабря 2011,, 17:56

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

Уфимцы убедились, что Высоцкий и теперь – живее всех живых

6 декабря 2011, 17:56
Все кинопроекты, за которые берется Первый канал и лично Константин Эрнст, становятся событиями. Передовыми для своего времени компьютерными эффектами удивили зрителя и «Дозоры», и «Турецкий гамбит», пытаясь составить конкуренцию голливудской продукции. В этом смысле новая продюсерская работа Эрнста – «Высоцкий. Спасибо, что живой» - пример использования самых современных кинотехнологий и мастерской интриги. На предпремьерном показе в столице Башкирии, организованном Sony Pictures, зал «Искры» был забит до отказа. Публике не терпелось увидеть первую художественную картину о легендарном актере и попытаться лично определить, кто же из актеров скрывается под силиконовой маской заглавного героя фильма.

Маска, я тебя знаю

Все-таки умеет его команда повысить градус предпремьерного ожидания картины до кипения. Загадочная история с исполнителем роли Высоцкого сработала безотказно: в некоторых городах случился настоящий ажиотаж. Народ выстаивал в кассах часовые очереди. Интересно, что зрители усмотрели за маской актеров, имена которых и в слухах не фигурировали. Привиделись публике Кравченко, Смольянинов, Миронов, Деревянко. Но большинство ставило на озвученных прессой Безрукова и Вдовиченкова. Между тем Высоцкий выглядит в фильме не столько загадочно, сколько пугающе: силиконовая маска лишает актера возможности выражать эмоции, а потому в некоторые моменты поэт походит на Кашпировского. Если все же это закатанный в резину Безруков, который появляется в фильме в крохотном эпизоде и потому попадает в титры, то за актера можно только порадоваться. К галерее сыгранных гениев – Пушкина и Есенина - добавился еще один легендарный образ.

Кино действительно стало событием, ну, если не с художественной точки зрения, то с технологической - точно. Эрнст творит поистине с голливудским размахом, неслучайно руку к созданию фильма приложила компания Sony Pictures. Телевизионщики пользуются своим ресурсом по полной: крутят рекламный ролик фильма, зарядили на все воскресенье «Место встречи изменить нельзя» - сериал, в котором Высоцкий сыграл последнюю и самую «народную» роль. Малахов приглашает на свою программу участников фильма про Жеглова и Шарапова, а также сыновей Владимира Высоцкого и Марины Влади. Подогрел интерес к премьере документальный фильм «Высоцкий. Последний год» и запись последнего концерта артиста.

Жителям столицы Башкирии посчастливилось увидеть фильм за день до всероссийской премьеры. Первые зрители, пришедшие в кинокомплекс «Искра IMAX», попали на вечер памяти музыканта, артиста и поэта, организованный Sony Pictures и радио «Милицейская волна». Солист группы «Крылья» Руслан Фаршатов исполнил одну из песен Владимира Семеновича, а актер русской драмы Александр Федеряев прочел одно из его стихотворений. Возможность продемонстрировать знание творчества Высоцкого ведущие предоставили и зрителям: уфимцы, продолжившие строчки известных песен легендарного исполнителя, получали в подарок футболки с его изображением и фотоальбомы о поэте.

Интересно, что перед картиной к уфимцам обратились члены съемочной группы. В 15-тиминутном ролике автор сценария Никита Высоцкий признается, что давно мечтал об игровой картине об отце, Эрнст пытается уверить зрителя, что заглавную роль сыграл сам Владимир Семенович, Ваня Ургант по обыкновению хохмит, Акиньшина роняет непрошенную слезу, которую жадно ловит камера, а режиссер Буслов рассказывает смешную историю со съемочной площадки, как у Урганта ус отклеился.

О ломке - негромко

Год назад на экраны вышла «Игла. Ремикс», в которой была похожая попытка реанимировать другого кумира поколения – Виктора Цоя. Но если у Рашида Нугуманова денег хватило лишь на архивные записи лидера «Кино», то у авторов «Высоцкого» получился очень дорогой и самый масштабный выпуск передачи «Как уходили кумиры» почти с мистическим воскрешением.

Никита Высоцкий взял за основу сценария историю друга отца - актера Всеволода Абдулова. За год до смерти в июле 79-го артист на гастролях в Узбекистане пережил клиническую смерть, вызванную передозировкой наркотиков. Повествуя об этих пяти днях в Бухаре, Никита фантазирует, наполняя сюжет невероятными событиями, и фильм превращается в захватывающий триллер. Ко всем окружающим отца людям сын безжалостен: по его мнению, это паразиты, «присосавшиеся к артисту», как замечет один из героев. Это алчный импресарио певца Леонидов, которого играет певец-однофамилец, актер Сева Кулагин, которого изображает кудряво-усатый Урган, не совсем адекватный врач, который умудряется забыть «лекарство» для Высоцкого (убедительно сыгранный Паниным). Есть в фильме и неожиданный Астрахан в роли суетящегося администратора филармонии Фридмана. Судя по отличной роли, создатель примитивных народных мелодрам «Ты у меня одна» и «Все будет хорошо» выбрал не ту профессию.

Между тем главным героем фильма становится вовсе не легендарный исполнитель и даже не один из его близкого окружения, а полковник КГБ (Смоляков), который пасет всю эту гастрольную компанию. Задача гэбэшников - прижать устроителей концертов, реализующих «левые» билеты. А тут еще в этой криминальной истории появляется коробка с морфием, которую из Москвы доставляет последняя подруга Высоцкого Таня (Акиньшина). Прототипом девушки стала Оксана Афанасьева – нынешняя супруга Ярмольника.

Сын рисует образ отца предельно правдиво. Высоцкий предстает больным человеком, страдающим от наркотической ломки, но в финале это уже мифический персонаж – воскрешающий из мертвых и гипнотически действующий на людей.

Фильм действительно никого не оставил равнодушным: шедевром картину называет столько же зрителей, скольких киноэпопея скорее озадачила, чем поразила. И в этом смысле «Высоцкий» стал действительно событием отечественного кинопроцесса.

Ашир МУРАДОВ.

"