Уфимский автор открыл новый жанр в российской литературе – психологический экшн

Уфимский автор открыл новый жанр в российской литературе – психологический экшн

Уфимский автор открыл новый жанр в российской литературе – психологический экшн

6 сентября 2015, 23:18
Культура
В продаже интернет-магазина электронных и аудиокниг «ЛитРес» в разделе «Современные детективы» появилась остросюжетная новинка, у которой есть все шансы стать бестселлером – книга уфимского автора Ильи Райха «Порок». Как значится в аннотации – правообладателем произведения является издательство «Э.РА». В ближайшее время зубодробительный триллер можно будет найти и на книжных полках магазинов столицы Башкирии – в сети книжных магазинов «Планета».

На обложке указывается, что «Порок» - лишь первая вещь из серии «Безумие», так что надо полагать, что в ближайшее время появятся и другие части детективного произведения.

Илья Райх – это псевдоним Ильшата Гайнуллина, прославившегося в Башкирии скандальными публикациями в газете «КоммерсантЪ» под именем Ильи Амладова. Так что никого эпатажа в новый псевдоним молодой автор не вкладывал – Илья привычное имя, а фамилия Райх образована от отчества Ильшата – Райхович. Зато его книга должна взорвать книжный рынок, поскольку роман «Порок» представляет собой эмоциональную смесь остросюжетного детектива, кровавого экшна, мистики, чувственного эротизма и психологической драмы.

Любопытно, что ранее журналист работал на ниве аналитической публицистики и даже близкие люди не подозревали о том, какие талантливые демоны таятся в его душе.

Более 600 страниц действия качественно закрученного детектива, держащего читателя в напряжении до самой развязки, разворачиваются на фоне расследования преступлений маньяка, убивающего женщин. Причем, злодеем оказывается, конечно же, человек на которого читатель никак не может подумать – такая головокружительная интрига и все возрастающий накал страстей достойны пера маститого детективщика, а никак не дилетанта в этом жанре.

Автор признавался, что для того, чтобы достоверно описать будни следствия и не допустить ошибок, ему пришлось оставить журналистский труд и посвятить себя изучению этой закрытой для общественности сферы. Ильшат Гайнуллин не только лично побеседовал со многими высокопоставленными башкирскими правоохранителями, но и провел достаточно времени в морге, психиатрической лечебнице, СИЗО и изоляторах временного содержания. Так что книга изобилует подробностями, которые сделают честь любой криминальной драме, поскольку автор с журналистской дотошностью воспроизводит не только сцены убийств и насилия, но и допросы, экспертизы, патологоанатомические исследования и повседневную жизнь следователей, полицейских, конвоиров и даже уголовных авторитетов.

Но главное достоинство дерзкой новинки вовсе не в правдивой передаче криминальных подробностей, а в том, что она может стать открытием в современной российской литературе. Ничего подобного до этого на книжном рынке страны не появлялось, так как другие авторы стараются твердо соблюдать законы жанра, не выходя за рамки дозволенного. Сам автор обозначил новый жанр, как психологический детектив, хотя даже маститым критикам будет сложно дать определение этой остросюжетной прозе с замысловатым сюжетом.

Новичок в писательском деле не побоялся в своей книге замешать вещи, казалось бы несовместимые – на фоне брутальной детективной линии идет доскональное исследование внутреннего мира мужчин и тонкой любовной сферы. В частности, автора интересует влияние детских сексуальных впечатлений и эротических фантазий на поступки взрослых представителей сильного пола. В книге, как и положено в мужском детективе, много чувственных сцен, но вовсе не для того, чтобы потешить низменные желания читателя. Автор выстраивает плотские потребности и скрытые желания в некую систему, которой подчиняются мужчины и пытается ответить на вопрос, интересовавший ведущих сексологов мира, каким образом сексуальные переживания могут влиять на обычный ход жизни и к каким, в итоге, приводить последствиям. А если к этому крутому замесу добавить, что в книге присутствуют мистические явления, сопровождающие героев, а также подробно описаны их душевные терзания, то можно сказать, что повествование получилось по-настоящему взрывным для любого сознания. Кроме того, для женщин приоткроется тайна волнений противоположного пола, которые обычно мужчины скрывают, и, возможно, после прочтения книги читательницы станут лучше понимать представителей сильной половины человечества.

Есть в повествовании и другие сюрпризы, которые могут удивить ценителей литературного творчества. Обилие кровавых деталей и сексуальных подробностей нисколько не портит книгу, а только лишний раз подтверждает – уфимский автор открыл новый жанр, который привлекает и любителей «низкого» детективного труда и «высокой» психологической литературы.

Читатели заметят, что с каждой страницей они начинают все больше сопереживать отрицательным героям, которым, как следует из лихо закрученного сюжета, как раз сострадать не стоит. Но в этом и состоит мастерство автора, как детектива, так и любого драматического действа – заставить сомневаться в происходящем, которое потом действительно переворачивает мир с ног на голову. А профессия журналиста стала основой для уверенного слога и кропотливой работы с фактурой, при этом Илья Райх вряд ли сам осознает, какое крутое литературное тесто он замесил.

Оформление книги создал уфимский художник Азат Мухтаруллин, который уступил авторские права на обложку молодому автору.

- Он очень талантливый художник, - рассказывает Илья Райх. - Идея рисунка была моя, но Азат сразу уловил мою мысль, и уже на второй встрече выдал картинку, которая полностью, на мой взгляд, отражает суть книги. Это говорит о нем, как об очень большом  мастере. 

В аннотации утверждается, что книга о «типичном российском городе-миллионнике», но местный читатель легко узнает не только Уфу, но и известных здесь персонажей, таких например, как правозащитник Эдвард Мурзин, имя которого автор почему-то не стал скрывать за созвучными инициалами, как поступил с другими узнаваемыми героями.

По словам писателя, он не старался изобразить известных в Уфе личностей в тех или иных криминальных обстоятельствах, но многие герои представляют собой «собирательный образ».

- За время журналистской работы у меня было много времени и возможностей изучить характеры успешных людей, профессионалов в своей области, понять причины их поступков, а также догадаться, что любая профессия, особенно связанная с кровью и горем, деформирует личности, - рассказывает г-н Райх. – Сначала этот багаж накаливался, а потом выплеснулся на бумагу. Мне захотелось поделиться своими наблюдениями, из чего складываются модели человеческого поведения и поступков.

Автор признается, что многое из нравственных страданий, описанных в книге, он пережил лично, хотя оставил место и вымыслу.

- И все-таки журналистский опыт не позволяет излишне фантазировать, - говорит он. – Каждое действие моих героев продиктованы конкретными причинами, и эта логическая последовательность придает роману достоверность.

Кроме того, в книге воспроизведены политические и общественные события, происходившие в последнее время в столице Башкирии, а также архитектурные достопримечательности, описание зданий и мест, знакомых уфимцам, и даже названия улиц и площадей. Так что с хрониками родного города, пусть и на фоне криминально-психологической драмы, созданной в виде триллера, будет интересно всем, проживающим в Уфе. 

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter