Posted 6 августа 2014,, 09:51

Published 6 августа 2014,, 09:51

Modified 10 ноября 2022,, 18:46

Updated 10 ноября 2022,, 18:46

Уфимская художница надеется вернуть людей к жизни своими полотнами

6 августа 2014, 09:51
В уфимской художественной галерее открылась выставка Ольги Цимболенко «Электричество». Молодой автор уже успела зарекомендовать себя среди коллег и ценителей искусства как смелый, яркий и успешный живописец. Экспозиция – своеобразный творческий отчет о проделанной за последние годы работе: художница отобрала 70 картин последних двух лет и несколько более ранних полотен. Однако в стенах галереи разместить удалось лишь 49 из них.

Основано на реальных событиях

Если молодые поэты вслед за Пушкиным мечтают жечь сердца людей глаголом, то Ольга Цимболенко предлагает реанимировать человеческие эмоции с помощью своего «Электричества».

– Это крутое слово очень подходит к моим картинам, – объясняет выбор названия экспозиции художница. – Оно работает, и другого варианта я пока не вижу. Электрический разряд иногда способен привести человека в чувство, вернуть к жизни. Так и искусство: иногда люди приходят домой не вполне живые, уставшие, а потом посмотришь фильм, и он тебя вытаскивает. То, что настоящее, тебя спасет.

Тема кино промелькнула в комментарии Ольги не случайно: многие представленные на выставке работы напрямую отсылают к мировому кинематографу: «Выживут только любовники», «Натюрморт с Альмадоваром и коробка», «Это не то, что ты думаешь» и даже просто «Film». Есть на экспозиции и работа, навеянная кинолентами Дэвида Линча.

Еще одна тема в творчестве Цимболенко – сюжетные зарисовки. Ольга в деталях воспроизводит окружающий ее мир: городские лабиринты с яркими торговыми витринами и деревенские улочки, бытовые сценки, натюрморты и виды окна.

– Все картины основаны на реальных событиях, - шутит она. – Как нарисовано – так и было. Я никогда не вру. Вот свежая картина: сидят двое людей в колготках, смотрят книгу с картинками и телевизор одновременно. Кажется, такое в нашей жизни бывает каждый день… А по-моему, это очень красиво: выход в книгу, в телевизор и друг на друга. Меня интересуют люди и пространство вокруг них.

Интересно, что на экспозиции нет привычных всем табличек с названиями картин, их художница пишет на ребрах подрамников. Всю работу по оформлению выставки, пригласительных, банеров взяла на себя близкая подруга Ольги фотохудожница Галия Ли.

– Пока мы размещали работы в зале, было столько маленьких открытий! Для меня выставка уже состоялась, - считает Ольга Цимболенко, – ведь каждый новый зал – новая жизнь картины. Перенесите ее в другое помещение, повесьте с другой картиной – и она вступит в диалог, станет выглядеть по-другому. Мои картины – это мои сокровища, и мне хотелось бы поделиться ими со всеми.

Несмотря на общность тематики, технических приемов и узнаваемость автора, работы Цимболенко нельзя назвать одноплановыми.

– Я затрудняюсь назвать стиль, в котором сегодня работает Ольга, - говорит коллега Цимболенко по цеху Егор Прокшин, – но я вижу, что молодой автор ищет и находит свое лицо. Многие работы на выставке – с иронической интонацией, и мне это нравится.

Саму художницу вопросы обозначения стиля не волнуют. Как признается Ольга Цимболенко, она не помнит даже, сколько у нее было выставок.

– Отслеживать творчество – дело искусствоведов, - считает она. – Я просто каждый день иду и делаю свое дело, у меня есть определенные задачи, которые пытаюсь решить, свои «норы», которые я «копаю».

Декоративный подход

Девушка уверенно осмысливает живописное наследие своих предшественников. Так, работа «30 минут в марте» вполне могли выйти из-под кисти Адии Ситдиковой, а тот же «Фокусник» отсылает к традициям советской детской книжкой иллюстрации, работам Вениамина Лосина и Александра Дейнеки.

– Это очень сильная экспозиция, виден свой почерк, – считает живописец Рената Малютина. - Освоить такое пространство под силу далеко не каждому молодому автору. Интересно, что в первом зале Ольга выставила работы небольшого формата. Это очень интересный ход. Во втором зале меня заинтересовали две ярко-красных работы. Такой цвет в ее творчестве неожидан.

Художник Евгений Винокуров считает, что секрет Ольги - в подходе к работе.

– Подход у нее не декоративный, а мужской, - поясняет Евгений Александрович. – Она берется за серьезную тему и раскрывает ее: всегда найдет такое, что многие художники-мужчины позавидуют. У нее сильное искусство.

То, что сегодня Ольге тесно в рамках не только одно жанра, но и вида искусства, нельзя не заметить. То и дело в ее полотно оказываются вплетены слова, русские и башкирские, реплики и даже целые истории. Так, ее «Фокусник» возник на основе литературного анекдота, текст которого удачно вписывается в общую композицию и «держит интригу»: зрители на несколько минут замирают у полотна, чтобы прочитать, чем же закончилась история.

– Вы не видели еще картину «Хаумэхэгэз» (Добрый день)», – улыбается художница. – Немного жаль, что ее купили, она бы украсила экспозицию. Я люблю ездить в деревню на пленэр вместе с союзом художников. Все рисуют природу, орлов, а меня тянет к людям. Я не хожу далеко в горы, меня волнуют человеческие эмоции. Прошла бабушка, поздоровалась со мной, – так получилась картина.

Товарищи по пленэру не раз отмечали своеобразный поход Цимболенко к поиску сюжета.

– Мы разбегались на машинах по окрестностям, бегали за каким-то бараном, который убежал в горы, а она какой-нибудь бак нарисует, и сама жизнь, - отзывает о молодом мастере Риф Абдуллин. – Ольга видит смысл в том, мимо чего мы проходим, видит красоту в обыденном. Помню, нам наловили карасей, и их очень неудачно пережарили, почти до углей. Лежат они на тарелке, обугленные, никто их не ел, а Ольга взяла и нарисовала их. Она оживила этих рыбок.

А еще художница часто использует в работах нестандартные материалы: металл, фотографии. Однако тему коллажа г-жа Цимболенко все-таки решила приберечь для следующей экспозиции – в «Мирасе».

– Иногда картина требует дополнений, и я ничего не могу с собой поделать, - поясняет девушка. – Материал сам приходит, когда это требуется.

Впрочем, «нестандартный» подход к живописи Ольга Цимболенко практикует с детских лет. По воспоминаниям мамы, Раисы Александровны, Оля любила рисовать на обоях. Нет, это было вовсе не примитивное «каля-баля», просто обои в советское время были в дефиците, и юная художница собственноручно «реставрировала» вытертые фрагменты. По словам родственников, очень удачно.

– Мне выставка интересна еще и потому, что многие из этих картин я вижу впервые, - признается мама художницы. – А вообще-то все самые любимые Олины работы висят у меня дома. Особенно мне дорог один пейзаж. Наша семья жила на Доке. Часто по весне наши двухэтажки подтапливала разлившая Уфимка, и Оля как-то изобразила наш затопленный двор. Сейчас эти домики снесли, но, глядя на картину, мы с друзьями вспоминаем то время.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"