Posted 6 августа 2013,, 12:41

Published 6 августа 2013,, 12:41

Modified 10 ноября 2022,, 18:49

Updated 10 ноября 2022,, 18:49

Салават Низаметдинов перестал создавать песни после подлости друзей-композиторов

6 августа 2013, 12:41
На минувшей неделе в столице Башкирии простились с прославленным композитором Салаватом Низаметдиновым. Автор нескольких опер и более двух десятков песен для эстрадных исполнителей скончался на 57-м году жизни. Из многочисленных братьев и сестер Салават единственный, кто стал заниматься творческой деятельностью. Сам композитор признавался, если бы родился зрячим, стал бы шахтером - в родном поселке Миндяк Учалинского района другой профессии просто не было.

«Иногда Господь диктует мне музыку»

Еще в студенческие годы Салават Низаметдинов одержал победу и стал лауреатом Международного конкурса в Праге. Вокальную симфонию «Разговор с Салаватом» отметили на Международном конкурсе в Чехословакии и Золотой медалью ВДНХ в Москве.

В 1989 году на сцене Башкирского театра оперы и балета состоялась премьера оперы «Черные воды» по одноименной поэме Мустая Карима. В 1996 году – премьера оперы «В ночь лунного затмения», а в 2000-м – «Мементо». В 2002 году Салават Низаметдинов идет на совершенно неожиданный эксперимент: он показывает на сцене Башкирской государственной филармонии молодежную рок-оперу под названием «Звезда Любви».

Салават Ахмадеевич вдохновение понимал по-своему:

- Сочинительство - это кропотливый труд, но Господь иногда снисходит и диктует музыку. Это я и называю вдохновением.

В 2007 году Салават Низаметдинов стал лауреатом ежегодной премии имени Дмитрия Шостаковича. Эта награда, учрежденная Международным благотворительным фондом Юрия Башмета, считается самой престижной среди российских музыкантов. С того момента не осталось сомнений, что талантливый композитор вошел в число лучших маэстро страны. Высокое жюри оценило оперу Салавата Низаметдинова «Мементо», посчитав ее вершиной композиторского искусства.

- Это безоговорочное признание башкирского искусства российскими коллегами, «зубрами», относящихся к чужому творчеству без всяких снисхождений, - отмечал в интервью «ЧП» г-н Низаметдинов. – По поводу оперы без ложной скромности скажу: нам удалось сделать нечто, аналога которому нет ни в России, ни в мире.

«Мементо» в свое время была отмечена и премией «Филантроп», присуждающейся деятелям культуры с ограниченными возможностями. Однако Салават Ахмадеевич инвалидом себя никогда не считал. Композитор – незрячий, но, по его признаниям, именно темнота позволяла ему видеть и слышать музыку внутри себя.

– Я много езжу по России, анализирую творчество коллег, - говорил Низаметдинов. – Музыка в Башкирии находится на уровне мировых шедевров композиторского искусства, и потому хочется писать еще ярче и смелее. Творческий процесс доставляет мне неизъяснимое наслаждение.

Под занавес 2009-го в башкирской опере состоялась премьера «Наки» - последней оперы, поставленной при жизни композитора, которую он писал три года.

- Не могу сказать, что опера «Наки» далась мне легко: постоянно возникали какие-то трудности, препятствия, - рассказывал Салават Ахмадеевич. - Сначала я долго искал тему. Потом пришлось согласовывать материал, много работать с оркестром, исполнителями, режиссером. Наки – это ожидание пришествия Божьего света, если хотите, Христа, Магомета, Моисея.

«Композитор должен предлагать себя»

Композитор заканчивал работу над музыкой к спектаклю «Урал-батыр» и над седьмой оперой «Гранатовый браслет» совместно с поэтом Валентином Загорянским.

Но композитор не ограничивал себя рамками жанра музыки больших форм. Его песни мелодичные, необычно интонационные, очень популярны в Башкирии: многие из них стали воистину народными. Популярны они и далеко за пределами республики. Именно здесь проявляется неповторимая индивидуальность и особое вокальное дарование композитора. Примечательно, что единственной песней на башкирском языке, которую выбрала Земфира для исполнения, стала мелодичная композиция Салавата Низаметдинова «Куз нурым».

Салават Ахмадеевич считал, что об уровне существующей музыкальной культуры можно судить по трем составляющим - опере, балете и симфонии.

- Родоначальник профессиональной оперы в республике - это Загир Исмагилов, Рауф Муртазин – основоположник симфонии, а Лейла Исмагилова пишет балеты, которые не стыдно показывать ни в России, ни в мире, - объяснял он. - Она и Рустем Сабитов продолжили дело композитора Наримана Сабитова. Наша сила в том, что мы продолжаем традиции. Кто стреляет в прошлое, у того нет будущего.

Композитор был уверен, что помимо крупных форм башкирские авторы успешно работают с песней и камерными жанрами.

- У нас есть песенники, известные не только в республике, но и всему мусульманскому миру, - отмечал Салават Ахмадеевич. - Это Рим Хасанов, Роза Сахаутдинова, Нур Даутов, чья пьеса «Фатима» ходит и за пределами России. В области камерной музыки тоже большие достижения. Мы заключаем договор с театрами и пишем для них. В других регионах подобной практики просто не существует. Например, в Татарстане за 25 лет поставили всего одну оперу Резеды Ахияровой.

Четыре года Салават Ахмадеевич возглавлял Союз композиторов Башкирии. Под его руководством часто проводились юбилеи, фестивали, концерты молодых композиторов. Как и в любой творческой сфере без интриг не обошлось. В 2009-м – в год 70-летия Союза композиторов – Салавата Ахмадеевича сместили с поста главы творческого объединения, что для него «стало ударом».

- Я бы не воспринял переизбрания так больно, если бы оно не сопровождалось подлыми делами, - признавался Низаметдинов. - На этой почве я потерял многих, кого считал настоящими друзьями.

Низаметдинов считал, что самая главная беда в том, что «мы живем в переходное время»:

- Заботит лишь то, что сегодня нет каких-то налаженных отношений, а потому композиторам очень сложно ориентироваться, - отмечал Салават Низаметдинов. – Чтобы быть востребованным, композитор должен сам двигаться и предлагать себя. Даже наш Союз не в силах заниматься пропагандой и продвижением авторов. Выручают лишь личные связи. Я не знаю в Башкирии композитора, который бы имел своего менеджера или пресс-секретаря. На ситуацию способен повлиять интернет, выпуск дисков и радиоротации. С крупными жанрами, конечно, сложнее. Если наш театр поставил оперу, то другой уже это сочинение не берет. Есть такой негласный закон.

«Менеджмент и творчество совместимы»

Больше всего Низаметдинов переживал за коллег, чьи сочинения остаются невостребованными.

- Тогда беда: нет денег, остается только голодать, - сокрушался он. - Если композитор дипломированный, может пойти преподавать сольфеджио, гармонию, инструментовку. Если хорошо владеет фортепиано, может пойти поиграть в каком-нибудь ансамбле. В Москве это обычное дело: композиторы играют в ресторанах, даже таксистами работают. Потому сотрудничаем со всеми, кто платит. Пусть это звучит цинично, но деваться некуда. Это раньше было зазорно: «Ах, ты продаешь свои произведения, работаешь за деньги!». А сейчас мы сами ищем эту работу и рады, когда она есть. Востребованным композиторам проще. Их знают, но это надо заслужить за долгие годы, нужно постоянно общаться, с кем-то тусоваться.

Салават Низаметдинов сетовал и на отсутствие в Башкирии шоу-бизнеса, что создает композиторам большие проблемы для реализации их творений.

- С этим у нас большая проблема, а вот, например, в Татарстане шоу-бизнес развит. У них много певцов, потому и выбора больше. Я в последнее время работаю с Салаватом Фатхетдиновым - он платежеспособный. Иногда дарю ему песни, ведь у нас дружеские отношения. На его концертах целый блок моих песен, а это дорогого стоит. Есть состоятельные люди, заказывающие песни. Им, конечно, отдаешь авторские права, потому что платят сразу и много. Тут уж кто как договорится – начиная от пяти тысяч рублей и выше - предела нет. Одной богатой организации мне удавалось продать композицию и за три тысячи долларов.

Четыре года назад композитор признавался, что перестал писать песни.

- Если у тебя достаточно денег - ты можешь позволить переложить всю организационную работу на другие плечи. Чтобы просто творить и зарабатывать себе на жизнь только этим, нужно быть очень крутым, состоятельным композитором. А вообще, менеджмент и творчество совместимы. По крайней мере, башкирские композиторы не могут позволить себе заниматься только музыкой.

Салават Ахмадеевич очень гордился своей оперой «Ночь лунного затменья», которая прозвучала на Днях РБ в Москве.

- За круглым столом ведущие критики и музыковеды очень тепло отозвались о ней, - не без удовольствия замечал он. - Помню заголовки публикаций, типа: «Оперу башкирского композитора должны услышать во всем мире».

"