Posted 6 августа 2013,, 12:39

Published 6 августа 2013,, 12:39

Modified 10 ноября 2022,, 18:49

Updated 10 ноября 2022,, 18:49

Аркадий Коваль: «Зрители антреприз приходят смотреть на звезд, как на обезьян»

6 августа 2013, 12:39
Аркадий Коваль засветился во множестве известных фильмов, правда, главных ролей актеру никогда не доставалось: острохарактерный исполнитель довольствовался эпизодами, которые в его исполнении получались очень запоминающимися. В «Ширли-мырли» Аркадий сыграл экспрессивного сурдопереводчика, а в сериале о Шерлоке Холмсе комичного констебля. Сегодня, как и многие российские актеры, он зарабатывает на жизнь, колеся с антрепризами по стране. Хотя относится к такой форме работы неоднозначно, смело критикуя драматургию гастрольных постановок.

«С четырех лет я сидел в оркестровой яме»

Аркадий работает в театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, называя его «гостеатром с необычным устройством рабочего процесса».

- Вообще у нас в стране антрепризы часто пишут на потребу зрителю, - уверен актер. – Люди, в основном, приходят посмотреть на звезд, словно на обезьян. Пока что просто невозможно играть в антрепризе, например, Гоголя - зритель просто не пойдет.

Коваль ставит в пример провинциальной публике московских зрителей, которые «с удовольствием покупают билеты на антрепризу по Островскому».

- Уже пора выбирать для этой формы спектаклей сильную драматургию, - считает он. - Потому что антреприза не должна быть отдельной от театра — это бред.

Критично настроенный артист довольно редко посещает театры в качестве зрителя, стараясь следить лишь за премьерами.

- Как-то я пришел на «Женитьбу» по Гоголю в Александрийку, - вспоминает он. - И ни разу не улыбнулся, хотя Гоголь комедию писал. Я не думаю, что у меня проблемы с юмором, тем более что и другие зрители довольно прохладно приняли постановку. И в нарядном, на тот момент только что отремонтированном театре с помпезным дизайном и расписными потолками это смотрелось еще более удручающе.

По мнению Коваля, артисты работают в театрах по сути ради удовольствия, потому что зарабатывать на жизнь таким способом очень сложно — выручают съемки в кино и участие в антрепризах. Но в выборе профессии он был уверен всегда, еще в школе готовясь выходить на подмостки.

- В шестнадцать лет я вовсю готовился к поступлению, - вспоминает Аркадий Константинович. - И переносил свою постоянную игру не только на упражнения и сценки, но и в жизнь. Один товарищ однажды даже сказал мне, чтобы я не растерял свой пыл.

Но свои стремления Коваль во многом объясняет тяжелыми условиями жизни в детстве.

- Родители-актеры, работая в Омске, жили очень бедно, - рассказывает продолжатель династии. - А ведь нас было трое детей, мы на матрасах спали, всей семьей буквально голодали.

Артист рассказывает, что буквально с молоком матери впитал любовь к сцене.

- С четырех лет я постоянно сидел в оркестровой яме, - улыбается он. - Родители в театре просто жили, репетировали ночи напролет — совсем иной подход к работе был. В Таганроге, например, у них было одиннадцать репетиционных точек и пятнадцать премьер в год — тогда в провинциальных театрах был жесткий план. Сейчас такие цифры просто немыслимы.

«Театр — это не «Аншлаг», куда можно прийти и поржать»

Но все же в сравнении с застойными 90-ми актер уверен, что подрастающее поколение актеров тоже хочет работать.

- Тогда многим было просто все по барабану, - рассказывает он. - И мой преподавательский опыт показывает, что молодые ребята действительно хотят стать актерами, а не просто штамповать сериалы. Когда бизнес сталкивается с чистым искусством, начинается разруха, но в чистом виде творчеством заниматься пока почти невозможно.

Именно поэтому актер называет театр почти летальным, потому что «это не «Аншлаг», куда можно зайти и поржать».

- А тут нужно подумать, открыть душу, чтобы понять, чего человек на площадке хочет от меня добиться, - рассуждает он. - И очень обидно, что зритель все чаще приходит на соединение шоу-бизнеса с поп-музыкой. Я, например, по-разному смотрю концерты Пола Маккартни и Элтона Джона — вроде они стоят близко, но есть определенные различия в подаче.

Еще одним важнейшим аспектом для своей профессии Коваль считает наличие у актера богатой фантазии.

- Нужно уметь придумать и воплощать, - объясняет он. - Я вот могу себе придумать больше, чем Лев Толстой написал.

Обладатель украинской фамилии, переводящейся как «кузнец», Аркадий Константинович давно привык исправлять неправильное ударение в ее произношении.

- Хотя в армии меня постоянно называли по фамилии, делая ударение на «о», - вспоминает он. - Но тогда я уже через несколько дней оставил все попытки кого-то исправить и привык к новому звучанию.

Артист признается, что служил наравне со всеми и только в свободное от службы время мог заниматься искусством.

- Большинство моих друзей в армии были еще и моими однокурсниками, - рассказывает Аркадий. - Мы ездили в другие части с концертами, устраивали капустники. А однажды даже сделали пародию на нашего комбата — ну и влетело нам тогда! Хотя были и благодарные зрители, которые понимали юмор.

Неконфликтный актер и во время военной службы, и сейчас всегда старается замять любую ссору и на рожон никогда не лезет.

- По гороскопу я Весы, поэтому всегда стараюсь уравновесить атмосферу, гармонию люблю, - говорит артист. - И конфликтные ситуации стараюсь пускать на самотек — все должно прийти к тому, как и должно быть.

Алина НИЛОВА.

"