Всем «Чужая». От нового детища Эрнста не в восторге ни прокатчики, ни зрители

Всем «Чужая». От нового детища Эрнста не в восторге ни прокатчики, ни зрители

6 июля 2010, 23:48
Культура
Фильм «Чужая» позиционируется как продукция великого и ужасного начальника Первого канала и продюсера Константина Эрнста. Помогло это фильму или, наоборот, помешало, сказать сложно. Факт в том, что кино получилось достойным внимания. Это не какой-нибудь голливудский шлак, обреченный на «посмотрели и забыли». Это крепкий и перченый продукт, который могут оценить настоящие гурманы. Интересно, что прокатчики посчитали фильм слишком жестоким и кровавым, а сам Эрнст из форматных соображений даже и не думает демонстрировать картину на своем канале, ориентированном на домохозяек.

Сексуальное исчадие ада

 

Фильм, снятый по одноименной книге Владимира «Адольфыча» Нестеренко, - гламурный, но продвинутый. Эрнст признался, что старался контролировать съемки по максимуму и даже сам ставил некоторые эпизоды. Постановщик «Чужой» Антон Борматов явно не был властителем дум, движений и идеей. Что ж, думаю, он не особо расстроился. Получить в покровители Эрнста – это для режиссера, дебютировавшего в большом кино, гарантия успеха.

Сюжет «Чужой» вроде бы прост. Четверо братков из бандитского Киева посланы в Чехию, чтобы вывести оттуда девушку, «погоняло» которой вынесено в заглавие фильма. Она сестра попавшего за решетку киллера и нужна главарю бандитов в качестве заложницы, чтобы брат, побоявшись за ее жизнь, не стал колоться милиции. Чужую вытаскивают из цыганского плена и пытаются вывести, но она оказывается опасным игроком.

«Чужая» – фильм действительно из ряда вон выходящий и интересный. Да, он не собрал больших денег в прокате, но это не проблема режиссера, автора книги или актеров – тут менеджмент просчитался, недопиарил, недорекламировал.

Главный шаг в сторону неудачи в массовом прокате – жесткость и сухая реалистичность этого фильма. Нам, любителям чего-то крепенького, такие приемы по душе, а многих  это отпугивает. Успех «Гарри Поттера», «Аватара» и тех же «Сумерек» показывает, чего людям надо: отправляясь в кино, они хотят сказки, приятной мистики, душевных переживаний и романтических вздохов. Или нереальных боевиков с погонями, авариями и убийствами. То есть того, что не угрожает нам всерьез и каждый день. А в «Чужой» показаны угрозы, которые сейчас вполне актуальны.

Многое сравнивают «Чужую» с «Бумером». Роднит картины и время действия - лихие 90-ые, и четверка бандитов в дороге, и жесткие реалистичные сцены с кровью. Но фильмы все-таки разные. В «Бумере» жестокости все же меньше и нет такой явной сексуальности.

В «Чужой» все постарались сделать ближе к жизни. Автомобиль у братков, конечно, не простой, но не такой серьезный и солидный, как семерка BMW в «Бумере», да и вообще дорога занимает лишь малую часть новой картины. Многие из посмотревших, наверное, даже не запомнили, какая именно у четверки бандитов модель.

Киевские бандюги злобней, недоразвитей и страшней «бумеровских», а сама Чужая – вообще порождение ада в очень привлекательной дамской оболочке. Убийств тут гораздо больше, есть пытки, которые впечатлительным людям и детям лучше не смотреть. Авторы фильма не зря не рекомендуют «Чужую» людям до 18, а в прокате картина получила рейтинг «до 16-ти».

Если в «Бумере» есть столкновение бандитского мира и жизни простых людей, то в «Чужой» все просто: бандиты против бандитов. И неважно, откуда все они – киевские, кавказские, чешские, цыганские. Наций нет, есть дорога опустошенных и озлобленных людей в никуда, жестокое и постоянное уничтожение друг друга, когда в финале остаются одни несимпатичные трупы.

 

Из бандитов в барыги

 

Авторы старались подбирать неизвестных актеров. Их задачей было сделать так, чтобы зрители уже к двадцатой минуте забыли, что это кино, и относились ко всему происходящему на экране, как к реальности. Что ж, с этой задачей они отчасти справились. Узнаешь далеко не всех исполнителей и смотришь на них действительно не как на актеров, а как на людей из реальной жизни 90-х.

Хотя Кирилл Полухин, отлично сыгравший лидера четверки бандитов Малыша, все же узнаваем. Слишком во многих проектах засветиться успел. Благодаря яркой эпизодической роли бандита в популярном сериале «Интерны» легко вспоминаешь и Анатолия Отраднова, сыгравшего веселого и жадного до наживы Гирю. Где-то видели мы и Евгения с замечательной фамилией Мундум. Этот актер великолепно передал характер самого главного бандита, наркомана-укурка Рашпиля.

Кстати, менеджмент картины пошел на интересный ход, используя актерский талант Евгения. В интернет было запущено видео, где он в блатном образе «опускает» в разговоре зрителя, который скачивает нелицензионные копии из сети. Может такое видео кого и напугает, но, думаю, абсолютнейшее большинство людей просто посмеются от души и  будут качать дальше.

Действительно малоизвестные и достойно отработавшие актеры – это Евгений Ткачук в роли Шустрого и Наталья Романычева, сыгравшая Чужую. Между этой парочкой в кино происходит интереснейшая постельная сцена в поезде. Она достаточно откровенная, чувственная, длительная, но все-таки не порнографическая. Думаю, что симпатяжка Романычева заработала множество положительных баллов. Скоро увидим ее в новых ролях и, конечно же, в мужских журналах.

Изворотливую стерву эта актриса играет очень хорошо. Нехитрый женский арсенал с разводами мужчин на жалость и на любовь персонаж Романычевой освоил. Чужая умеет также сталкивать лбами, подкупать, запугивать и конкретно разъяснять, почему бандит должен пойти против установленных в его мире законов. Она не всесильна и не может, к примеру, вырваться из цыганского плена. Но в своей преступной среде эта опасная дама умело обходит проблемы и движется к успешному разрешению собственных проблем.

Женщины могут быть очень опасны! Не верите? Тогда посмотрите этот фильм. Она на многое готова пойти, чтобы добиться своего. И вроде бы у нее все получается. Но закон «сколь веревочка не вьется, все равно в петлю совьется» все же срабатывает безотказно.

Конечно, что-то человеческое осталось даже в этой женщине, истерзанной бандитской жизнью. Чужая на очень многое способна, но все-таки не убивает своего наивного спасителя Шустрого, хотя хотела сделать это. Она пытается дотащить его раненого до машины, не забывает парня и в тюрьме.

Говорят, что героев сделали нарочито несимпатичными. И действительно, если столкнуться с такими в жизни, то никакой радости не будет. Но зритель все же помнит, что он в кино. Тут можно полюбоваться на прелесть да чувственность Чужой, хоть она и грязная дама, посочувствовать глупому Шустрому, повеселиться над шуточками Гири, начать уважать за честное выполнение работы Малыша и посчитать справедливым поступок одного из четверки бандитов - того самого, которого оставили раненым у больницы в Чехии.

В фильме полно цепляющих фразочек и диалогов. Авторы, видимо, рассчитывали, что зритель растащит «Чужую» на цитаты. Очень показателен в фильме небольшой диалог. «Ты чего деньги даешь и еще отмазываешься, как барыга?» - спрашивает вышедший из тюрьмы бандит своего кореша. «А я и есть барыга. Сейчас барыги только и живут». И действительно – быть крутым бандюком куда менее прибыльно и куда более опасно, чем торговать нефтью или недвижимостью.

В целом главная мысль картины проста и понятна. Бандитский образ жизни не просто конечен – он быстро конечен. А если даже ты выжил и завязал, то прошлое все равно может вернуться и забрать твою жизнь. Так что бросаем пистолеты, ножи и старые иномарки, отращиваем волосы и уходим в бизнес, братва. По-другому просто не канает.

Владимир РАТНИКОВ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter