Posted 6 июня 2016,, 04:36

Published 6 июня 2016,, 04:36

Modified 10 ноября 2022,, 18:37

Updated 10 ноября 2022,, 18:37

Что нужно знать о сабантуях?

6 июня 2016, 04:36
Традиционно, в конце весны-начале лета в тюркских регионах и местах проживания диаспор проводится большой национальный праздник - Сабантуй. ИА "Медиакорсеть" на примере районного сабантуя, который прошел в начале июня в Чекмагушевском районе Башкирии (100 км на Северо-Запад от Уфы) предлагает разобрать анатомию обычного сабантуя в продвинутом аграрном районе.

Почему Сабантуй так называется?

Сабан — это плуг. Туй — это свадьба, вернее, любой большой праздник. Так что москвичи-шестидесятники, называющие сабантуем любые посиделки на кухне или в лаборатории, правы лишь наполовину. Логичнее всего им называть "сабантуем" гулянку на даче, проведенную после посадки огурцов и редиски.

Сабантуй привязан к завершению сева яровых культур, поэтому он бывает в конце весны, но, как правило, в начале лета. Слово «туй» навевает мысли о свадьбе, которая называется также и потому появляется некий половой смысл. Якобы плуг — это такое мужское «начало», которое "оплодотворяет" пассивную землю, ещё "девственную" в этом сезоне. Аналогии соблазнительные, отрицать трудно.

Почему же тогда праздник плуга проводится не до посевной, а после?

Оказывается, современный Сабантуй, по мнению ученых сложился из двух праздников - Джиена и Сабантуя. Вот как объясняет ситуацию этнолог Ильдар Габдрафиков, сам родом из с.Чекмагуш:

Сегодня для татар и башкир Сабантуй - это своеобразная, приспособленная к современным реалиям, форма проявления их групповой идентичности, поддержки своих корней, соседских и родственных отношений.

Но по своему генетическому происхождению Сабантуй - это праздник начала весенних сельхозработ, а не их завершения. Т.е. он проводился где-то в конце апреля (по современному стилю) и совсем по другому, чем в последние 100 лет.

Раньше татары и башкиры, в начале лета (после окончания весенне-полевых работ и до начала сенокоса) проводили так называемые Джиены. Вот джиены по своей сути, как раз, напоминали, современные сабантуи. За несколько дней до праздника назначенные из старейшин собирали яйца, платки, петуха, кожаные сапоги, барана и пр., которые затем дарили победителям в скачках, борцам курэш и т.д. Сами джиены проводились на майдане. Но уже в 20 веке эти два праздника объединись воедино - название осталось за первым, а суть за вторым.

В какие дни бывает Сабантуй?
По традиции, видимо, еще заведенной во времена Муртазы Рахимова, а то и раньше, сабантуи проводятся не абы как, а по специальному указу или постановлению, содержание которого — график его проведения в районах. Он бывает в каждые выходные дни июня, одновременно в 12-17 районах Башкирии, желательно в субботу, потому, что в воскресенье еще кому-то приходить в себя, кому-то убираться после огромной толпы.



Где бывают Сабантуи?
Как правило, Сабантуй проводят на специальной площадке, расположенной в удобном месте, неподалёку от райцентра. Например, в Чекмагуше сабантуйная площадка оборудована близ села Кашаково. Там есть огороженный грунтовой круг с трибунами и судейской будкой, подходящий и для бегов, и для скачек, а также площадка для парковки машин, торговые ряды, закрытая вип-трибуна для особых гостей. Главные события - приветственные речи, концерт самодеятельности, бега, скачки, спортивные соревнования - проходят внутри бегового круга. До завершения конных соревнований туда не пускают, опасно, можно попасть под лошадь. Потом он превращается в стадион для игр.

Где ещё бывает Сабантуй?
Есть два вида особых сабантуев — они проводятся вне сельскохозяйственного цикла. Это столичные сабантуи в июле, еще с тридцатых годов, в Москве, и являются формой представления двух братских субъектов Российской Федерации. Я бы назвал их, скорее, днями Башкортостана и Татарстана в Москве. Там могут быть театрализованные представления, естественно, бега и скачки, ярмарки этнокухни и сувениров, и т. д. В Москве они иногда проходят на ипподроме в Битце, Московский Сабантуй-2016 будет 17 июля в парке Коломенское. Там собирается до двухсот тысяч гостей.
Еще бывают диаспоральные сабантуи — фактически это этноокрашенный пикник с конкурсами, который проводится в странах, где есть организованная татаро-башкирская диаспора, например, Нью-Йоркский сабантуй проводился в Эйзенхауэр-парке. В 2016 году сабантуи проходили в Софии, Стамбуле, Лос-Анджелес, Риге, Вашингтоне, Праге, Женеве, а пройдут еще в Дрездене и Торонто.

Кто главный на Сабантуе?
Все сколько-нибудь известные люди региона или простые министры и депутаты расписаны по районным сабантуям и должны там быть. Они там выступают с речью и передают приветы и пожелания от президента или главы региона. Глава администрации района выступает первым и рассказывает о том, как глава регион «уделяет большое внимание» развитию села или, например «внедряет передовые, инновационные агротехнологии», ну и заодно держит отчет за прошедший агрогод.
Как правило, в район, на Сабантуй едет земляк, добившийся карьерных и финансовых высот. Например, 4 июня 2016 года чекмагушевцев поздравляла и приветствовал после выступления главы администрации Рифа Юсупова своя общереспубликанская знаменитость — депутат Госсобрания и один из самых крутых и известных фермеров страны Вадим Соколов. Кроме того, на чекмагушевском Сабантуе-2016 был, например, известный предприниматель и оппозиционер режиму Рахимова Рамиль Бигнов, выходец из села Верхнее Аташево. Не так важно - в чести у региональных властей выходец из района или нет - главное, чтобы был хорошим, знаменитым человеком и не терял связи с корнями.



Кто на самом деле самый главный на Сабантуе?
Тракторист, агроном, председатель "колхоза", крестьянского хозяйства, только что завершивший посевную кампанию. От каждого хозяйства оборудуется бортовой УАЗик, в кузов устанавливаются кресла из Дома культуры. В них едут лучшие работники, как на платформах карнавала в Рио, их называют по именам через репродуктор, им аплодируют трибуны. Кроме того есть понятие батыр праздника, борцы на поясах, взявшие первый приз - крупного барана.



Что самое важное на сабантуе?
Посмотреть друг на друга. Встретить старых знакомых и дальних родственников, односельчан. Посмотреть, у кого подрастает невеста или жених. Посмотреть конные состязания — бега и скачки. Бега — это когда лошадь везёт жокея в двухколесной беговой «качалке» и не имеет права сбиться с рыси (тук-тук-тук-тук) на галоп (тыгыдым-тыгыдым).

Галопом имеют право скакать только на скачках - это самое азартное соревнование Сабантуя. Как правило, каждое хозяйство выставляет своих коней и ездока и сражаются колхоз на колхоз. Практика использования профессиональных ездоков здесь не принята, едут и скачут простые люди, потому результаты заездов сильно разнятся и несут большую интригу. Но на финальные заезды оставляют самых сильных участников и поэтому там финиш как в большом спорте — ноздря в ноздрю.


Какие еще бывают соревнования для подготовленных участников?
Самое главное - борьба на поясах-полотенцах (курэш), где разрешены только броски, и редко где - подсечки. Механизаторы иногда соревнуются в запуске двигателя трактора при неисправности. Раньше, при СССР, соревновались на самую ровную борозду.



В каких соревнованиях может участвовать любой?
Волейбол. Лазанье по шесту за призовым петухом или новыми сапогами. Разбивание горшка палкой вслепую. Бег в мешках. Бег с коромыслом и ведрами. Бег с ложкой в зубах, на ложке - яйцо. Перетягивание каната. Лазанье по наклонному столбу. Бой на мешках с сеном, верхом на перекладине.

Чем занять детей?
Все "сабантуйные" состязания проводятся и в детском формате. Перетягивание друг друга с помощью палки. Бег в мешках и с ложками.

Куда деваются лошади после бегов и скачек?
Отводят в прохладную сосновую рощу и задают овса.

Какова культурная программа?
Самодеятельность на сцене: национальная эстрада. Раньше были танцы из индийских фильмов - теперь в моде belly dance. Маленькие дети под конец концерта заполняют сцену в качестве независимой подтанцовки - никто не будет их оттуда сгонять. Но следите, чтобы не упали со сцены.

В толпе ходят гармонисты с тальянками, создают стихийные водовороты танца.



Не умрешь ли на Сабантуе с голода?
Нет. Шашлык и квас. Сахарная вата. Лимонад. Пива нет. Вообще там есть все, что на рынке и магазинах райцентра. И немного больше.

Как насчет выпить?
Раньше молодые люди напивались на жаре и бродили в поисках приключений. Сейчас стало спокойнее - весь личный состав районной милиции тут. Не продают. Есть и оцепление, и патруль, и обезьянник, и ГАИ. Так что аккуратнее. В основном публика приезжает на машинах и потому не особо.

Какие опасности есть?
Держитесь подальше от ограждений во время бегов и скачек. Вас вежливо предупредят, если что. Надевайте шапочку. Берите воду, мезим, гигиенические салфетки и репелленты. Смотритесь от клещей. Мойте руки. Не пейте на жаре. Закусывайте плотнее. Лет 30 назад в одну женщину попал заряд фейерверка. Сейчас их вроде не запускают.

Что еще взять с собой?
Одеяло для пикника. Зонт. Воду. Бинокль. Фотоаппарат. Деньги. Аккордеон. Раскладные стулья. Детей. Пропуск на парковку, если есть. Мячик. Личную деревянную ложку для соревнований по бегу с яйцом. Мешки для мусора. Рацию для своих - сотовая связь там часто падает из-за скопления народа.

Какие были призы?
Лада-гранта. Баран. Петух. Набор для бритья. Яйцо. Игрушка.

Чего не хватило на сабантуе-2016 в Чекмагуше?
Мобильных базовых станций сотовых операторов, квадрокоптера и мест для сбора мусора. Гигиенических салфеток оттирать руки от шашлыка и пластмассовых биотуалетов вместо дощатых "очкового типа".

Что больше всего понравилось?
Атмосфера, добрые, трезвые, веселые люди. Красивые лошади. Цены на шашлык. Приветливая милиция. Баранина. Дети на сцене. Гармонист с тальянкой. Танцовщица живота. Броски курэшистов. Добрая, широкая и белозубая улыбка вот этого гармониста-виртуоза.

"