Posted 5 июня 2013,, 20:07

Published 5 июня 2013,, 20:07

Modified 10 ноября 2022,, 18:50

Updated 10 ноября 2022,, 18:50

Раба любви. Главной героиней башкирского «Спартака» стала коварная куртизанка

5 июня 2013, 20:07
[фото, видео] На минувшей неделе Башкирский театр оперы и балета триумфально завершил сезон долгожданным «Спартаком». Эпический балет Арама Хачатуряна в сценографии Симона Вирсаладзе для уфимской труппы стал еще и эпохальным событием: спектакль воплотил легендарный балетмейстер Юрий Григорович. В начале мая маэстро лично прибыл в Уфу и вместе с ассистентами проводил последние репетиции балета, который стал шестой работой балетмейстера на башкирской сцене. Спектакль получился действительно монументальным – «Спартак» поставлен в лучших советских традициях, однако исполнить главные партии в башкирской постановке доверили молодым талантам.

Допрыгнуть до Спартака


- Корвалол, валерьянку выпила, вот и держусь, - после спектакля признавалась Леонора Куватова зрителям, пришедшим за кулисы поздравить худрука балетной труппы с премьерой. - Не многие верили, что у нас получится такой сложный спектакль, а мы это сделали!

Стоит вспомнить, что сама Куватова 25 лет назад блистала в роли Фригии, правда в те годы в театре отважились лишь на сокращенную версию спектакля: для массовых сцен не хватало кордебалета.

И в этот раз без волнений не обошлось. Знаменитый спектакль, в котором блистали Владимир Васильев и Марис Лиепа, Екатерина Максимова и Майя Плисецкая, в башкирском театре отважились доверить молодежи. Заглавную роль в первый премьерный день исполнил Рустам Исхаков, а его возлюбленную Фригию – Валерия Исаева. Два года назад выпускник Башкирского хореографического колледжа делал робкие шаги в этой роли, станцевав отрывок из балета на отчетном концерте и на 25-летии учебного заведения. Тогда Рустам большого впечатления не произвел – не самый сложный в техническом плане номер требовал от исполнителя таланта драматического актера, что молодому танцовщику сделать было сложно.



И теперь дебютной для Рустама стала эта сложная роль, больше подходящая для бенефиса. На премьере Исхаков выложился полностью, танцевал на пределе возможностей: сказывался еще и изматывающий репетиционный период, отнявший много сил. Подготовка к спектаклю оказалась настолько сложной и энергозатратной, что с дистанции пришлось сойти другому Спартаку – Ильдару Маняпову, который травмировал колено за две недели до премьеры. И во второй день труппу выручил Алексей Шлыков из Краснодарского театра балета Юрия Григоровича, станцевавший заглавную роль.



- Когда Рустам должен был прыгнуть, у меня сердце замерло, - делилась переживаниями Леонора Сафыевна после спектакля, вспоминая один из ключевых моментов.

Публика переживала за артиста не меньше: казалось, что освободительная борьба Спартака отошла на второй план, а зрителя волновал лишь один вопрос: одержит ли Рустам победу над ролью, справится ли с неподъемным образом. Хотя многие, не так хорошо знакомые с персоналиями балетной труппы театра, были уверены, что Спартака танцует артист состоявшийся: зрителей ввел в нужное заблуждение и совсем не по-юношески мощный торс исполнителя, и щетина, нарисованная гримерами для первого акта.

В противники Спартаку определили опытного Олега Шайбакова – артиста необыкновенно статного и эмоционально сдержанного. Его бесстрастность пошла роли на пользу: Красс у Олега получился холодным и надменным военачальником.



Для Исхакова же премьера стала своеобразным обрядом инициации: Рустам доказал, что уже в свои 20 лет способен выдюжить сложнейшую партию и убедительно сыграть трагедию своего героя. В общем, теперь зрители увидели танец не мальчика, но мужа. Однако самым молодым Спартаком Исхакову уже не стать – четыре года назад эту партию исполнил в Большом 19-летний Иван Васильев. К слову, его знаменитый однофамилец в конце 60-х станцевал Спартака в 28 лет.

Нет сомнений, что со временем Рустам станет безупречным исполнителем легендарной роли: у танцовщика появится необходимый опыт, еще более мощные физические данные, техника и актерская глубина. И зритель уже будет сопереживать Спартаку, а не танцующему его артисту.


Жажда страсти


Стоит особо отметить, что «Спартак» - одна из немногих постановок, где кордебалет играет не фоновую, а одну из главных ролей. По крайней мере в уфимском спектакле это не безликая массовка, а ансамбль ярких индивидуальностей. Хороши были и станцевавшие трех пастухов Дмитрий Марасанов, Андрей Брынцев, Руслан Абулханов, и Саръян Сулейманов, яростно исполнивший распорядителя вакханалии. А в массовых сценах отличился Искандер Мурасов, танцевавший с особой страстью.

В одной из сцен Спартаку пришлось даже задрапироваться в алый шарф, чтобы переключить внимание на себя. Беспроигрышный ход, испытанный еще Джулией Ламберт в моэмовском «Театре». В другой сцене герой Рустама Исхакова выгодно выделялся красными стрингами на сером трико, однако без этого элемента гладиаторского гардероба его герой смотрелся бы мужественнее.



Спектакль с мрачной сценографией Симона Вирсаладзе и будоражащей музыкой Арама Хачатуряна, безусловно, мужской и чрезмерно брутальный. Однако самым ярким и безупречно сыгранным образом в уфимской постановке стал женский – куртизанки Эгины, которую великолепно станцевала Гульсина Мавлюкасова. Ее до невозможности соблазнительная героиня с такой кошачьей грацией исполнила монолог под саксофон, что этот момент стал одним из самых незабываемых. Однако и саму ее героиню нельзя недооценивать – она, по сути, верховодит Крассом и задает тон действию. Пока ее полководец ведет завоевательное наступление, у нее своя война: главная задача коварной и расчетливой гетеры – покорить и подчинить самого Красса, превратиться из маргиналки в знатную особу. По сюжету выходит, что она является движущей силой действия.



Во время оргии опьяненный вином и страстью к Эгине Красс требует продолжения банкета, но алкоголя ему мало – он жаждет крови и устраивает поединок гладиаторов. В слепом бою Спартак убивает своего друга, что переполняет чашу его терпения – он решается на восстание. Между тем Эгина играет роковую роль и в дальнейших событиях. После унизительного поражения от предводителя рабов именно она призывает Красса к отмщению, ведь прекрасно понимает: его позор – это и ее поражение, стремящейся завоевать высший свет. Потому она и сама не сидит без дела – ведет партизанскую войну. Пробравшись в лагерь Спартака, куртизанка самым разлагающим образом действует на неустойчивых в моральном плане восставших гладиаторов. Ласки настоящей профессионалки действуют на воинов безотказно: многие из рабов отказываются от сражения, что приводит Спартака к поражению.

Триумф куртизанки оборачивается трагедией для Фригии, которая оплакивает тело не столько предводителя повстанцев, сколько любимого человека. Не стоит забывать, что и на бунт Спартак решился еще и потому, что был разлучен с дамой сердца работорговцами.



Потому неслучайно в центре нового спектакля оказались женские образы. Сложные человеческие отношения и характеры вытеснили революционный пафос борьбы рабов с эксплуататорами. И вместо идеологии, без которой в советском искусстве было не обойтись, сегодня на первый план вышла психология.

Юрий Григорович работой башкирской труппы остался чрезвычайно доволен, на радостях перецеловал всех артистов и все нахваливал Спартака, щедро напророчив Исхакову карьеру на сцене Большого театра. Под лобзания мэтра попал и Рустэм Хамитов, который пришел оценить новую постановку без супруги, но в компании сразу двух высокопоставленных дам – вице-премьера Лилии Гумеровой и министра финансов Рузалии Хисматуллиной.



- Мы вас любим, всегда поддержим. Так держать! - поздравил артистов глава региона.

Театральное начальство скромничать не стало и решило завести разговор о поддержке, не отходя от сцены. Провожая Рустэма Закиевича, Леонора Куватова успела озвучить основные проблемы тесного сценического пространства: мол, танцорам развернуться негде.

- Сделаем, не вопрос, - серьезно пообещал президент и свое слово сдержал – уже на следующей неделе театр закроют на реконструкцию.

Ашир МУРАДОВ.


"